«Гиляк» | ||
---|---|---|
|
||
Канонерская лодка «Гиляк» | ||
Основная информация | ||
Тип | Канонерская лодка | |
Государство флага | Россия | |
Порт приписки | Порт-Артур | |
Верфь | Новое Адмиралтейство | |
Строительство начато | 30 апреля 1896 года | |
Спущен на воду | 22 сентября 1897 года | |
Введён в эксплуатацию | 10 октября 1898 года | |
Выведен из состава флота | 1905 год | |
Современный статус | Сдан на слом | |
Параметры | ||
Водоизмещение | 1239 тонн | |
Длина | 63,09 м | |
Ширина | 11,15 м | |
Осадка | 3,14 м | |
Технические данные | ||
Силовая установка | 2 машины тройного расширения. 6 котлов Бельвиля | |
Мощность | 1179 л. с. | |
Винты | 2 | |
Скорость | 11,64 узла | |
Экипаж | 7/159 | |
Вооружение | ||
Артиллерийское вооружение | 1 × 120-мм/45, 5 × 75-мм/50, 4 × 47-мм/43, 2 × 37-мм/23, 2 × 7,62-мм пулемёта, 1 × 63,5-мм/20 |
|
Торпедно-минное вооружение | 1 × 381-мм торпедный аппарат |
Каноне́рская ло́дка «Гиля́к» — мореходная канонерская лодка Российского Императорского флота.
Содержание |
На основании опыта использования канонерских лодок на Дальнем Востоке (стационерная служба и обслуживание дипломатических миссий в городах, расположенных в устьях рек) было сделано заключение о необходимости создания кораблей с малой осадкой, приспособленных для плавания по рекам.
В докладной записке от 25 мая 1892 года командующий Тихоокеанской эскадрой контр-адмирал П. П. Тыртов сформулировал основные требования к кораблям нового типа: осадка не более 2,7 м, скорость не менее 12 узлов, водоизмещение около 750 тонн. Состав вооружения и бронирование определялись тем обстоятельством, что корабли будут вести действия против сухопутных войск: четыре 120-мм орудия, четыре 47- и 37-мм скорострельные пушки Гочкиса, одна десантная пушка Барановского. Бронирование «не могло быть существенным». От парусного вооружения отказались, оставив одну стальную мачту с боевым марсом, которая считалась "крайне полезной для наблюдения за рекой и берегом".
На основании этих требований был составлен и направлен на рассмотрение в МТК проект канонерской лодки. Однако в апреле 1894 года Морское министерство получило сведения о новых американских канонерских лодках, специально приспособленных для ведения боевых действий на реках. Было решено разработать новый проект канлодки для Дальнего Востока, взяв за основу спецификации американских лодок «Пингвин» и «Пернез». В ноябре 1895 года теоретический чертеж был представлен в Новое Адмиралтейство.
Руководителем строительства был назначен младший судостроитель П. Е. Черниговский. 30 апреля 1896 года состоялась торжественная закладка лодки, получившей название «Гиляк». Вскоре строительство остановилось из-за затянувшихся переговоров с з-дом Бельвиля по поводу машинно-котельной установки. Проект котлов был утвержден 19 декабря 1896 года, машины были доставлены в Новое Адмиралтейство 10 августа 1897 года, а контракт был подписан только 6 сентября 1897 года.
23 сентября 1897 года «Гиляк» был спущен на воду. Достройка на плаву продолжалась еще почти год.
Швартовные испытания, назначенные на начало октября 1898 года, были отложены, но 10 октября «Гиляк» был официально введен в строй, все еще находясь у достроечной стенки Нового Адмиралтейства.
14 октября корабль под командованием А. Вильгельмса совершил переход в Кронштадт, направляясь на приемосдаточные испытания в Ревель. Во время перехода обнаружилась сильная течь в таранном отделении, поэтому лодку поставили в кронштадтский док.
2 декабря, после устранения недоделок, лодка вышла из дока, но переход в Ревель был отменен из-за сложной ледовой обстановки в Финском заливе. Швартовные испытания проводились в Кронштадте.
20 мая 1899 года лодку под командованием капитана 2-го ранга В. М. Ларионова включили в состав Отдельного отряда судов Балтийского моря для проведения ходовых испытаний.
1 июня в ходе шестичасового испытания на мерной миле достичь контрактной мощности не удалось.
Особые опасения вызывал сильный (до 6,5°) крен при поворотах на 11-узловой скорости. Командование лодки ставило вопрос о снятии тяжелой башнеобразной мачты, но после специальной серии испытаний с раскачиванием лодки на тихой воде, мачту было решено оставить, но провести дополнительные испытания на Балтике при бурном море перед отправкой корабля на Дальний Восток.
Проведенные 19 июня повторные испытания дали в целом положительные результаты.
Продольный и поперечный набор из листовой и угловой стали. Толщина продольных стрингеров — 4,7 мм, вертикального киля — 6,35 мм. Наружная обшивка склепана из листовой стали (6,35-7,93 мм). Стальной настил жилой палубы (5,6 мм) мостик, полубак и палубу кормовой надстройки покрыты линолеумом, верхняя палуба — деревянным настилом. Продольные и поперечные водонепроницаемые переборки имеют толщину 4,7-6,53 мм. Переборки в районе машинно-котельной установки имеют толщину 12,7 мм. Палубный настил над машинно-котельной установкой изготовлен из броневых листов толщиной 12,7 мм. Боевая рубка прикрыта 9,5-мм стальными листами в два слоя.
Корпус имеет довольно большой завал бортов и характерные туннели («своды») в кормовой части.
Для улучшения маневренности лодка снабжена двумя рулями. Штурвалы расположены на обоих на мостиках (носовом и кормовом), и по одному в румпельном отделении и боевой рубке. От установки машинного телеграфа на мостиках отказались, заменив его переговорными трубами.
Характерной особенностью лодки стала стальная мачта массой около 20 тонн с боевым марсом и наблюдательной рубкой.
По итогам конкурса на лучшую машинную установку с участием пяти заводов (12 апреля 1896 года) заказ на энергетическую установку был выдан фирме Крейтона в Або (Финляндия). Она состояла из двух машин тройного расширения с суммарной индикаторной мощностью не менее 1000 л. с. и шести водотрубных котлов Бельвиля.
4 сентября «Гиляк» покинул Кронштадт, направляясь на Тихий океан. Командиру Отдельного отряда судов в Средиземном море предписывалось произвести подробный осмотр корабля и отправить его далее с таких расчетом, чтобы он прошел Индийский океан в самое тихое время года.
13 сентября в Либаве были проведены предписанные МТК испытания на раскачивание при бурном море. Результаты испытаний в штормовую погоду признали удовлетворительными, и 19 сентября канонерская лодка вновь вышла в море.
На всем протяжении перехода плохо работали опреснители. В Пирее осмотр показал «значительную слабость механизмов». В рапорте говорилось, что «после двух-трехдневного перехода... приходится неустанно поджимать гайки».В целом лодку признали «вполне исправной»
31 декабря «Гиляк» под командованием капитана 2-го ранга И. Индрениуса вышел из Пирея и 31 мая 1900 года прибыл в Порт-Артур. По пути следования канонерская лодка «Гиляк» зашла в Персидский залив, став первым русским военным судном, посетившим этот район.
«Гиляк» в составе международной эскадры принимал участие в подавлении восстания «боксёров». 4 июня 1900 года канонерская лодка приняла активное участие в бою с фортами Таку, который длился более 5 часов и проходил на минимальной дистанции. «Гиляк» получил самые сильные повреждения: в него попало три китайских снаряда, один из которых сделал подводную пробоину и проник в носовой 75мм погреб, где вызвал пожар патронов и взрыв нескольких снарядов. Экипаж «Гиляка» в течение 15 минут справился с пожаром и подвел пластырь под пробоину. Кормовая артиллерия лодки не прекращала огня ни на минуту. Потери «Гиляка» составили 59 убитых и раненых[1]. За доблесть в этом бою «Гиляк» был награжден Георгиевским серебряным рожком.
1 января вышел из Чемульпо в Порт-Артур с депешами русского посланника в Сеуле Павлова, уступив место стационера канонерской лодке «Кореец».
28 января 1904 года участвовал в бою с основными силами японского флота, но ввиду безрезультатности огня перешёл на внутренний рейд.
В течение Русско-японской войны «Гиляк» участвовал в охране внешнего рейда Порт-Артура, обстреле вражеских позиций и отражении атак брандеров.
1 ноября 1904 года «Гиляк» был разоружен и 25 ноября затонул на внутреннем рейде Порт-Артура у Перепелиной горы от попадания пяти 280-мм снарядов противника. Перед сдачей крепости корабль был взорван.
В 1905 году «Гиляк» был поднят японцами и сдан на слом.
Мореходные канонерские лодки российского и советского флота | ||
---|---|---|
Тип «Опыт» | «Опыт» («Мина») | |
Тип «Горностай» | «Горностай» | |
Тип «Дождь» | «Ёрш» | «Бурун» | «Туча» | «Вихрь» | «Дождь» | «Снег» | «Гроза» | «Буря» | «Град» | |
Тип «Бобр» | «Бобр» | «Сивуч» | |
Тип «Гиляк» | «Гиляк» | |
Тип «Кореец» | «Кореец» | «Манчжур» | «Донец» | «Запорожец» | «Кубанец» | «Терец» | «Уралец» | «Черноморец» | |
Тип «Хивинец» | «Хивинец» | |
Тип «Грозящий» | «Грозящий» | «Гремящий» | «Отважный» | «Храбрый» | |
Тип «Гиляк II» | «Гиляк II» | «Бобр II» | «Кореец II» | «Сивуч II» | |
Тип «Карс» | «Карс» | «Ардаган» |
Гиляк (канонерская лодка).