Финляндский вокзал
Финляндское направление
|
|
Октябрьская железная дорога | |
Отделение ж. д.: |
Санкт-Петербургское отделение |
---|---|
Дата открытия: | |
Тип: |
пассажирская |
Количество платформ: |
5 |
Количество путей: |
10 |
Тип платформ: |
5 островных |
Форма платформ: |
прямая |
Электрифицирована: |
октябрь 1951 года |
Архитекторы: |
П. А. Ашастин, Н. В. Баранов, Я. Н. Лукин, инженер И. А. Рыбин |
Выход к: |
пл. Ленина, ул. Комсомола |
Пересадка на станции: | |
Тарифная зона: |
0 |
Код в АСУЖТ: |
038205 |
Код в «Экспресс-3»: |
2004004 |
Финля́ндский вокза́л — пассажирский терминал станции Санкт-Петербург-Финляндский, один из пяти действующих вокзалов Санкт-Петербурга. Расположен по адресу: площадь Ленина, 6.
Содержание |
Первое здание вокзала было возведено в 1870 году (архитектор Пётр Купинский) на Симбирской улице для Финляндской железной дороги, которая связала столицу с Великим княжеством Финляндским. Дорога была проложена в 1862—1870 годах до станции Рихимяки, которая находилась на построенной в 1858—1862 годах первой в Финляндии железной дороги между городами Тавастгус (Хямеэнлинна) и портом Гельсингфорс (Хельсинки). В начале 20 века пути Финляндского вокзала были реконструированы. Уровень путей был поднят до пяти метров выше уровня улиц, чтобы не препятствовать уличному движению.
На Финляндский вокзал 3 (16) апреля 1917 года приехал вернувшийся из эмиграции Владимир Ленин. В память об этом событии на площади у старого здания Финляндского вокзала в 1926 году был установлен памятник (скульптор С. А. Евсеев, архитекторы В. А. Щуко, В. Г. Гельфрейх). В 1957 году на вокзале был установлен доставивший Ленина в Россию паровоз H2-293 (дар правительства Финляндии Советскому Союзу).
Вокзал был единственным, действовавшим в годы блокады: здесь начиналась «Дорога жизни», и 7 февраля 1943 года сюда с Большой земли пришёл первый поезд с продовольствием. В память об этом на перроне вокзала в 1973 году был установлен первый из 56 мемориальных километровых столбов, поставленных вдоль железнодорожной ветки «Дороги жизни».
В 1950-х годах была проведена комплексная реконструкция вокзала (архитекторы П. А. Ашастин, Н. В. Баранов, Я. Н. Лукин, инженер И. А. Рыбин). Был построен наклонный ход станции метрополитена «Площадь Ленина» (станция метро была открыта 1 июня 1958 года в составе второй очереди метрополитена), на месте вокзальных корпусов, выходивших на улицу Комсомола, было возведено новое главное здание вокзала в стиле функционализм (открыто 4 июня 1960 году), обращённое к Неве.
Отправляющиеся с вокзала пригородные электропоезда обслуживает расположенное неподалёку моторвагонное депо Санкт-Петербург Финляндский.
В 1970-е годы были разобраны почти все боковые (обращенные к Финскому переулку) корпуса старого вокзала, кроме центрального ризалита, включённого в одно из новых зданий.
В начале XXI века схема прохода по вокзалу пассажиров была изменена. 26 февраля 2001 года в местах входа-выхода пассажиров была запущена автоматизированная система контроля оплаты проезда(АСКОП) пассажирами пригородных поездов([1]), и выход на Боткинскую улицу был закрыт.
Кассовый зал перекрыт железобетонной оболочкой — одной из первых в городе конструкций такого типа. На перроне Финляндского вокзала в стеклянном павильоне установлен паровоз H2-293, доставивший Ленина в Россию в октябре 1917 года (дар правительства Финляндии Советскому Союзу). Рядом находится первый из 36 мемориальных километровых столбов, поставленных в 1973 году вдоль железнодорожной ветки легендарной «Дороги жизни», которая здесь начиналась.
С Финляндского вокзала отправляются пригородные поезда в северо-западном и северо-восточном направлениях, а также скоростные поезда дальнего следования «Аллегро» сообщением Санкт-Петербург—Хельсинки. В левом крыле вокзала — наземный вестибюль станции метро «Площадь Ленина». Каждый час услугами Финляндского вокзала пользуются около 1,5 тыс. человек[2].
Вокзал относится к Октябрьской железной дороге.
Направление | Тип | Примечание |
---|---|---|
Санкт-Петербург — Хельсинки | Дальнего следования | Скоростные поезда «Аллегро» |
Выборгское направление (Санкт-Петербург — Выборг) | Пригородного сообщения | Обычно со всеми остановками |
Экспресс | Промежуточные остановки: Удельная, Зеленогорск,Рощино,Каннельярви. | |
Санкт-Петербург — Белоостров (через Сестрорецк) | Пригородного сообщения | Со всеми остановками |
Приморское направление (Санкт-Петербург — Советский через Приморск) | Пригородного сообщения (шестивагонный электропоезд, в Зеленогорске подцепляется тепловоз М62) | Промежуточные остановки: Удельная, Зеленогорск, далее со всеми остановками |
Санкт-Петербург — Кузнечное | Пригородного сообщения | Обычно со всеми остановками |
Экспресс | Промежуточные остановки: Девяткино, Сосново, Лосево, Приозерск | |
Санкт-Петербург — Ладожское Озеро (Дорога жизни) | Пригородного сообщения | Со всеми остановками |
Санкт-Петербург — Невская Дубровка | Пригородного сообщения | Со всеми остановками |
Финляндский вокзал. Фотография начала 20 века
Финляндский вокзал ночью
Финляндский вокзал и окрестности, вид с вертолёта
Под вокзалом существует подземный пешеходный переход. Он обеспечивает дополнительный выход с платформ электропоездов слева и справа от вокзала. Переход начинается от дома Финский пер., 8; Ленина пл., 8, имеет выходы на трамвайных остановках посреди площади, около здания вокзала, внутри вокзала на всех платформах и за территорией вокзала напротив дома 37, корп. А по улице Комсомола. Подвокзальная территория отделена от уличного перехода дверями. В нём расположены туалет, продуктовый магазин, книжный магазин и камеры хранения. Во время ремонта вокзала к 300-летию Петербурга переход был отреставрирован. Сейчас он аккуратно выглядит; покрашенные в жёлтый цвет стены и колонны венчает лепной карниз. В связи с оборудованием вокзала турникетами переход был поделён на две части декоративными решётками. По одной половине перехода осуществляется сквозной проход под вокзалом, по другой — выход пассажиров электропоездов в город. Пешеходы не имеют возможности попасть на платформы вокзала.
В просторечии вокзал часто называют «Финба́н» (от нем. Finnischer Bahnhof) или «Финвал» от сокращения слов Финляндский вокзал (русский эквивалент первого). Вокзал был открыт на Симбирской улице в 1870 и в этом же году в Симбирске родился В. И. Ленин, судьба которого оказалась тесно связанной с вокзалом.
Остановочные пункты железной дороги | ||
Предыдущая станция: Нет (начало линии) |
Финляндский вокзал |
Следующая станция: Ланская или Кушелевка |
|
||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Автобусные вокзалы и станции
Морской транспорт Большой порт Санкт-Петербург
Речной транспорт
|
Это заготовка статьи о железнодорожном транспорте. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Это заготовка статьи о Санкт-Петербурге. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Финляндский вокзал.