Геворг Скевраци | |
ученый, писатель, политический и церковный деятель | |
---|---|
Дата рождения: | |
Место рождения: | |
Дата смерти: | |
Место смерти: |
Геворг Скевраци (Геворг Ламбронеци) (1246/47, Ламброн, Киликия — 1301)- армянский ученый, вардапет, оратор, писатель, политический и церковный деятель
Содержание |
Родился в 1246 году в Ламброне, Киликийского армянского царства. Был одним из образованных вардапетов средневековой Армении.[1] Начальное образование получил у своего дяди, еп. Григора Скевраци. в 1256 — 1257 годах обучался у монаха Мхитара из монастыря Скевра. Приобрел богословское и философское образование в Западной Армении, в школе Вардана Аревелци. В различных монастырях Киликийской Армении, занимался переписыванием летописей, читал проповеди, преподавал. Большую часть своей жизни провел в монастыре Скевра. В числе других священнослужителей принимал непосредственное и активное участие в борьбе против унии армянской и римских церквей. До самой смерти в 1301 году являлся настоятелем Скеврского монастыря, являвшегося в то время одним из главных центров Киликии[2]
Геворг Скевраци сыграл большую роль в развитии армянской богословской литературы. Являлся автором наставлений, поэтических, музыкальных и сочинений, а также множества экзегетических произведений, в том числе толкований на «Деяния апостолов» (написанго до 1289 года по заказу Ованнеса Царебрата, брата киликийского царя Хетума I) и на книгу пророка Исаии (написанную в 1290 — 1291 годах, по приказу царя Хетума II). «Предисловия» и «оглавления» составленные Геворгом Скевраци к книгам Ветхого и Нового заветов имеют огромное значение для изучения истории и комментирования библейских текстов. Разработанные и написанные им труды по грамматике, являются важным вкладом в историю развития армянской письменности.[2] Его работы «Каноны о подробностях орфографии»[3] и «Каноны о правильном произношении»[3] служили учебниками и справочниками для многих поколений писцов и переписчиков рукописей. В отличие от Аристакеса, который устанавливает орфографические правила, Георг Скевраци занимается вопросами орфоэпии и пунктуации и разрабатывает правила переноса. На эту тему им было написано три работы: «Наставление о свойствах слогов», «Наставление о просодии» и «Наставление об искусстве писания». Наиболее важными для теории и практики являются правила слогоделения и переноса. Рекомендуемые им правила, с небольшими изменениями, используются и в современном армянском языке.[4]
Геворг Скевраци является редактором сборников «Тонапатчар» (баналог синаксаря) и гимнов «Шаракноца», так же известного «Хлкеци» (написанная Григором Хулом). Занимался систематизацией обрядов и празднеств армянской церкви и армянского свода церковных канонов. Им были составлены многочисленные молитвенные песни-проповеди и дифирамбы. В 1283 году по просьбе Ованнеса Царебрата сочинил «Оду евангелисту Иоанну». Являясь придворным художником, был известен как один из мастеров художественного оформления книги.[2]
Если Аристакес устанавливает орфографические правила, то Георг Скевраци (XIII в.) занимается вопросами орфоэпии и пунктуации и разрабатывает правила переноса. Он оставил три работы: «Наставление о свойствах слогов», «Наставление о просодии» и «Наставление об искусстве писания». Наиболее важными для теории и практики «искусства писания» являются правила слогоделения и переноса, разработанные Геворгом Скевраци. Рекомендуемые им правила, с небольшими изменениями, используются и в современном армянском языке.
Геворг Скевраци.