История армянского языка |
---|
Дописьменный период |
Армянская гипотеза Греко-армянский праязык Протоармянский язык |
Письменный период |
Древнеармянский язык (V—XI века) Среднеармянский язык (XI—XVII века) Новоармянский язык (с XVII века) |
Армянская письменность |
Армянский алфавит История создания алфавита Данииловы письмена Армянская пунктуация |
Наследие |
Армянская литература Армянская историография |
Арменистика |
Армянская историография — совокупность работ армянских авторов (летописей, хроник и пр.), посвящённых истории собственно Армении и сопредельных государств и регионов — Закавказья, Византии, Ближнего и Среднего Востока[1].
Армянская историография возникла в V веке н. э., с созданием Месропом Маштоцем армянского алфавита. Крупнейшие армянские историографы раннего Средневековья (V—X вв.) — Мовсес Хоренаци, Лазар Парпеци, Фавст Бузанд, Егише, Себеос и другие. Новый подъём армянской историографии охватывал период X—XIV веков, когда были созданы значительные труды Ованеса Драсханакертци, Степаноса Таронаци, Киракоса Гандзакеци, Вардана Аревелци и др.
В XIV в. армянская историография вступила в полосу упадка, связанного с нашествием татаро-монгольских племён и растянувшегося на два-три столетия, в течение которых не было создано сколько-нибудь серьезных исторических трудов. Исторические события этого периода дошли до нас главным образом благодаря мелким хроникам и памятным записям армянских рукописей.
Содержание |
В I—II веках жил историк, жрец Олюмп, о котором в своей «Истории Армении» сообщает Хоренаци. Согласно Хоренаци, Олюмп — автор «Храмовых историй»[2], однако неизвестно, на каком языке был написан этот труд. В III веке сирийский ученый Вардесан перевел его на сирийский и греческий языки.
Истоки армянской историографии восходят к V веку н. э.. В 405—406 гг. учёный и монах Месроп Маштоц создал современный армянский алфавит, что способствовало началу культурного и литературного движения во всей Армении, разделённой с 387 г. между Римом и Персией. Маштоц сам основывал армянские национальные школы в разных областях (гаварах) Армении (до этого в Армении действовали школы, где преподавались греческий, сирийский и персидский языки). Вскоре после создания письменности были открыты высшие школы в Айрарате и Сюнике. В 420—422 гг. Маштоц с группой учеников отправился в Константинополь, где, получив разрешения от императора Феодосия II, приступил к созданию школ в Западной Армении.
Именно из выпускников армянских национальных школ выдвинулась плеяда блестящих историков-повествователей V века - такие, как Корюн, Агатангелос (Агафангел), Мовсес Хоренаци, Фавст Бузанд, Егише, Езник Кохбаци, Лазар Парпеци, Мамбре Верцанох и др.
Историография занимает ведущее место в армянской культуре V века. Первым известным оригинальным историографическим трудом, написанным на армянском языке, стало произведение ученика Месропа Маштоца вардапета Корюна «Житие Маштоца», в котором автор описал жизнь своего учителя, историю изобретения армянского письма, открытия школ, распространения грамотности, зарождения армянской литературы. Труд Корюна также содержит ценные сведения о культурной жизни соседних Грузии и Кавказской Албании.
«История Армении», приписываемая Агатангелосу, содержит важные сведения о социальной структуре армянского общества периода царствования Трдата III (298—330 гг.), о принятии страной христианства в качестве государственной религии, деятельности Григория Просветителя и борьбе против язычества.
«История Армении» Фавстоса Бузанда охватывала период от распространения христианства в Армении до её раздела между Римом и сасанидским Ираном (387 г.).
Историку Егише принадлежит историческое сочинение «О Вардане и войне армянской», в котором изложена история Армении от падения царства Аршакидов (428—429 гг.) до 464—465 гг., в том числе события, предшествовавшие Аварайрской битве 451 года, и сведения о ходе самой битвы. Именно этот труд является одним из главных источников современных знаний об истории восстания полководца Вардана Мамиконяна и его сподвижников против насильственного насаждения зороастризма в Армении (450—451 гг.). Сам Егише, по преданию, был воином и секретарём (оруженосцем) Вардана Мамиконяна.
Лазар Парпеци написал свою «Историю Армении» в 490—495 гг. по поручению марзпана Ваана Мамиконяна. Этот труд, охватывающий период с 387 по 485 гг., повествует в основном о восстаниях против персидского владычества 450—451 и 481—484 гг., уточняя и дополняя работу Егише.
Крупнейшим представителем древней и средневековой армянской историографии, одним из наиболее значительных мыслителей своего времени был Мовсес Хоренаци. Его основной труд «История Армении», излагающий историю армянского народа с древнейших времен до середины V века, написанный в 480—481 гг. по поручению князя Саака Багратуни, оказал большое влияние на последующее развитие армянской историографии.
«Возникнув уже в первой половине V в. после изобретения армянского алфавита Месропом Маштоцем, эта литература довольно быстро стала развиваться как оригинальная и многожанровая. Уже в V в. появилось немало чисто исторических трудов по истории Армении и сопредельных стран. Позже возникла географическая литература.»
К VI веку относится «Хронография» Атанаса Таронаци. Автор дает важные хронологические указания особенно истории I—V веков. В качестве исторических источников Таронаци использовал труды историографов V века, чем его «Хронография» приобретает особую важность для составления критических текстов армянских историографов предыдущего периода[4]. Для периода VI—VII веков наиболее ценным историографическим трудом является «История императора Иракла» Себеоса. В «Истории» Себеоса события в Армении рассматриваются в контексте всей истории региона эпохи. Первый историк Армении после арабских завоевании является Гевонд живший в VIII веке. Его «История Халифов» (завершен около 790 году), несмотря на влияние церковно-религиозной литературы своего времени, является ценным и достоверным историческим источником о первых арабских нашествиях, об объединении и восстании патриотических сил страны против арабского ига. Абраам Ванакан в 737 году написал сочинение «Мученичество Ваана Гохтнеци».
Товма Арцруни (родился в 860-х гг.) на рубеже IX—X веков пишет «Историю дома Арцруни», в которой содержатся важные сведения по истории Армении, Ирана, Арабского халифата. Особенно подробно изложены события, имевшие место в Васпуракане во второй половине IX - начале X вв.
Новый подъём армянской историографии пришёлся на X—XIV вв. В хрониках и летописях, созданных в этот период, приводятся важные сведения не только об Армении, но и о соседних государствах.
Особенную ценность представляют «История Армении» Ованеса Драсханакертци, завершённая ок. 924 года, и «История Армении» Ухтанеса, написанная в 980 - 982 гг.
Ованес Драсханакертци, живший во второй половине IX - начале X вв., изложил в своём труде основные события в жизни Армении с древнейших времен (от всемирного потопа) до 924 года[5], когда опустошительные набеги арабов достигли крайних пределов, а князья Багратуни основали в области Ширак независимую династию, столицей которой вскоре стал город Ани. Если первая часть книги написана на основе трудов предыдущих армянских историков (Корюн, Егише и др.), то вторая часть имеет исключительно познавательную ценность, т. к. написана на основании непосредственных впечатлении и анализа автора — очевидца и участника событий[5]. Именно поэтому это произведение является важным источником для изучения истории Армении первой четверти X века[6]. «История» Драсханакертци является также важным первоисточником для изучения истории всего Закавказья и особенно Грузии и Албании[6]. «История» содержит ценные данные о социально-экономической жизни, географических и топографических условиях, имеет богатый фактологический матераил.
В конце X века Мовсес Каганкатваци пишет «Историю страны Агванк», где в основном описаны исторические события в двух восточных провинциях Армении - Арцахе и Утике[7].
В эпоху усиления Багратидской Армении в армянской историографии отмечаются тенденции создания новой (после Хоренаци) всеобщей истории Армении и соседних регионов.
Значительный исторический труд эпохи «Всеобщая история» Степаноса Таронаци (жил во второй половине X - начале XI вв.) был закончен ок. 1004 года. В этом труде дана хроника жизни и деятельности царей Армении, Персии, Египта, Сирии и других стран.
Крупнейшим историком XI века является Аристакес Ластивертци, написавший свою «Историю» между 1072—1079 гг. В ней он описывает важнейшие события 1001—1072 гг, включая сельджукские походы в Закавказье.
Из историков XII века наиболее известен Маттеос Урхаеци, родом из города Урфы (Эдессы), - автор «Хронологии», представляющей собой подробную летопись событий 952—1136 гг. Урхаеци работал над своим произведением около 40 лет. В нём содержатся важные сведения об Армении, Грузии и Сирии.
В XIV в. армянская историография вступила в полосу упадка, связанного с нашествием татаро-монгольских племён и растянувшегося на два-три столетия, в течение которых не было создано сколько-нибудь серьезных исторических трудов. Исторические события этого периода дошли до нас главным образом благодаря мелким хроникам и памятным записям армянских рукописей.
В XVII в. появились исторические труды, среди которых самое значительное место занимает «Книга историй» Аракела Даврижеци. Труд Аракела Даврижеци, которому он отдал девять лет жизни, — уникальное произведение по истории Армении XVII в., играющее важную роль в изучении и истории соседних стран и народов — грузин, азербайджанцев, персов и турок.
<…>
В первой четверти XVIII века Есаи Гасан-Джалалян (арм. Եսայի Հասան-Ջալալյան), католикос агванского католикосата Армянской апостольской церкви, написал труд по истории Карабаха под названием «Краткая история страны Агванк», изданный в Шуше карабахским митрополитом Багдасаром Гасан-Джалаляном в 1839 году.
Историк XVIII в. Абраам Ереванци, автор книги «История войн 1721—1736», описал в ней завоевание афганцами Исфахана и падение государства Сефевидов, войны 1725—1736 гг. между Турцией и Персией — в частности, он описал как очевидец оборону Еревана и взятие его турецкими войсками в 1724 г.
Армянский католикос Абраам Кретаци известен своей «Историографией», также содержащей интересный материал об ирано-турецких войнах, о политической и экономической жизни Армении и Ирана в 1734—1736 гг.
Написан в 620-е гг.[8], содержит сведения, имеющие ценность исторического источника.
|
|
|
|
Мовсес Хоренаци, «История Армении», изд. 1695 | Лазар Парпеци, «История Армении», изд. 1793 | Егише, «О Вардане и войне армянской», изд. 1787 | Аракел Даврижеци, «История Армении», изд. 1669 |
Автор | даты жизни и смерти автора | время создания труда | название труда | первое издание |
---|---|---|---|---|
Олюмп | I—II века | «Храмовые истории» (не сохранилась) | - | |
Агатангелос | IV или V век | «История Армении»[9] | 1709 | |
Зеноб Глак[10] | IV век | «История Тарона» | 1719 | |
Корюн | V век | между 443—451 гг. | «Житие Маштоца»[11] | 1833 |
Мовсес Хоренаци | V век или между VII и IX веками | «История Армении»[12] | 1695 | |
Егише | V или VI век | «О Вардане и войне армянской» | 1764 | |
Лазар Парпеци | V век | «История Армении» | 1793 | |
Фавстос Бузанд | V век | «История Армении» | 1730 | |
Атанас Таронаци | VI век | «Хронография» | ||
Себеос | VII век | довел до 661 г. | «История императора Иракла»[13] | 1851 |
Иоанн Мамиконян | VII век | «История Тарона»[14] | 1708 | |
Гевонд | VIII век | около 790-гг. | «История Халифов»[15] | фр. 1856 (арм. 1857) |
Ованес Драсханакертци | 845—850 — 929 гг. | довел до 924 г. | «История Армении»[16] | фр. 1841 |
Товма Арцруни | IX—X века | между 880-е—910-е. | «История дома Арцруни» | 1852 |
Псевдо-Шапух Багратуни | IX—X века | «История анонимного повествователя» | 1921 | |
Ухтанес | ок. 935 — ок. 1000 г. | «История Армении» | 1871 | |
Мовсес Каганкатваци | X век | «История Агванка»[17] | 1860 | |
Степанос Таронаци | X—XI века | довел до 1004 г. | «Всеобщая история»[18] | 1859 |
Аристакес Ластивертци | XI век | между 1072—1079 гг. | «Повествование вардапета Аристакэса Ластиверци» | 1844 |
Матеос Урхаеци | XI век | довел до 1136/37 гг. | «Хронография» | |
Самуел Анеци | XII век | «Летопись» | 1893 | |
Вардан Аревелци | XII—XIII века | довел до 1267 | «Всеобщая история»[19] | 1728 |
Мхитар Гош | XII—XIII века | «Албанская хроника» | ||
Мхитар Анеци | XII—XIII века | «История» | 1879 | |
Киракос Гандзакеци | XIII век | между 1241—1266 | «История Армении»[20] | 1858 |
Смбат Спарапет | XIII век | окончил около 1270-гг | «Летопись» | 1856 |
Мхитар Айриванеци | XIII век | довел до 1289 года | «Хронографическая история»[21] | 1860 |
Енок Макагия | XIII век | «История народа стрелков»[22] | ||
Ованес Авагерец Лехаци | XIII век | «Хронография» | ||
Степанос Епископ | XIII век | «Летопись» | 1913 | |
Степанос Орбелян | XIII—XIV века | окончил около 1297—1300 гг. | «История области Сисакан» | 1859 |
Гетум | XIII—XIV века | «Летопись» | 1842 | |
Нерсес Палиенц | XIII—XIV века | «Летопись» | ||
Ованес Арджишеци | XIII—XIV века | «Хроника» | ||
Себастаци | XIII—XIV века | «Летопись»[23] | ||
Товма Мецопеци | XIV—XV века | окончил около 1440 г. | «История Тимура и его преемников» | 1860 |
Аноним | XIV—XV века | «Хроника» | 1893 | |
Аракел Даврижеци | XVI—XVII века | окончил в 1662 г. | «Книга историй»[24] | 1669 |
Григор Даранагеци | ок. 1576—1643-гг. | между 1634—1640 гг. | «Хронография» | |
Симеон Лехаци | XVI—XVII века | «Путевые заметки»[25] | ||
Закарий Канакерци | XVII век | «Хроника» | ||
Давид Багишеци | XVII век | «История» | ||
Закарий Акулисский | XVII век | «Дневник» | 1938 | |
Петрос ди Саркис Гиланенц | XVII—XVIII века | «Дневник осады Испагани афганами»[26] | ||
Абраам Кретаци | XVII—XVIII века | «Краткое повествование о начале царствования Надир-шаха»[27] | 1796 | |
Симеон Ереванци | XVIII век | «Джамбр» | 1873 | |
Есаи Гасан-Джалалян | XVII—XVIII века | «Краткая история страны Агванк» | 1869 | |
Абраам Ереванци | XVIII век | «История войн 1721—1736» | 1796 | |
Товмас Ходжамалян | XVIII век | «История Индии» | 1822 |
Это заготовка статьи об Армении. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Армянская историография.