Армянская церковь | |
Церковь Святого Карапета
Դոնի Ռոստովի Սուրբ Կարապետ եկեղեցի |
|
Церковь Святого Карапета. Вид с востока. | |
Страна | Россия |
Город | Ростов-на-Дону |
Конфессия | ААЦ |
Тип здания | церковь |
Архитектурный стиль | базиликанский, крестово-купольный |
Автор проекта | В. В. Сазонов |
Строитель | А. П. Аладжалян |
Дата основания | 1875 год |
Строительство | 1875—1881 года |
Статус | действующая церковь |
Це́рковь Свято́го Карапе́та (арм. Դոնի Ռոստովի Սուրբ Կարապետ եկեղեցի) — армянская церковь в Ростове-на-Дону, единственная сохранившаяся в Нахичевани-на-Дону Армянская церковь. Расположена на территории Армянского (Пролетарского) кладбища вблизи его восточной ограды, ориентирована своим южным порталом на главные входные ворота кладбища, которые, в свою очередь являются окончанием 10-й линии.
Содержание |
Церковь Святого Карапета основана по проекту архитектора В. В. Сазонова в 1875 году, освящена 11 июля 1881 года. Средства на строительства церкви, а также приюта для нищих и богадельни были получены от известной нахичеванской благотворительницы А. П. Аладжалян, похороненной под юго-западной стеной церкви.
Пространственная композиция церкви Святого Карапета построена в сочетании форм базиликального и крестово-купольного храмов. В оформлении фасадов прослеживаются традиционные армянские мотивы с резными каменными деталями.
Доминирующий мотив в оформлении фасадов, — аркада. Она представлена в первом ярусе северного и южного фасадов профилированными архивольтами полуколоннами. В храме три входа, — южный, западный и северный, — оформлены перспективными порталами, завершёнными крестами. Преобладающую роль центрального нефа подчёркивает на западном и восточном фасадах мотив нарастающей к центру аркады.
Церковь Святого Карапета — единственная среди всех церквей города, которая построена в армянском стиле. Внутренняя обстановка такая же как и в других армянских церквах. Церковь отличается свойственной армянской церкви простотой. Иконостас церкви сделан из орехового дерева в «анийском» стиле. Стены украшены орнаментальными гипсовыми медальонами рамками и в которые помещены фрески.
Центральная икона церкви «Богоматерь» установлена за иконостасом на ступенчатом подиуме. Подлинные первоначальные фрески помещены в медальонах и рамках: «св. Пантелеимон», «св. Георгий», «св. Варвара», «св. Степанос» и др. Они поражают своей лаконичностью, строгостью и благородством коричнево-оливкового колорита, несмотря на то, что выполнены в академической манере.
Церковь Святого Карапета (Ростов-на-Дону).