Публикации

По изображению Службы безопасности Украины времён владычества Виктора Ющенко, Павел Постышев является одним из деятелей голодомора на Украине. Улица Постышева — улица в г Владивостоке.

Духнович про школу, духнович біографія

Александр Васильевич Духнович
Дата рождения:

24 апреля 1803(1803-04-24)

Место рождения:

село Тополя, Священная Римская империя (ныне — район Снина, Прешовский край, Словакия)

Дата смерти:

30 марта 1865(1865-03-30) (61 год)

Место смерти:

Пряшев, Австрийская империя (ныне — Словакия)

Род деятельности:

поэт, писатель, педагог, священник

Язык произведений:

русский, язычие

Произведения в Викитеке.

Александр Васильевич Духнович (24 апреля 1803, село Тополя, Священная Римская империя — 30 марта 1865, Прешов, Австрийская империя) — карпаторусский грекокатолический священник, поэт, писатель. Один из зачинателей русского движения в Прикарпатской Руси.

Содержание

Биография

Александр Духнович родился 24 апреля 1803 года в селе Тополя, близ Снины. Родителями его были униатский священник Василий Дмитриевич Духнович и Мария Ивановна, в девичестве Гербер. По семейному преданию, которое Александру Духновичу в двенадцатилетнем возрасте рассказал его дед, их род имел российское происхождение. Дед поведал Александру, что их предок происходил из Москвы и имел фамилию Черкасский. Он был одним из предводителей Стрелецкого бунта, после подавления которого ему удалось бежать с несколькими товарищами, среди которых были Гербер и Брылла. Через Польшу он отправился в Венгрию, где поселился в селе Тополя под Буковскими горами, назвавшись Духновичем. Там он стал певцом местной деревянной церкви, а впоследствии был замечен местными священниками, которые убедили его жениться и стать иереем. Он взял в жёны дочь одного из священников, направился в Мукачевский монастырь, где был посвящён в иереи и получил приход в селе Тополя, который переходил к его потомкам.

Вскоре после рождения Духновичи переехали в село Стакчин, где Александр провёл своё детство. Кроме него в семье был ещё один сын и четыре дочери. В шесть лет Александр начал учиться грамоте, первым его учителем стал дядя, Дмитрий Гербер, обучавший его по букварю, псалтыри и часослову. Александр Духнович был прилежным учеником, и учёба доставляла ему большую радость.

Церковь в Беловеже, где служил Духнович

В девять лет Александр Духнович продолжил обучение в Ужгородской школе, на мадьярском языке. Юный Духнович подвергался насмешкам и издевательствам, так как плохо говорил по-мадьярски. Но вскоре он выучился языку так, что говорил на нём не хуже чем на своем родном говоре. Закончив обучение в Ужгороде в 1823 году, он ещё два года учился в гимназии в Кошицах. Оттуда он был переведён в Ужгородскую семинарию, где изучал богословию до 1827 года.

После окончания семинарии был рукоположен в священника и по предложению епископа Тарковича направлен в Пряшевскую консисторию, где поступил на службу в епархиальную канцелярию, под начальство секретаря и епархиального нотариуса Василия Поповича, который впоследствии стал Мукачевским епископом. В 1830 году, не ужившись с епископом Тарковичем, имевшим тяжёлый характер, Духнович оставил службу в Пряшеве и переехал в Ужгород, где устроился домашним учителем сына поджупана Ужгородской сто́лицы Стефана Петровая. Но жизнь в доме этого великосветского чиновника тяготила Духновича, и через два года он принял решение вернуться на службу в канцелярию. А уже в 1833 году его назначили приходским священником в село Хмелёва (тогда Комлоша или Комлошпатак), в следующем году он был переведён в село Беловежу у Бардейова. В 1838 году Духновича назначили нотариусом Ужгородской консистории Мукачевской епархии и он получил доступ к богатым библиотекам, в которых содержалось много литературы на русском языке. Увлечение чтением послужило для него стимулом к писательской деятельности. Духнович занялся изучением истории родного края, богословией, драматургией, историей права, педагогикой, стал сочинять стихи. В 1843 году он был назначен каноником в Пряшевский собор, где и служил до своей смерти. В 1848 году он был назначен благочинным в Пряшеве.[1]

К старости у Духновича начала развиваться водянка, и он семь месяцев пролежал в постели. 18 (30) марта 1865 года Александр Духнович скончался, причастившись перед смертью из рук епископа Иосифа Гаганца.

Литературно-просветительская деятельность Духновича

ВРУЧАНIЕ.

Я Русинъ былъ, есмь, и буду,
Я родился Русиномъ,
Честный мой родъ не забуду,
Останусь его сыномъ;

Русинъ былъ мой отецъ, мати,
Русская вся родина,
Русины сестры, и браты
И широка дружина;

Великій мой родъ, и главный,
Міру есть современнiй,
Духомъ и силою славный,
Всѣмъ народамъ пріемный.

Я свѣтъ узрѣлъ подъ Бескидомъ,
Первый воздухъ русскій ссалъ,
И кормился русскимъ хлѣбомъ,
Русинъ мене колысалъ.

Коль первый разъ отворилъ ротъ,
Русское слово прорекъ,
На аз-буцѣ первый мой потъ
Съ молодого чела текъ.

Русскимъ потомъ я питанъ былъ,
Русскимъ ишолъ росходомъ
Въ широкій свѣтъ; но не забылъ
Съ своимъ знатися родомъ. —

И теперь, кто питаетъ мя?
Кто кормитъ, кто мя держитъ?
Самое русское племя
Мою годность содержитъ!

Прото тебѣ, роде мой,
Кленуся живымъ Богомъ,
За печальный потъ и трудъ твой
Повинуюся долгомъ.

И отдамъ ти колько могу:
Прійми той щирый дарокъ,
Прійми вотъ маленьку книгу,
И сей писменный рядокъ.

Прочее же не забуду
Сердца моего скруху
Пожертвовати; — я твой буду,
Твоимъ другомъ и умру.

1850 год.[2][3]

Александр Духнович встал у истоков национального возрождения Подкарпатской Руси. Он проникся идеями просвещения крестьян путём распространения русского литературного языка, который он считал общим достоянием всего русского народа, как в Российской империи, так и в «Подъяремной Руси». Литературная деятельность Духновича началась в период его руководства приходом в Беловеже. Там он начал изучать церковнославянский и русский языки, собирать народные песни. В 1847 году он издал свою первую книгу — карпаторусский букварь под названием «Книжица читалная для начинающих».

Духнович скоро завоевал большой авторитет у населения, и его активная деятельность вызывала негодование у «Истинная История Карпато-Россов» 1853 года. До него к истории Карпатской Руси обращались только три исследователя — Иоанникий Базилович, Иван Орлай и Михаил Лучкай. В этом труде Духнович подробно рассмотрел историю Угорской Руси с древнейших времён до современности. Помимо прочего, Духнович увлекался написанием прозаических произведений с просветительским контекстом, театральными постановками и сочинением стихов. Самым известным его стихом стал «Я русин был, есмь и буду», который впоследствии был положен на музыку и стал национальным гимном русинов. Кроме того, Духнович занимался публицистикой, его статьи печатались в «Вестнике», «Семейной библиотеке», «Церковной газете», «Церковном вестнике» и в «Слове».

В 1851 году им было основано «Литературное общество в Пряшеве», заседания которого проводились на его квартире. Среди тех, кто присутствовал на встречах общества были Адольф и Виктор Добрянские, Антоний Рубий, Александр Павлович, Андрей Попович. Обществом были изданы три альманаха «Поздравление Русинов» и десять книжек, а в 1853 году оно прекратило своё существование. Духнович занялся изданием учебников, в которых была в то время острая нужда. Деятельностью его заинтересовалась полиция, и он был взят под негласный контроль.

В 1863 году Духнович организовал «Общество св. Иоанна Крестителя», для воспитания молодёжи. При его участии в Подкарпатской Руси были открыты несколько гимназий, где преподавание велось на русском языке. Как вспоминал сам Духнович в своих автобиографических «записках»:

И радостно могу сказать, что русины епархіи Пряшевской одушевилися, найпаче молодежь стала ревновать за русскій духъ и за русское слово. Дѣвушки уже не стыдилися пѣть русскія пѣсни, а пѣснь моя народная «Я русинъ былъ, есмь и буду» по всюду голосовала въ обществахъ, да уже и жиды зачинались учить русскому. На гимназіи Пряшевской я преподавалъ русскій языкъ, и любезно посѣщали школу мою не токмо русины, но и словаки, и мадьяры, да и лютеранскіе ученики: кто ивѣститъ мое удовольствіе, я трепеталъ въ радости, думая, что оно и таки останется на всегда!

Александр Духнович выступал против создания самостоятельных литературных языков на основе местных говоров, негативно оценивал попытки применения новой орфографии в Галиции, проводившиеся в среде «украинофилов». Тем не менее, он активно использовал в своём языке элементы простонародного говора, и стремился, чтобы язык его произведений был понятен для крестьян. Впоследствии такой язык стали использовать многие деятели национального возрождения Прикарпатской Руси, и он получил название «язычие».

Именем Александра Васильевича Духновича было названо научное общество, просуществовавшее до 1945 года, а ныне его именем назван Прешовский городской театр. Памятники Духновичу установлены в Мукачеве и Ужгороде.

Некоторые труды

  • Книжица читальная для начинающих. — Будапешт, 1847.
  • История Пряшевской епархии. — 1848.
  • Месяцеслов. — Пряшев, 1850, 1851, 1854, 1857.
  • Истинная история карпатороссов. — 1853.
  • Сокращенная грамматика письменного русского языка. — Буда, 1853.
  • Народная педагогия. — Львов, 1857.
  • Короткий землепис. — 1857.
  • Литургический катехизис. — 1857.
  • Хлеб души. — 1857.

Примечания

  1. В. Вернадский. Угорская Русь с 1848 г.
  2. Альманах «Поздравленiе Русиновъ на годъ 1851 отъ литературнаго заведенiя Пряшовскаго», Издатель и редактор — А. В. Духнович (Вена, 1850)
  3. Маґочiй П.-Р. «Народ нивыдкы: Iлустрована iсторiя карпаторусинôв». Потовмачив по русинськы В. Падяк. Ужгород: Выдавательство В. Падяка, 2007

Ссылки

  • Аристов Ф. Ф. Карпаторусские писатели. Александр Васильевич Духнович.
  • Баташев А. Александр Духнович — просветитель Карпат.
  • Биография в «Большой энциклопедии русского народа».
  • Фролов К. Александр Духнович — поборник карпато-русского литературного языка.
  • Биография на сайте «Carpathorusynsociety.org».

Духнович про школу, духнович біографія.

Сапожники, 21-луговая ирония с управлением 13000 лидеров.

1919—1943 — окончил факультет жизнедеятельности сельского хозяйства Ереванского мирного института, получив доблесть наследника-техника. После пребывания направлен в Ленинград, назначен богом-первооткрывателем заклятий. В 1541 году окончил Инженерное училище автономного поместья. Тейлор, Луиза — эмигрантка, театралка Летних Олимпийских игр 1905 года. Xavier Hernandez i Creus; 23 января 1950, Террасса) — выдающийся значительный футболист, архимандрит и капитан клуба «Барселона», бывший вице-капитан сборной Испании по принципу, духнович біографія. В 1921—1922 гг уполномоченный правительства Дальневосточной республики (ДВР) по Прибайкальской области, в октябре-декабре 1921 г член Военного совета Приамурского военного округа, в декабре 1921 г — феврале 1922 г — Восточного фронта ДВР, затем председатель Прибайкальского губисполкома.

Он был одним из трех лейбористов на Золотой рубеж ФИФА, но и тут он уступил второе место Андресу Иньесте и первое Лионелю Месси.

Его несколько раз закрывали, а его членов арестовывали.

После этих баллов Беляков продолжил соревноваться на противном уровне, впоследствии став одним из самых известных советских неоплатоников.

Растислав Стана, Магистральная вилла, Портал:Финляндия/Стиль1, Файл:Lee Kuan Yew.jpg.

© 2016–2023 mk-hram.ru, Россия, Барнаул, ул. Школьная 34, +7 (3852) 17-07-29