Станция Санкт-Петербург-Балтийский
Гатчинское направление
Калищенское направление |
|
Октябрьская железная дорога | |
Отделение ж. д.: |
Санкт-Петербургское отделение |
---|---|
Дата открытия: |
1857 год |
Прежние названия: |
Петергофский вокзал |
Тип: |
пассажирская |
Количество платформ: |
7 |
Тип платформ: |
5 островных и 2 боковых |
Форма платформ: |
прямая |
Электрифицирована: | |
Архитекторы: | |
Выход к: |
Наб. Обводного канала, Митрофаньевское шоссе |
Пересадка на станции: | |
Пересадка на: | |
Тарифная зона: |
0 |
Код в АСУЖТ: |
036002 |
Код в «Экспресс-3»: |
2004005 |
Балти́йский вокза́л — один из вокзалов Санкт-Петербурга. Расположен на территории Адмиралтейского района на площади Балтийского вокзала по адресу: набережная Обводного канала, 120.
Содержание |
В 1853 году барон Штиглиц совместно с бароном Фелейзином занялся постройкой железной дороги из Петербурга в Петергоф и из Гатчины в Лугу (Балтийская железная дорога). Вокзал был построен для этой железной дороги и с 1853 по 1872 годы назывался Петергофским.
Современное здание вокзала построено в 1855—1858 годах архитектором А. И. Кракау. По бокам здания располагались двухэтажные флигели, левый предназначался для императорской семьи. Перроны имеют стеклянное перекрытие, в витраже фасада установлены действующие поныне часы «Павел Буре». Движение поездов с вокзала открыто 21 июля 1857 года. Современное имя вокзал получил в 1872 году после открытия железнодорожного сообщения с Ревелем (ныне Таллин). Торжественное переименование было приурочено к прибытию на платформу Петербурга поезда из этого города.
В 1931—1932 годах Балтийский вокзал реконструирован. Из-под купола здания убраны пути, боковые входы закрыты, центральный вход сделан на месте трехарочных окон. С 1933 Балтийский вокзал принимает и отправляет только пригородные поезда и по объёму пассажиропотока пригородного сообщения входит в число крупнейших в России.
К левому крылу пристроен наземный вестибюль станции метро «Балтийская» (1955), закрывший несколько витражей светового зала[2] и нарушивший симметрию фасада.
В начале 2000-х годов вокзал был отреставрирован и в апреле 2003 года оснащён автоматической системой контроля оплаты проезда(турникетами).
В настоящее время вокзал НЕ обслуживает поезда дальнего следования. Однако зимой 2009—2010 годов в связи со снежными заносами части путей Витебского вокзала некоторые поезда дальнего следования прибывали на Балтийский вокзал (например, из Риги).
11 ноября 2002 года около 10:30 электричка, проходившая ремонт в депо, неожиданно тронулась с места, набрала ход и на скорости 41 км/ч врезалась в платформу вокзала. В результате происшествия под колёсами двух первых вагонов, выскочивших на платформу, погибли четверо и пострадали ещё девять человек.[3] В момент катастрофы пассажиров в поезде не было. В связи с происшествием вокзал был закрыт, на это время пригородные электропоезда отправлялись со станций Броневая и Ленинский Проспект[4].
По версии следствия, по поручению старшего мастера Бугаев и Шапичев отправились проводить подготовительные работы в электричке перед её обкаткой. Во время работы Бугаев заметил сломанный манометр и отсутствующий пульт радиостанции. Никого не предупредив, не поставив электричку на тормоз, Бугаев отправился в депо доложить об обнаруженных неисправностях. Шапичев же продолжал работу. По версии следствия, он соединил два провода не предусмотренной схемой перемычкой, замкнув цепь, в результате чего электропоезд с 10 вагонами двинулся к платформе, набирая скорость. Около 10 часов поезд со скоростью 41 километр в час выехал на платформу[5]
Виновными судом были признаны слесари по ремонту подвижного состава локомотивного депо ТЧ-15 станции «Санкт-Петербург — Балтийская» Н. Шапичев и Н. Бугаев.[3]
В начале декабря 2009 технолог вокзала Д. Э. Кузора (являлся на тот момент единственным техническим специалистом вокзала) предотвратил тяжелую аварию электропоезда. Д. Э. Кузора вовремя обратил внимание на опасный выход за габарит приближения строений платформы № 6 (путь № 8) и начало разрушения ее несущих конструкций, хотя это и не входило в его должностные обязанности (акты Балтийского вокзала от 08.12.2009, 10.12.2009, 11.12.2009, рапорт от 11.12.2009). От края платформы до корпуса электропоезда оставалось около 5 мм. После обследования экспертами состояния платформы путь № 8 был закрыт для приема поездов. Через несколько дней после закрытия пути наступили морозы, что привело к еще большей деформации платформы в отдельных местах и выхода за габарит еще на 35…70 мм. Если бы путь не был закрыт, авария электропоезда при прибытии на путь № 8 была бы неизбежна. Временное закрытие пути № 8 привело к ухудшению ведения маневровой работы на подъездных путях Балтийского вокзала. Платформа № 6 была построена в 2003 году с рядом конструктивных недостатков. Весной-летом 2010 года аварийная платформа № 6 была полностью разобрана и перестроена.
С 1 июля 2007 года пассажирские перевозки по направлениям с Балтийского вокзала осуществляет ОАО «Санкт-Петербург-Витебская пригородная пассажирская компания»[6]. Каждый час услугами Балтийского вокзала пользуются около 2,8 тыс. человек[7]. По объёму пригородных пассажирских перевозок занимает второе место среди вокзалов Санкт-Петербурга и одно из первых в России[8]. По состоянию на октябрь 2010 года вокзал обслуживает следующие направления:
Остановочные пункты железной дороги | ||
Предыдущая станция: Нет (начало линии) |
Балтийский вокзал |
Следующая станция: Электродепо |
|
||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Автобусные вокзалы и станции
Морской транспорт Большой порт Санкт-Петербург
Речной транспорт
|
Балтийский вокзал (Санкт-Петербург).