Ulver | |
Основная информация | |
---|---|
Жанры |
1993 — 1996 |
Годы |
с 1993 |
Страна | |
Лейбл | |
Состав |
Кристоффер Рюгг (Гарм), Йёрн Сверен, Туре Илвисакер |
http://www.jester-records.com/ulver |
Ulver (у́лвер, норв. волки) — норвежский музыкальный ансамбль, образовавшийся в 1993 году. С каждым выпуском музыка Ulver менялась в стиле; разные альбомы причислялись к жанрам блэк-метал, неофолк, трип-хоп и авангардный метал, в целом коллектив всегда отличался необычностью, оригинальностью стиля и новаторством.
Содержание |
Группа была образована в 1992 году Кристофером Рюггом, выбравшим псевдоним Гарм — в честь персонажа скандинавской мифологии, и барабанщиком Карлом-Михаэлем Эйде (Exhurtum)[1]. Вместе с клавишником Ховардом Йоргенсеном, двумя гитаристами и сессионным бас-гитаристом Робином Мальмбергом из Mysticum они записали демозапись Vargnatt (Ночь волков). В следующем году Эйде покинул группу, а позиции басиста и ударника заняли соответственно Хью Мингей (Skoll) и Эрик Ланселот (AiwarikiaR). Позже к Ulver присоединился клавишник Торбьорн Педерсен (Aismal).
Первые три альбома Ulver часто называют «трилогией», поскольку их объединяет тематика — очарование северной природой и язычеством — и музыкальная направленность[2]. Дебютный альбом Bergtatt — Et Eeventyr i 5 Capitler вышел в 1994 году. На Bergtatt группа рассказала историю о девушке, которую похищают сверхъестественные существа из норвежских легенд[3]. Музыка представляла собой необычное для того времени сочетание традиционного блэк-метала (скоростной темп, дисторшн, скриминг) с вставками акустических проигрышей и чистого вокала[4]. Ulver, наряду с Satyricon, стали одними из первых, кто добавил в блэк-метал элементы фолка[5], а их дебютный альбом считается знаковым и в дискографии группы, и в истории всего жанра[4][1].
Вторым альбомом стал Kveldssanger (1996), полностью исполненный на акустических инструментах (гитара, скрипка, флейта). Некоторые песни Гарм исполнил а капелла[6].
В 1997 году на крупном немецком лейбле Century Media вышел записанный ещё до Kveldssanger[7] альбом Nattens Madrigal, который стал для Ulver прорывом и принесший ей международную известность. В группу к этому времени входили Рюгг, Йоргенсен, Педерсен, Мингей и Ланселот[3]. Как и Bergtatt, Nattens Madrigal — это концептуальный альбом, его главные темы — волки и тёмная сторона человека[8]. Несмотря на исключительно «сырое» и «грязное» звучание, мелодии и игра отдельных инструментов хорошо различимы, что выделяло Ulver среди большинства блэк-металических групп[9]. В конце того же года покончил с собой гитарист Grellmund из первого состава[1].
В 1999 году Ulver переложили на музыку поэму Уильяма Блейка «Бракосочетание Рая и Ада» и на только что созданном Гармом лейбле Jester Records выпустили новый альбом Themes from William Blake's The Marriage of Heaven and Hell, состоявший из экспериментов с индастриалом и трип-хопом[1][10]. Новая работа ознаменовала окончание «блэк-металического периода», с этого момента группа развивалась в сторону электронной музыки. В следующем году вышел техно-эмбиентный мини-альбом Metamorphosis, а через год пятый студийный альбом Perdition City. На нём преобладали мягкие клавишные мелодии и электронные эффекты с сильным привкусом джаза (так, в первом треке «Lost in moments» звучит соло на саксофоне)[11][1].
В 2001 году группа записала два мини-альбома: Silence Teaches You How to Sing и Silencing the Singing. Первый из них — это двадцатиминутная инструментальная электронная композиция, записанная в ходе работы над Perdition City и вышедшая ограниченным тиражом в 2000 копий[12]. На втором мини-альбоме были три инструментальных трека, выдержанных в том же стиле. Позже обе записи были переизданы на сборнике Teachings in Silence. В следующие годы Ulver записали саундтреки к коротким фильмам Lyckantropen и Svidd neger и мини-альбом A Quick Fix of Melancholy, а кроме того вышел сборник 1993-2003: 1st Decade in the Machines, состоявший из ремиксов, выполненных другими музыкантами (в том числе Merzbow)[1].
Очередной альбом Blood Inside (2005) был спродюсирован Ронаном Крисом Мёрфи, ранее работавшим с Yes и King Crimson. Музыка эволюционировала в сторону арт-рокового звучания с симфоническими аранжировками и электронными эффектами[13]. В 2007 году группа издала Shadows of the Sun — мягкую, мелодичную и гораздо более цельную, чем предыдущий альбом, работу[14].
Первое в истории Ulver концертное выступление состоялось 30 мая 2009 года в Лиллехамере[15]. В течение года прошло ещё несколько выступлений, а в 2010 году — европейский тур. 25 апреля 2011 года на лейбле Kscope вышел альбом Wars of the Roses. 5 декабря того же года Ulver издали на DVD запись концерта в Норвежской национальной опере, который состоялся 31 июля 2010 года.
28 мая 2012 года вышел сборник Childhood’s End, вместивший 16 кавер-версий песен известных музыкантов психоделического рока 1960-х годов, среди них Jefferson Airplane, The Birds, Electirc Prunes и The Beau Brummels[16].
В творчестве Ulver часто выделяются два периода: первые три альбома и последующие записи. Bergtatt, Kveldssanger и Nattens Madrigal часто характеризуют как «блэк-металическую трилогию»[17][18]. Музыка Kveldssanger по стилю далека от блэк-метала, однако альбом включается в «трилогию», так как тематика (норвежская природа и фольклор) объединяет его с bergtatt и Nattens Madrigal. В буклете Metamorphosis музыканты заявляли: «Ulver безусловно не является блэк-металической группой и не желает быть заклеймённым таковой. Мы признаём близость первой и третьей частей Трилогии к этой культуре, но подчёркивает, что они были стартовой площадкой, а не завершением»[17]. Более поздние альбомы характеризуются музыкальными экспериментами и преобладанием электронных эффектов. Часть альбомов принадлежит к индастриалу и эмбиенту, часть к трип-хопу, присутствуют также вкрапления элементов джаза, классической музыки и прогрессивного рока[1][19], отмечается влияние Coil[14]. Иногда поздний Ulver определяют как пост-блэк-метал, как одну из блэк-металических групп, позднее поменявшую направление в сторону авангарда[20].
Ulver.