Цыганская гамма, также венгерская гамма — октавный звукоряд из интервального рода гемиолики, характерной особенностью которого являются два полуторатоновых интервала (увеличенные секунды) между соседними ступенями. Этноним «цыганский» (или «венгерский») применяется условно (по образцу этнонимов так называемых «натуральных ладов»), поскольку описываемые звукоряды встречаются в музыке многих народов Европы и Азии.
Содержание |
В этой разновидности гемиольного звукоряда полуторатон разделяет III/IV и VI/VII ступени звукоряда (см. нотный пример), причём III ступень находится на расстоянии полуторатона (малой терции) от основания (отсюда в названии «минорная»). В учении о гармонии в России и некоторых зарубежных странах этот звукоряд также (неправильно) называется дважды гармоническим минором[1]. Соответствует звукоряду арабского макама нава атар[2].
В этой разновидности гемиольного звукоряда полуторатон разделяет II/III и VI/VII ступени звукоряда (см. нотный пример), причём III ступень находится на расстоянии дитона (большой терции) от основания (отсюда в названии «мажорная»). В учении о гармонии этот звукоряд также (неправильно) называется дважды гармоническим мажором[3]. Другие названия: доминантовый лад, андалусийский лад, арабская гамма. Соответствует звукоряду арабского макама хиджаз кар[4] и, с точностью до микротоновых отличий — турецкого макама хиджазкар[5].
Цыганская гамма — распространённый модализм в музыке западноевропейских романтиков XIX века, особенно часто её применял Ф.Лист (в «Венгерских рапсодиях», в Сонате h-moll). У Ж.Бизе цыганская гамма широко используется в его опере «Кармен»: минорная разновидность — в (лейтмотиве судьбы, мажорная — в антракте к IV действию. Другие примеры: Мазурка B-dur op. 7 № 1 (эпизод в тт. 45-52) Ф.Шопена. Цыганская гамма встречается и у русских композиторов (также в качестве модализма, часто в смешении с другими звукорядами). М.П.Мусоргский использовал цыганскую гамму в пьесе «Два еврея» (в цикле фортепианных миниатюр «Картинки с выставки») для характеристики богатого еврея, С.В. Рахманинов — во II части Третьего фортепианного концерта.
Цыганская гамма встречается в народной музыке Испании (в том числе, в музыке фламенко), Польши, Румынии, Венгрии, балканских стран.
Цыганская гамма.