Часть серий |
|
---|---|
Культура | |
Архитектура · Изобразительное искусство · Кино · Кухня · Литература · Мифология · Музыка |
|
Диаспоры | |
Армения · Иран · Грузия Россия · (Дагестан · Санкт-Петербург) · Украина |
|
Религия | |
Ислам · Христианство · Иудаизм Зороастризм |
|
Язык | |
Азербайджанский | |
Памятные события | |
Мартовские события · Чёрный январь · Резня в Ходжалы | |
Азербайджанский портал |
Азербайджанцы в Иране (Азери́, Иранские азербайджанцы) — южная часть азербайджанского этноса, составляющая большую часть населения Иранского Азербайджана (провинции Западный, Восточный Азербайджан, Зенджан и Ардебиль) и провинций Казвин, Меркези и Хамадан. Живут также в провинциях Гилян, Курдистан, Кум и Тегеран ( <25% )[1]. Общая численность составляет около 18 - 30 миллионов человек (18 %- 42% населения Ирана)[2][3][4][5][6][7]. В основном — мусульмане-шииты.
Содержание |
В X веке на востоке Иранского плоскогорья появилась новая военная сила в лице тюрок Средней Азии, которые разгромили династию Саманидов в Хорасане и образовали военно-феодальное государство Газневидов, достигшее наибольшего могущества при Махмуде Газневиде (998—1030) и распространившее своё влияние на территорию от Ганга до Курдистана.
В период его правления в Хорасан мигрировала масса кочевников — тюрок-огузов, принявших ислам и признавших власть Газневидов. Наибольшим влиянием среди них пользовался род сельджуков. Позднее, однако, они отказались подчиняться султану Махмуду и, одержав победу над газневидскими войсками в 1038 году, объявили султаном одного из вождей сельджуков, Тогрул-бека. В течение следующих десятилетий огузские племена, возглавляемые сельджуками, захватили бо́льшую часть Центрального Ирана, Хорезм, Систан, Керман, Герат и другие земли, в 1055 году захватили Багдад, в 1071 году разгромили византийские войска при Манезкерте. В ходе дальнейшей экспансии сельджуки подчинили себе Армению, часть Сирии, Палестину, бо́льшую часть Малой Азии и Закавказья. Именно Северный Иран (Азербайджан, Хорасан, Фарс), Южный Кавказ и Малая Азия стали районами расселения большей массы тюрок-огузов, что привело к серьёзным изменениям в этническом составе населения. В конце XI — начале XII вв. единое государство Сельджукидов начало распадаться на самостоятельные сельджукские государства. Одним из них стало государство атабеков Азербайджана (Ильдегизидов) со столицами в Нахичевани, Тебризе, Ардебиле и Хамадане). Непрерывные междоусобицы, продолжавшиеся в течение XII века, облегчили завоевание Ирана правителями Хорезма — хорезмшахами, бывшими вассалами сельджуков. В начале XIII века их сменили новые завоеватели — монголы Чингисхана. В течение 1220-х — 1230-х гг. монголами были разгромлены феодальные государства, существовавшие на территории Северного и Западного Ирана и Азербайджана. Монгольские походы нанесли огромный урон завоёванным территориям — массы людей были истреблены, многие города и деревни были превращены в груды развалин, ирригационные системы разрушены.
В 1250-е гг. монгольский хан Хулагу с многочисленной и хорошо вооружённой армией создал здесь своё собственное государство ильханов (Хулагуидов), которое включало в себя Иран, большую часть современного Афганистана и Туркмении, большую часть Закавказья, арабский Ирак и восточную часть Малой Азии. Столицами государства были Мераге, Тебриз, Солтание, затем снова Тебриз. Бо́льшая часть знати при ильханах — как тюрки, так и персы — исповедовала ислам. В конце XIII - начале XIV вв. произошла полная исламизация и монгольской ильханской знати. В конце 1330-х гг. государство ильханов в результате борьбы за власть между отдельными феодальными родами монгольской, тюркской, иранской знати распалось на средние и небольшие феодальные государства. Наиболее могущественными среди них были династии Чобанидов, Джелаиридов и Музаффаридов.
В конце XIV в. Иран подвергся нашествию Тамерлана. После его смерти в 1405 году Джелаириды совместно с союзниками — кочевниками из тюркского государства Кара-Коюнлу — нанесли поражение Тимуридам на территории Азербайджана, Ирака и Курдистана. Во второй половине XV в. Кара-Коюнлу, в свою очередь, потерпело поражение в борьбе с кочевниками тюркского государства Ак-Коюнлу, основатель которого Узун Хасан, подчинивший почти весь Западный Иран, сделал своей столицей Тебриз.
Отсутствие единой централизованной власти в государстве Ак-Коюнлу и междоусобная борьба способствовали в конце XV века усилению влияния суфийского ордена Сефевийе. Сефевиды, имеевшие местное иранское происхождение, впоследствии тюркизировались и приняли азербайджанский вариант тюркского языка[8][9]; по мнению В.Минорского, они также владели и персидским, как родным[10].
Опорой Сефевидов стали азербайджаноязычные кочевые племены разного происхождения: румлу, шамлу, устаджлу, бахарлу, текелю, афшар, каджар, зулькадар и варсак[11]. Во второй половине XV века эти племена получили общее название — кызылбаши (азерб. «красноголовые»), поскольку они носили чалму с двенадцатью пурпуровыми полосками в честь двенадцати шиитских имамов)[12]. Опираясь на них, руководитель сефевидского ордена шейх Исмаил предпринял поход против ширваншахов, овладел Шемахой и Баку, а затем разгромил правителя Ак-Коюнлу. Овладев Азербайджаном, в 1501 году он прововозгласил себя шахом. Шах Исмаил I Хатаи, родившийся в городе Ардебиль и владевший тюркским языком как родным[13], является классиком азербайджанской литературы и поэзии[14]. В Государстве Сефевидов азербайджанский язык стал почти на столетие языком двора, армии и суда (он сохранял этот статус на протяжении около столетия)[15][16][17][10][18][19].
В первый период Сефевидов азербайджанские тюрки доминировали в управлении Персией, а местный вариант тюркского языка и персидский язык испытывали сильное взаимное влияние[20].
После падения династии Сефевидов в XVIII веке и хаоса последующих лет, азербайджанцы оказались разделены между двумя десятками полунезависимых ханств. Основателем Макинского ханства стал Ибрагим-бек из племени баят, Ардебильского — глава племени шахсевенов Назар Али-хан, Карадагского — глава племени карадагцев Казым-хан, Урмийского — один из предводителей племени афшаров Фатали-хан Афшар[21]. Марагинское ханство управлялось главами азербайджанского племени мукаддам, во владении которым Марага была отдана ещё шахом Аббасом I[22]. Последовавшая в начале XIX века русско-персидская война привела в 1828 году к разделу Азербайджана по реке Аракс, согласно Туркманчайскому договору, по которому северный Азербайджан перешёл под контроль Российской империи, а южный (Иранский Азербайджан) остался в составе Ирана[23][24][25][26], и влияние азербайджанцев в Иране значительно ослабло.
Известно, что между азербайджанцами и курдами, составляющими около 14% населения Ирана, нет особо хороших отношений[26]. Это проявлялось и в эпоху Каджаров; курды и азербайджанцы с неохотой сотрудничали друг с другом в военных кампаниях. В 1848 году население Хорасана, состоящее из курдов, туркмен и персов, выступило против расквартированного в провинции азербайджанского гарнизона, что было вызвано неприязнью к этническим особенностям азербайджанцев[27].
В начале XX века азербайджанцы Ирана сыграли значительную роль в социально-политической истории страны. Они сыграли значительную роль в становлении иранского национализма[28]. Писатель-просветитель Мирза Фатали Ахундов был одним из предшественников романтического[29], cовременного иранского национализма[30].
Во время Первой мировой войны турецкие войска летом 1918 года вошли на территорию Иранского Азербайджана и взяли под контроль его столицу Тебриз. Одновременно на территории северного Азербайджана была провозглашена независимая Азербайджанская Демократическая Республика. Это позволило демократической партии Шейха Хиябани в Тебризе начать борьбу против шахского режима в южном Азербайджане. В начале 1920 года Хиябани объявил южный Азербайджан — Азадистаном («Страна Свободы» — азерб.), но восстание было подавлено войсками Ирана и контроль Тегерана был полностью восстановлен.[31] Появление турецких войск в Тебризе в 1918-м году всколыхнули национальные чувства азербайджанцев и стимулировало стремление к объединению азербайджанцев Ирана и Закавказья. После прихода к власти в Иране династии Пехлеви в 1925 году правительство в Тегеране небрежно относилось к азербайджанцам и Пехлеви запретили использование азербайджанского языка в образовании, прессе и делопроизводстве.[31]
Контакт между азербайджанскими частями Ирана и Советского Союза был ограничен до тех пор пока в 1941 году советские войска не вошли в северный Иран во время Второй мировой войны. Азербайджанский народ получил возможность объединения[25]. В 1945 году на территории Южного Азербайджана, занятой советскими войсками, образовалось де-факто самостоятельное государственное образование — Национальное правительство Азербадйжана (англ.)русск. (Демократическая Республика Азербайджан) соответственно. Между курдскими и азербайджанскими националистами в данный период продолжали сохраняться острые и до конца не преодолённые противоречия, причём советские власти чаще склонялись на азербайджанскую сторону. Однако, курдские и азербайджанские националисты старались наладить сотрудничество и соблюдать декорум взаимной лояльности[32]. Один из пунктов Демократической партии Иранского Курдистана (англ.)русск. гласил: «Демократическая парти Курдистана будет предпринимать максимум усилий, чтобы добиться единства и солидарности курдов, азербайджанцев, армян и ассирийцев (англ.)русск.»[33]. К несчастью, это сотрудничество оказалось недолговечным. Курды не признавали Иранский Курдистан частью Иранского Азербайджана, и в начале 1946 года в Иранском Курдистане была провозглашена Мехабадская Республика. Курдское правительство в Мехабаде гарантировало права меньшинств, в том числе и азербайджанцев[34]. Государственное образование в Южном Азербайджане просуществовала всего один год, до момента, пока советские войска не были отозваны назад под нажимом альянса США, Франции и Великобритании[25]. На следующий день несколько тысяч иранских азербайджанцев были убиты[26]. В последующие годы сепаратисткие настроения в Азербайджане внимательно отслеживались и использование азербайджанского языка ещё больше воспрепятствовалось[31].
Внешние видеофайлы | |
---|---|
Марш (песня) иранских азербайджанцев в честь Исламской революции в Иране |
Азербайджанцы были в авангарде широкой антишахской коалиции, вылившейся в Исламскую революцию, которая привела к свержению шахского режима[35]. Исламская революция началась в январе 1978 года с расстрела шахской полицией в Куме демонстрации студентов, протестовавших против клеветнической статьи в государственной газете о аятолле Хомейни. На сороковой день гибели людей 18-19 февраля вспыхнуло восстание в Тебризе, в котором приняло участие около 100 тыс. человек. На подавлении беспорядков, ставшим первым крупным массовым выступлением против шахского режима, правительство бросило армейские части, танковые подразделения и боевые вертолёты, что привело к человеческим жертвам[36]. Contrary to calling for independence or even autonomy, Azeris mirrored the rest of Iranian society in demanding democracy, pluralism, and the expulsion of foreign interference, personified in the Shah himself[35].
Однако, так же, как это делала монархическая власть, исламский режим, пришедший к власти в 1979 году в ходе Исламском революции, принижал этническую разницу между персами и азербайджанцами[26]. Представители азербайджанцев участвовали в Конгрессе угнетённых народов Ирана, прошедшем в августе 1979 года в Иранском Курдистане[37]. Между тем, недовольства этнических и религиозных меньшинств, пресекаемые династией Пехлеви, проявились в революционный период дали о себе знать. В местах компактного проживания этнических меньшинств (арабы (англ.)русск., курды, белуджи) были выдвинуты требования автономии; непростая обстановка сложилась в Иранском Азербайджане и в районах расселения туркмен. В районе Резайе вспыхнули столкновения между курдами-суннитами и азербайджанцами-шиитами[38].
Пока лидер исламской революции аятолла Хомейни находился в эмиграции, главным религиозным авторитетом в Иране[39] считался азербайджанец[40] великий аятолла Мохаммад Казем Шариатмадари. Большая часть верующих азербайджанцев относилась к числу его последователей[41]. После победы исламской революции отношения между Шариатмадари и Хомейни приняли натянутый характер. Наибольшего размаха противоборство между ними достигло в декабре 1979 года и январе 1980 гг., когда в Куме и Тебризе произошли столкновения между последователями обоих аятолл[41]. Несмотря на то, что важные фигуры иранского истеблишмента были этническими азербайджанцами, как например аятолла Али Хаменеи, власти не колебались в выборе средств для подавления вооружённого сепаратизма, применяя тяжёлое оружие, как, например, при подавлении восстания в Тебризе в 1981 году, и казнив сотни азербайджанцев[26].
Тысячи азербайджанских добровольцев сражались вместе с персами и другими народами Ирана в Ирано-иракской войне, защищая общую родину, причём населённый преимущественно азербайджанцами Ардебиль занимает второе место среди городов по числу погибших в ходе этой войны[35].
В настоящее время азербайджанцы в Иране считаются этнической группой, составляющей неотъемлемую часть иранской нации[42]. В Иране на азербайджанском языке издаются журналы, газеты и.т.д. В 2006 году посол Ирана в Азербайджане Афшар Сулеймани заявил, что в Иране издаются более 130 газет и журналов на азербайджанском[43].
Период после провозглашения независимости Азербайджанской Республики на севере обозначен появлением открытой и скоординированной политической деятельности и созданием организаций, которые объединили иранских азербайджанцев[44]. Право на использование азербайджанского языка в Иране было главной темой политической активности начавшейся в тот период. Весной 1998 года группа из шестидесяти лидеров интеллигенции Иранского Азербайджана послала открытое письмо президенту Хатами с требованием свобод в области культуры и языка. Они указали, что их язык является тем же, на котором говорят в Азербайджанской Республике и там, в отличие от Ирана, разрешается печатать на азербайджанском языке[44]. Молодежные студенческие организации также требовали создания двуязычной образовательной системы[44]. В 1995 году профессором-азербайджанцем Махмудали Чохраганлы, который выиграл выборы в парламент Ирана, но не был туда допущен, была создана организация "Движение национального пробуждения Южного Азербайджана " (GAMOH/GAMIC).[26][44] Эта организация требует предоставления независимости азербайджанцам и действует в подполье. Азербайджанская Республика, в свою очередь, колеблется между сочувствием к сородичам — иранским азербайджанцам и нежеланием обострять отношения с Ираном[26][44].
Первый год, после распада Советского Союза, были открыты границы и сотни семей по обе стороны начали активно навещать друг друга[44]. Были достигнуты значительные улучшения в коммуникационных и транспортных соединениях между Азербайджанской Республикой и азербайджанскими провинциями Ирана. Появились прямые авиационные и автобусные рейсы. Были установлены связи и подписаны соглашения между администрацией азербайджанских провинций Ирана и правительством Азербайджанской Республики, в области торговли, образования, научных исследований и экономического сотрудничества[44]. Первоначально Иранские власти приветствовали контакты по обеим сторонам границы, надеясь на распространение своего влияния на новорожденную Азербайджанскую Республику. Однако вскоре они осознали, что влияние происходит в обратном направлении. И к концу 1992 года начали ставить препятствия на пути контактов и с целью их сокращения. Так например, в отличие от своей политики в отношении беженцев из Афганистана и Ирака, Иранские власти отказались принять азербайджанских беженцев спасающихся из районов боевых действий с Арменией, опасаясь интенсивного общения между беженцами и "своими" азербайджанцами[44]. Также правительство Ирана изменило свою позицию в Карабахском конфликте в пользу поддержки Армении[45], так как считало, что победа Азербайджана вдохновит иранских азербайджанцев[46].
В 2003 году по северо-западу Ирана прокатилась волна массовых демонстраций азербайджанцев. С тех пор позиция иранских властей в отношении националистических организаций стала заметно жестче. В июле того же года была показательно казнена 19-летняя студентка-азербайджанка, принимавшая участие в протестах. В 2006 году разгорелся новый скандал вокруг высмеивающей азербайджанский язык карикатуры, напечатанной в государственной газете, вылившийся в тысячные акции протеста в азербайджанонаселённых городах Ирана. Иранские службы безопасности жестко подавили демонстрации, убив, как минимум четырёх человек, ранив сорок три человека и арестовав сотни азербайджанцев[26].
Персы и другие ираноязычные народы Ирана называют азербайджанцев «торк» (перс. ترک).[26][44][47].
В Персии, пришедшая на смену Каджарам династия Пехлеви, запретили использование азербайджанского языка в образовании, прессе и делопроизводстве[31]. Однако ситуация изменилась, когда в конце 1941 года советско-английские войска вторглись в Иран, оккупировав север и юг страны. На территории, занятой советскими войсками, образовалось Национальное правительство Азербайджана, которое 6 января 1946 года объявило азербайджанский язык государственным языком Южного Азербайджана[48]. С падением Национального правительства запрет на публичное использование азербайджанского языка был возобновлён[49]. Однако после исламской революции 1979 года была принята новая конституция, которая в ст. 15 провозгласила, что «местные национальные языки могут свободно использоваться наряду с персидским языком в прессе и иных средствах массовой информации, а также для преподавания национальных литератур в школах»[50].
{{{2}}}
«Доказательства, имеющиеся в настоящее время, приводят к уверенности, что семья Сефевидов имеет местное иранское происхождение, а не тюркское, как это иногда утверждают. Скорее всего, семья возникла в Персидском Курдистане, а затем перебралась в Азербайджан, где приняла азербайджанский язык, и в конечном итоге поселилась в маленьком городе Ардебиль где-то в одиннадцатом веке (the present time, it is certain that the Safavid family was of indigenous Iranian stock, and not of Turkish ancestry as it is sometimes claimed. It is probable that the family originated in Persian Kurdistan, and later moved to Azerbaijan, where they adopted the Azari form of Turkish spoken there, and eventually settled in the small town of Ardabil sometimes during the eleventh century.)».
As far as Iran is concerned, it is widely argued that Iranian nationalism was born as a state ideology in the Reza Shah era, based on philological nationalism and as a result of his innovative success in creating a modern nation-state in Iran. However, what is often neglected is that Iranian nationalism has its roots in the political upheavals of the nineteenth century and the disintegration immediately following the Constitutional revolution of 1905– 9. It was during this period that Iranism gradually took shape as a defensive discourse for constructing a bounded territorial entity – the ‘pure Iran’ standing against all others. Consequently, over time there emerged among the country’s intelligentsia a political xenophobia which contributed to the formation of Iranian defensive nationalism. It is noteworthy that, contrary to what one might expect, many of the leading agents of the construction of an Iranian bounded territorial entity came from non Persian-speaking ethnic minorities, and the foremost were the Azerbaijanis, rather than the nation’s titular ethnic group, the Persians...
The most important political development affecting the Middle East at the beginning of the twentieth century was the collapse of the Ottoman and the Russian empires. The idea of a greater homeland for all Turks was propagated by pan-Turkism, which was adopted almost at once as a main ideological pillar by the Committee of Union and Progress and somewhat later by other political caucuses in what remained of the Ottoman Empire. On the eve of World War I, pan-Turkist propaganda focused chiefly on the Turkic-speaking peoples of the southern Caucasus, in Iranian Azerbaijan and Turkistan in Central Asia, with the ultimate purpose of persuading them all to secede from the larger political entities to which they belonged and to join the new pan-Turkic homeland. Interestingly, it was this latter appeal to Iranian Azerbaijanis which, contrary to pan-Turkist intentions, caused a small group of Azerbaijani intellectuals to become the most vociferous advocates of Iran’s territorial integrity and sovereignty. If in Europe ‘romantic nationalism responded to the damage likely to be caused by modernism by providing a new and larger sense of belonging, an all-encompassing totality, which brought about new social ties, identity and meaning, and a new sense of history from one’s origin on to an illustrious future’,(42) in Iran after the Constitutional movement romantic nationalism was adopted by the Azerbaijani Democrats as a reaction to the irredentist policies threatening the country’s territorial integrity. In their view, assuring territorial integrity was a necessary first step on the road to establishing the rule of law in society and a competent modern state which would safeguard collective as well as individual rights. It was within this context that their political loyalty outweighed their other ethnic or regional affinities. The failure of the Democrats in the arena of Iranian politics after the Constitutional movement and the start of modern state-building paved the way for the emergence of the titular ethnic group’s cultural nationalism. Whereas the adoption of integrationist policies preserved Iran’s geographic integrity and provided the majority of Iranians with a secure and firm national identity, the blatant ignoring of other demands of the Constitutional movement, such as the call for formation of society based on law and order, left the country still searching for a political identity.
The intellectual forerunners of romantic nationalism included Mirzā Fatḥ-ʿAli Āḵundzāda, Jalāl-al-Din Mirzā Qājār, and Mirzā Āqā Khan Kermāni (qq.v.). They introduced the basic ideals of the autonomy, the unity, and the prosperity of the Iranian nation with patriotic devotion.''
In his glorification of the pre-Islamic greatness of Iran, before it was destroyed at the hands of the "hungry, naked and savage Arabs, "Akhundzada was one of the forerunners of modern Iranian nationalism, and of its militant manifestations at that.
During the 1978-79 revolution, the strong following of the ethnic Azerbaijani Ayatollah Mohammed Kazem Shariatmadari in Tabriz and other parts of Iranian Azerbaijan was linked to a perception among Azerbaijanis that Shariatmadari was a representative of their specific interests.
With the fall of Pīšavārī’s government, the ban against the public use of Azeri was renewed, a ban that was in force for more than half a century overall.
In addition to his Persian works, the great poet of the period Mīrzā Moḥammad-ʿAlī Ṣāʾeb Tabrīzī (d. Isfahan, 1081/1670) wrote 17 ḡazals and molammaʿs in his native Azeri.
Alizadeh was destined to become a musician. His mother, a Persian from Arak, and his father, an Azeri from Urmia, both loved music.''
Arash: I’m very grateful that I’ve got such a chance to be a part of such an incredible competition as Eurovision Song Contest. I’m always opened for new opportunities and new creations. My great-grandfather was an Azeri so I always feel me Azerbaijani roots. So it was easy to make a decision to participate in the Eurovision as Azerbaijani representative.
Aref Arefkia was born in Tehran, Iran on August 10, 1941 and was one of the first Iranian pop artists of his time. Aref’s introduction to music came in part by his azari mother and by listening to Radio Baku as a child. Radio Baku played exceptional azari and western music as well as all the famous European operas.
Googoosh was born Faegheh Atashin in 1951 on Sarcheshmeh Street, in an old part of Tehran, to Azerbaijani immigrant parents from the former Soviet Union.
His life story makes him perfectly placed to draw on such diverse cultural strands. Born in Tehran, where he lived until he was three, he is an ethnic Azeri.
For Gharabaghi was indeed a curious choice for either man, certainly for the shah, to have made. An Azerbaijani who spoke Farsi with a strong Turkish accent, Gharabaghi was an outsider in the military establishment and did not enjoy a good reputation among other officers.
Этнический азербайджанец (как и Хаменеи), А.Мешкини на протяжении многих лет бессменно возглавляет один из ключевых органов власти в Иране, отвечающий за выбор Рахбара — Собрание экспертов (СЭ).
Although Azeris are prominent among Iran’s elite — the supreme leader Ayatollah Ali Khamenei is an Azeri — they are often the targets of jokes and regularly mocked by the Persian majority.
Supreme Leader Ayatollah Ali Khamenei — himself an Azeri
Indeed, Iran’s supreme leader Ayatollah Ali Khamenei is an ethnic Azeri and so is Rahim Safavi, the overall commander of the Islamic Revolutionary Guards Corps (IRGC) and the most important military-security official in the country.
Bazargan, the son of an Azerbaijani merchant, was educated in thermodynamics and engineering at the École Centrale des Arts et Manufactures in Paris.
У Дон-Хуана Персидского, обиспанившегося азербайджанца из племени байят (начало XVII в.), приведены названия 32 кызылбашских племен.
Another candidate, Vice President for Physical Training Mohsen Mehralizadeh, is an ethnic Azeri from western Iran.
Former Prime Minister Mir-Mousavi and current Supreme Leader Khamenei are but a few examples of ethnic Azeris gaining positions of influence after the revolution
In the 2005 presidential election, Mohsen Mehralizadeh was a largely unknown and wholly unsuccessful candidate. He came in seventh and last, and yet he still won the Azeri vote in the Azerbaijani provinces. Mir Hossein Mousavi is an Azeri from Tabriz.
Born in north-western Iran in 1941, Mr Mousavi is from the country's Azeri ethnic minority.
После февраля 1917 г. ориентировавшиеся на большевиков группа членов СДП-И распространила свою деятельность на Иран и Кавказ. В мае 1917 г. лидеры этой группы, Асадулла Гафар-заде и Бахрам Агаев, основали партию «Адалят» («Справедливость»); ко времени Октябрьской революции почти все иранские рабочие на Кавказе присоединились через неё к большевикам… Подобно 80% иранских рабочих, трудившихся на Кавказе, Гафар-заде и Агаев были азербайджанцами.
Он родился в азербайджанской семье в одном из карадагских селений Иранского Азербайджана.
Выдающимся примером воздействия политического брожения в России и подъёма Японии на интеллигентов в начале XX столетия была деятельность Абдуррахима Талибов-и Тебризи. Сын азербайджанского купца, Талибов писал о Таги-хане и его реформах в красочных выражениях.
He read the works of Transcaucasian Azeri intellectual, Abd al-Rahim Talibov
...the Azeri-Iranian Talibov/Talibzadeh linked the threat of "our pure Shari'a" (i.e. Iranian Islamic tradition) to the dominance of foreigners over Iranians...
Born in Tehran of Azerbaijani parentage, Javan came to the United States in 1949 where shortly afterwards he received his Ph.D. at Columbia University in New York City.
Kasravi, an Azeri himself, wrote a famous book attacking the provincialism that had emerged as a result of the post-Reza Shah power vacuum and expressing fears that this provincialism would cause Iran to disintegrate...
Equivalent to Turkish -lu. The suffix -lu tends now to become -li and the no more com- prehensible -tu seems to follow the same evolution towards -ti, as the late A. Kasravi (himself an Azarbayjan Turk) heard it. Having no idea of Mongol suffixes, he then quite erroneously tried to explain -ti as 'a mountain' in the old Azarbayjan tongue !
Иранские азербайджанцы.