Хошеутовский хурул

Хошеутовский хурул, литография неизвестного автора 1840-х годов

Хошеу́товский хуру́л — буддийский храм начала XIX века, архитектурно-исторический памятник федерального значения[1], находящийся в селе Речное Харабалинского района Астраханской области. Хошеутовский хурул является единственным частично сохранившимся до наших дней калмыцким хурулом, построенным в дореволюционное время.

Содержание

История

Строительство Хошеутовского хурула инициировал владетель Хошеутовского улуса, герой Отечественной войны 1812 года подполковник Серебджаб Тюмень, который хотел построить мемориальный комплекс в память участвовавших в войне калмыков. Строительство Хошеутовского хурула по проекту Батура-Убуши Тюменя началось в 1814 году на месте старого буддийского храма и завершилось в 1817—1818 годах.

17 −18 октября 1858 года хурул посетил Александр Дюма, гостивший в то время у Серебджаба Тюменя[2].

В 20-е годы XX столетия Хошеутовский хурул был закрыт. В 30-е годы XX столетия хурул использовался в качестве клуба, в 50-е годы он использовался как зернохранилище. После восстановления Калмыцкой АССР в 1957 году территория, на которой находился Хошеутовский хурул, отошла к Астраханской области. В 60-е годы большая часть хурула была разобрана для строительства коровника. Позднее оставшаяся часть хурула была заброшена и он постепенно стал разрушаться.

В августе 2004 года была создана инициативная группа по восстановлению хурула. В настоящее время ведётся постепенное восстановление хурула.

Описание

Хошеутовский хурул соединил в себе черты восточной буддийской и западно-европейской архитектур. Считается, что хурул был построен по модели Казанского Собора в Санкт-Петербурге. После Отечественной войны Серебджаб Тюмень побывал в российской столице и был впечатлён архитектурой Казанского собора. Серебджаб Тюмень поручил своему брату Батур-Убуши сделать проект хурула. Батур-Убуши вместе с буддийским монахом Гаван Джимбе создал проект хурула, который соединил в себе черты Казанского собора и родовой герб нойонов Тюменевых, представлявший собой натянутый лук.

Вокруг храма располагались в кибитках кочевые хурулы Декшидын и Манлан. Они хорошо видны на рисунке Чернецовых 1838 года. По преданию эти хурулы прибыли еще из Джунгарии, кочевали по левобережью Волги, а с 1811 года тяготели к месту формирования Второго калмыцкого полка. На литографии неизвестного художника 1868 года, приложенной к материалам Кумо-Манычской научной экспедиции видно, что эти хурулы обрели каменные сюмэ, расположенные слева и справа от главного здания. За правым крылом колоннады располагалось еще одно небольшое каменное строение – придворная часовня нойона. Кроме того, вокруг храма разместились еще несколько культовых построек, субурганов и мани (Мани – часовня, в которой находился молитвенный барабан «кюрдэ»), а также кибитки служителей. Все эти постройки вкупе составили монастырский комплекс Хошеутовского хурула[3].

В современном хуруле находится частично сохранившаяся оригинальная роспись.

Примечания

  1. Калмыцкий хурул (хошеутовский)
  2. Илишкин Лари, Знаменитые калмыки прошлого, стр. 27
  3. http://www.tyumenevs.narod.ru/tyumenevs-kalmyks.html. Также комплекс включал несколько хозяйственных построек

Источник

  • Джанджиев В. Д.-Г., Санджиев А. Б., Хурулы Калмыкии, Элиста, НПП «Джангар», 2007, стр. 32 — 33
  • Илишкин Лари, Знаменитые калмыки прошлого, Элиста, НПП «Джангар», 2010 г., стр. 27

Ссылки

  • Подробно о Хошеутовском хуруле
  • Хошеутовский хурул
  • Сайт, посвящённый Хошеутовскому хурулу
  • Хошеутовский хурул
  • Заброшенный хурул хана Тюменя
  • Хошеутовский хурул в Речном
  • Хошеутовский хурул

Хошеутовский хурул.

© 2016–2023 mk-hram.ru, Россия, Барнаул, ул. Школьная 34, +7 (3852) 17-07-29