Grand Funk Railroad | |
Мел Шахер и Брюс Кулик |
|
Основная информация | |
---|---|
Жанр | |
Годы | |
Страна | |
Город | |
Лейблы | |
Состав | |
Бывшие участники |
Крэйг Фрост |
www.grandfunkrailroad.com |
Grand Funk Railroad (или Grand Funk) — американская хард-рок-группа, образованная в 1969 году и ставшая известной в 1970 году, когда о ней заговорили как о «самой громкой в мире».[1] В течение 1969—1972 годов пять альбомов GFR стали платиновыми (остальные три — золотыми); общий альбомный тираж группы в 70-х годах составил более 25 миллионов[2]. Grand Funk Railroad исполняли предельно упрощённый, но оглушительно-громкий вариант блюз-рока; впоследствии музыкальные критики стали упоминать их в числе провозвестников стоунер-рока).
В 90-х годах ансамбль (в менявшемся составе) выступал как The American Band (по названию хита «We’re an American Band»). В 2000 году его основатели Дон Брюэр и Мел Шакер собрали новый состав (с участниками 38 Special и Kiss) и с тех пор регулярно гастролируют как Grand Funk Railroad. Фронтмен Марк Фарнер также выступает и записывается с собственной группой, NRG.
Содержание |
В середине 1960-х годов популярный в Мичигане ди-джей Ричард Теренс Кнэпп решил оставить радио и войти в рок-бизнес. В какой-то момент пути его пересеклись с местной группой The Jazz Masters (Дон Брюэр — ударные, Эл Пиппинс — гитара, Боб Колдуэлл — клавишные, Херм Джексон — бас). Кнэпп заверил музыкантов в том, что лично знает Мика Джаггера и Брайана Джонса из The Rolling Stones, после чего присоединился к составу в качестве ведущего вокалиста, взяв псвевдоним Терри Найт и переименовав группу в The Pack. Последняя вскоре приобрела такую популярность на местной сцене, что вышедший на мини-лейбле Lucky Eleven Records сингл «I Who Have Nothing» достиг 46-го места в национальном хит-параде. Затем Джексона призвали в армию, Терри Найт ушел сам — и группа распалась.[1]
Grand Funk Railroad образовались в 1969 году, когда поющий гитарист Марк Фарнер и ударник Дон Брюэр пригласили в свой новый проект Мела Шакера (бас-гитариста из ? & the Mysterians). Терри Найт, к тому времени работавший в Capitol, согласился стать их менеджером: именно он предложил назвать ансамбль в честь известной в Мичигане железной дороги, известной как Grand Trunk Western Railroad. Получив первое признание на поп-фестивале в Атланте 4 июля 1969 года, трио подписало контракт с Capitol, где некоторое время его рассматривали как «американский ответ Cream». Не обладая виртуозностью последних, GFR выработали собственный сверхмощный стиль звучания, тут же сделавший их популярнейшей концертной группой США 1970—1971 годов.[1]
Альбом On Time (1969) поднялся до 27 места в списках «Биллборда», Grand Funk (1970) — до 11-го. Взлет группы многие объясняли агрессивной тактикой их менеджера. В 1970 году Найт затратил 100 тысяч долларов на гигантский постер в Нью-Йорке, рекламировавший альбом Closer To Home. Последний тут же поднялся до 6-го места в Billboard 200.[3]
В июне 1971 года Grand Funk Railroad стали первой группой после The Beatles, которой удалось распродать все билеты на концерт на нью-йоркском стадионе Shea. Всё это время музыкальная критика отзывалась о GFR пренебрежительно, а радиостанции за небольшим исключением отказывали им во внимании.[2]
После выхода альбома E Pluribus Funk (выпущенного в оригинальном конверте-круге) GFR решили уволить менеджера: на его место пришли — сначала Энди Кавальере, затем Джон Истман (отец Линды Маккартни). Следующие несколько лет группа провела в судебных тяжбах с Найтом, которому выплатила в конечном итоге гигантскую компенсацию. Сохранив права на название, она, тем не менее сократила его до Grand Funk, после чего стала квартетом: к составу присоединился клавишник Крэйг Фрост (экс-Fabulous Pack). (Рассматривавшийся в качестве альтернативы Питер Фрэмптон после подписания большого сольного контракта вынужден был отклонить приглашение.) С приходом Фроста звучание группы смягчилось, стало более ритм-энд-блюзовым, что вызвало неудовольствие значительной части фанатов. В новом составе группа записывает альбом Phoenix.
Альбом We're An American Band, записанный с Тоддом Рандгреном, поднялся на первое место в списках «Биллборда»[3], как и одноимённый сингл из него — своего рода гимн «концертной жизни», которую за эти годы так полюбила группа. Вторым синглом-чарттоппером Grand Funk стал «The Loco-Motion» (1974): так впервые в истории кавер-версия повторила успех оригинала Литтл Ив.[4]
В 1975 году группа вернулась к полному варианту названия и подписала контракт с MCA Records, выпустив (с продюсером Фрэнком Заппой) Good Singin', Good Playin. Альбом, который музыкальными критиками оценивается как сильнейший в их дискографии, не попал в Top 50. Фарнер покинул состав и занялся сольной карьерой (которая ограничилась выпуском двух альбомов), а Брюэр, Шакер и Фрост пригласили гитариста Билли Этуорти. Новый состав, названный Flint, выпустил один альбом, но коммерческого успеха с ним не имел.
В 1981 году Фарнер и Брюэр с бас-гитаристом Денисом Биллингером реформировали Grand Funk Railroad и на лейбле Full Moon выпустили альбомы Grand Funk Lives и What’s Funk?, после чего, расстроенные отсутствием должной реакции, вновь разошлись. Rolling Stone назвал первый из них «самым позорным „возвращением“ в истории» [5]. Фарнер образовал Adrenalin и выпустил три альбома христианской тематики. Брюэр и Фрост присоединились к Бобу Сигеру в Bob Seger's Silver Bullet Band.
В 1995 Марку Фарнеру было предложено войти в состав Ringo Starr's All Starr Band, после чего с Доном и Мелом он организовал реюнион, ознаменовавшийся гастролями, участие в которых принял гитарист и клавишник Ховард Эдди-младший (англ. Howard Eddy Jr.). 1996—1998 году группа провела в турне, дав большой благотворительный концерт в пользу сирот Боснии, и попав в список Pollstar’s Top 100 Shows.
В 2000 году Grand Funk Railroad реформировались: в новый состав вошли, наряду с Брюэром и Шахером, вокалист Макс Карл (38 Special), гитарист Брюс Кулик (12 лет проведший в Kiss) и клавишник Тим Кэшион (игравший до этого с Бобом Сигером и Робертом Палмером).[2]
Grand Funk Railroad.