Константиновский трамвай

Константиновский трамвай
Трамвайная система
Страна

 Украина

Город

Константиновка

Дата открытия

23 августа 1931 года

Количество маршрутов

2

Количество маршрутов в период максимального развития

5 (с пробными — 8)

Длина контактной сети

50,7

Длина контактной сети в период максимального развития

51,5

Количество трамвайных парков

1

Количество трамвайных парков в период максимального развития

1

Количество вагонов

13 (действуют 4)

Количество вагонов в период максимального развития

70

Модели эксплуатируемых трамваев

КТМ-5М3

Ширина колеи

1524мм[1]

Напряжение контактной сети

600 В

Компания-перевозчик

Константиновское трамвайное управление

Константиновский трамвай — система общественного транспорта на Украине. Открыт 23 августа 1931 года. По состоянию на 2010 год имеется 2 маршрута, 50,7 км сети и 13 машин.

Содержание

Маршруты

  • 3 Центральный рынок — Школа № 9 (Новосёловка)
  • 4 Молокозавод — Депо

История

Трамвайное движение в Константиновке было открыто 23 августа 1931 года двумя б/у моторными вагонами Х из Москвы по одноколейному маршруту № 1 с разъездами протяжённостью 1,8 км «Парк Металлургов — Дмитровка» по ул. Ленина.

В октябре 1931 года линия продлена от Дмитровки до Бутылочного завода (сейчас — ул. Белоусова), а в ноябре 1931 года от парка Металлургов по ул. Ленина и Островского до Сантуриновки (сейчас — вокзал «Константиновка»), маршрут № 1 «Сантуриновка — Бутылочный завод». Тогда же планировалось продлить линию до Дружковки и Красного Городка.

15 января 1932 года введена новая однопутная изолированная линия от моста через реку Кривой Торец (райисполком) до поликлиники, пущен маршрут № 2, а уже 19 января продлили на 1 остановку от поликлиники до Больницы № 1.

В 1932 году построен мост через Кривой Торец, линию второго маршрута продлили от Райисполкома до Бутылочного завода (с другой стороны железной дороги, оба маршрута не соединялись).

В 1933 году введена новая линия от Больницы № 1 до Сталинского городка (Цинковый завод), маршрут № 2 продлён: «Бутылочный завод — Красный городок — Сталинский городок (Цинковый завод)».

Маршруты на 1 января 1934 года

  • 1 Вокзал (Сантуриновка) — Бутылочный завод
  • 2 Бутылочный завод — Красный городок — Сталинский городок (Цинковый завод)

В 1934 году на правом берегу (1-й маршрут) был построен трампарк № 1 возле конечной «Бутылочный завод» на 20 вагонов, а на левом берегу ангар.

Послевоенное восстановление

После освобождения города 1 мая 1944 года восстановлен маршрут № 1 «Вокзал — Горсовет — Бутылочный завод» (работало 2 вагона).

Летом 1944 года восстановлена линия на левом берегу: «Мост — ул. Хмельницкого» по ул. Емельянова, Бурденко и просп. Ломоносова, в 1945 году линия продлена до довоенных конечных: «Бутылочный завод (Хлебозавод) — Цинковый завод». В том же году восстановлен парк на правом берегу.

Маршруты на 1 января 1945 года

  • 1 Вокзал — Бутылочный завод
  • 2 Хлебозавод (Бутылочный завод) — Красный городок — Цинковый завод

В 1947 году на 1-м маршруте вместо тупиков построены разворотные кольца.

В ноябре 1948 года продлена линия от Бутылочного завода по ул. Ленина до завода Утяжелителей (Красный хутор), маршрут № 1 «Вокзал — Завод Утяжелителей».

В 1951 году продлена линия 2-го маршрута от Цинкового завода по ул. Жданова (сейчас — Советская ул.) до пос. Цинкового завода, маршрут № 2: «Хлебозавод — посёлок Цинкового завода (завода „Укрцинк“)».

В январе 1959 года введена новая одноколейная линия с 3-мя разъездами от завода Утяжелителей по ул. Ленина, Партизанской, Щорса, Дружковской и Карьерной до Молокозавода, маршрут № 1 продлён: «Вокзал — Первомайское (Молокозавод)».

В 1961 году на втором маршруте вместо тупиков построены разворотные кольца.

В 1962 году предприятиями города началось масштабное строительство новых трамвайных линий, преимущественно к своим цехам, строительство окончено:

  • июль 1962 года от вокзала по ул. Краснодарской, Интернациональной, Киевской и Пушкинской до Сантуриновки (кинотеатр «Строитель»), сюда продлён маршрут № 1.
  • август 1962 года от посёлка завода «Укрцинк» по ул. Советской мимо автовокзала и через Берестяную балку до пос. Красный Октябрь, сюда продлён маршрут № 2.

30 июня 1965 года по новому трамвайному мосту (строительство велось с конца 1962 года) через железную дорогу пошли первые трамваи: две изолированные трамвайные системы были объединены, достроена вторая колея по ул. Емельянова до Городской больницы № 1, а маршрут № 2 продлён по ул. Белоусова до школы-интерната № 1. Ангар-депо (№ 2) со стороны 2-го маршрута был снесен из-за строительства нового путепровода. Позже, в 1966 году депо № 1 расширено до 60 мест.

29 сентября 1965 года введена новая одноколейная линия от Городской больницы № 1 до Новосёловки (школа № 9), пущен маршрут № 3 «Школа-интернат № 1 — Новосёловка».

3 декабря 1966 года продлена линия от школы-интерната № 1 по ул. Белоусова и Шевченко до Центрального рынка, продлены маршруты № 2 и № 3.

В 19661968 году проложены вторые пути от больницы № 1 до больницы № 3 по просп. Ломоносова, а в 19681970 году — в центре города до вокзала.

Маршруты на 1 января 1970 года

  • 1 Молокозавод — Кинотеатр «Строитель»
  • 2 Центральный рынок — посёлок завода «Красный Октябрь»
  • 3 Центральный рынок — Новосёловка

В 19701975 году строилось новое депо на 100 мест в районе Сантуриновки. К нему построена в мае 1975 года новая линия от ул. Пушкинской по ул. Строителей и пущен маршрут № 4 «Молокозавод — Депо».

В 1976 году перестроена трамвайная сеть на Сантуриновке: сняты рельсы по ул. Интернациональной и Киевской, проложены — по ул. Краснодарской и Пушкинской, что дало возможность перейти к строительству нового путепровода по ул. Тельмана через железную дорогу и реку Кривой Торец (строительство окончено в 1980 году). Планировалось продлить линию (двупутную) от Новосёловки до совхоза «Берестовский».

К 1979 году все линии (кроме Новосёловской и от ул. Киевской до кинотеатра «Строитель») стали двухпутными.

Строительство трамвайных путей по новому путепроводу, а также улицам Тельмана, Мирошниченко, Славянской, строительство нового разворотного кольца у автовокзала и демонтаж части линии в посёлке завода «Красный Октябрь» было окончено в 1990 году, в связи с чем добавлен маршрут № 5 «Автовокзал — Кинотеатр „Строитель“ — Депо».

Маршруты на 1 января 1991 года

  • 1 Молокозавод — Кинотеатр «Строитель»
  • 2 Центральный рынок — Автовокзал («Красный Октябрь»)
  • 3 Центральный рынок — Школа № 9 (Новосёловка)
  • 4 Молокозавод — Депо
  • 5 Автовокзал — Кинотеатр «Строитель» — Депо

В 1997 году реорганизовано движение 2-го маршрута: не разворачиваясь на кольце «Автовокзал» он стал ходить по путепроводу до кинотеатра «Строитель» (маршрут № 2+1 или № 21) и до Депо (маршрут № 2+4 или № 24), а маршрут № 5 закрыт.

Маршруты на 1 января 1998 года

  • 1 Молокозавод — Кинотеатр «Строитель»
  • 3 Центральный рынок — Школа № 9 (Новосёловка)
  • 4 Молокозавод — Депо
  • 21 Центральный рынок — Красный городок — Кинотеатр «Строитель»
  • 24 Центральный рынок — Красный городок — Депо

В 2000 году введены пробные маршруты (существовали до 2002 года):

  • 6 Молокозавод — Центральный рынок
  • 7 Молокозавод — Новосёловка
  • 15 Депо — Красный Городок — Новосёловка

Вся городская сеть была временно закрыта с 25 июня 2004 года по 24 августа 2005 года: пущены маршрут № 3 и № 4 (по одному вагону).

9 мая 2006 года восстановлен маршрут № 25 (бывший № 24) «Центральный рынок — Красный городок — Депо», переименован в начале 2007 года в маршрут № 2, работал до 2007 года (закрыт из-за грабительского демонтажа части контактной сети).

В 2007 году маршрут № 2 пущен до Автовокзала (как до 1990 года): "Центральный рынок — Автовокзал ", но закрыт в 2009 году.

В сентябре 2008 года восстановлена однопутная линия до кинотеатра «Строитель», пущен маршрут № 4, возвращаясь от Молокозавода к Депо (конечные не поменялись). К концу 2009 года этот участок вновь не эксплуатируется.

25 декабря 2010 года закрыт маршрут № 3, а 13 марта 2011 года — восстановлен.

Подвижной состав

В настоящее время маршруты обслуживаются вагонами типа:

Ранее были также:

Ссылки

  • Константиновка на сайте Transphoto.ru
  • Резниченко Г. А. Константиновское трамвайное управление 70 лет. Константиновка, 2001. 70 стр.

Примечания

  1. Горэлектротранс


Константиновский трамвай.

© 2016–2023 mk-hram.ru, Россия, Барнаул, ул. Школьная 34, +7 (3852) 17-07-29