Станция Курск
|
|
Московская железная дорога | |
Железнодорожный вокзал станции Курск. Вид с Привокзальной площади.
|
|
Отделение ж. д.: |
Орловско-Курское отделение |
---|---|
Дата открытия: |
1868[1] |
Прежние названия: | |
Тип: |
пассажирская, грузовая, сортировочная |
Количество платформ: |
6 |
Количество путей: |
≈30 |
Тип платформ: |
1 боковая высокая, 1 боковая низкая (грузовая), 3 островные низкие, 1 тупиковая низкая |
Форма платформ: |
прямая с изгибом в районе 6-ой платформы |
Архитекторы: |
И. Г. Явейн |
Подрядчик: |
СВУ-4[3] |
Выход к: |
Привокзальная площадь |
Пересадка на: | |
Расстояние до Орла: |
154 км |
Расстояние до Белгорода: |
160 км |
Расстояние до Москвы: |
537 км |
Тарифная зона: |
0 |
Работающие операторы сотовой связи: |
|
Код станции: |
208201 |
Код в «Экспресс-3»: |
2000150[4] |
Курск — узловая железнодорожная станция Орловско-Курского отделения Московской железной дороги РЖД. Основная пассажирская железнодорожная станция города Курск, является также грузовой и сортировочной. Станция расположена на пересечении железнодорожной магистрали Москва — Харьков и линии Киев — Курск — Воронеж. На станции расположено эксплуатационное депо ТЧЭ-29 («Курск-Сортировочный») и ремонтное локомотивное депо ТЧР-30 («Курск»)[5]. По станции проходит условная граница Московской и Юго-Восточной дорог.
Содержание |
Пассажирскую часть станции составляют железнодорожный вокзал и пять остановочных платформ. Первая платформа — высокая, с понижением в южной стороне станции. Выход на первую платформу осуществляется непосредственно из здания вокзала. В месте понижения первой платформы расположена дополнительная пригородная железнодорожная касса и тупиковая платформа, предназначенная для пригородных поездов Белгородского и Льговского направления. Вторая, третья и четвёртая платформы — низкие островные, используются как для пригородного сообщения, так и для поездов дальнего следования. Выход на эти платформы из здания вокзала осуществляется посредством подземных пешеходных переходов. В грузовой части станции находится боковая низкая платформа. Переход между платформами и выход в город можно также осуществлять с помощью переходного моста, расположенного рядом с шестой платформой.
На территории локомотивного депо находится музей истории предприятия, на вечную стоянку установлен паровоз ЭМ−728-73 в честь боевых и трудовых подвигов курских железнодорожников[6].
Современный железнодорожный вокзал станции Курск был открыт 12 августа 1952 года. Архитектор вокзала — Игорь Георгиевич Явейн, основатель кафедры архитектуры в Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта и автор значительных трудов по архитектуре вокзалов. Вокзал станции Курск представляет собой памятник железнодорожникам — участникам битвы на Курской дуге. Строительство вокзала осуществлялось строительно-восстановительным управлением № 4 (СВУ-4). Относительно железнодорожных путей вокзал расположен продольно. Наружные стены облицованы штукатуркой красного цвета с белокаменными вставками. Здание украшено фигурами рабочих и солдат. На стене, обращённой к железнодорожным путям, установлены мемориальные таблички. Вокзал содержит центральный круглый вестибюль и 4 боковых зала: два кассовых, ресторан и зал ожидания. В зале ожидания установлена скульптура воина, а стены украшены барельефом «Курская битва». На подземном ярусе вокзала расположены пригородные кассы, багажное отделение, камера хранения и туннели к пассажирским платформам.
Пригородное сообщение осуществляется по направлениям:
Белгородское направление обслуживается пригородными электропоездами серий ЭР2К, ЭД4, ЭД4М и локомотивными бригадами приписки локомотивного депо Белгород, Орловское направление обслуживается пригородными электропоездами серий ЭР2, ЭР2К приписки моторвагонного депо Новомосковск-1 и локомотивными бригадами эксплуатационного моторвагонного депо Орёл с явками по станции Курск. Электропоезда Белгородского направления отправляются от шестой (тупиковой) платформы, а Орловского — от четвёртой платформы. До Белгорода ежедневно, кроме вторника, курсирует электропоезд-экспресс повышенной комфортности (7101/7102). Касторенское и Льговское направления обслуживаются автомотрисами АЧ2 и рельсовыми автобусами серий РА1, РА2 и локомотивными бригадами приписки моторвагонного депо Брянск-1 с явками по станции Курск. Часть пригородных поездов Льговского направления также отправляется от шестой платформы.
Станция Курск является конечной для следующих поездов дальнего следования:
№ и название поезда | Маршрут следования | Дни следования | Описание |
---|---|---|---|
105/106 «Соловей» | Москва — Курск | Ежедневно | Фирменный поезд с 1 февраля 2010[7][8]. При прибытии и отправлении «Соловья» по вокзальному радио транслируется «Курский вальс» (композитор — Лев Ильич Ингорь[9], автор слов — Юрий Лебедев[10]) в исполнении Георгия Чебанова[11]. |
081/082 | Санкт-Петербург — Курск | По нечётным дням | Ранее поезд № 81/82 также был фирменным и носил название «Соловей»[12]. 10 ноября 2008 года «фирменность» была снята[13]. |
827/828 | Москва — Курск | По вторникам, четвергам, субботам и воскресеньям. | Электропоезд-экспресс повышенной комфортности. Используется электропоезд ЭД4МК. Курсирует с 15 ноября 2010 года[14]. |
На станции Курск останавливается большое количество транзитных поездов, связывающих Санкт-Петербург и Москву с городами Украины: Днепропетровском, Донецком, Керчью, Мариуполем, Николаевом, Полтавой, Севастополем, Симферополем, Харьковом; а также с российскими городами: Кисловодском и Адлером (через Харьков), Валуйками, Белгородом, Льговом. Кроме того через Курск проходят поезда Киев — Воронеж (№ 331/332) и Калининград — Адлер (№ 360Ч/360С) (следует через Воронеж). В летнее время пассажиропоток значительно возрастает, назначаются дополнительные поезда на Анапу, Бердянск, Евпаторию, Новороссийск, Сочи, Смоленск, Феодосию.
Выходы из здания вокзала ведут на Привокзальную площадь и Вокзальную улицу. По переходному мосту выход осуществляется на ул. Станционную (к управлению железной дороги и администрации Железнодорожного округа) и Преображенский рынок (находится рядом с Привокзальной площадью).
Строительство железной дороги Москва — Курск было завершено 7 сентября 1868 года[15]. Для удешевления и ускорения строительства железнодорожная станция располагалась в пригородной Ямской слободе, в трёх верстах (около 3,2 км) от Курска. Движение по Московско-Курской железной дороге было открыто 30 сентября, когда Император Александр II, возвращаясь из Крыма, специальным поездом отправился из Курска в Москву. В том же году было открыто движение по участку железной дороги Курск — Киев до станций Ворожба и Бровары[16]. В 1869 году была завершена постройка железнодорожного вокзала («пассажирского дома»), а железная дорога была продолжена до Белгорода и Харькова (участок Курско-Харьковско-Азовской железной дороги). Станция Курск относилась к станциям 1-го класса.
В 1872 году курские власти приняли решение о постройке дополнительной железнодорожной ветки в центр города. Строительство ответвления началось в 1874 году, а закончилось 6 июня 1878 года, когда на улице Херсонской (сейчас ул. Дзержинского) была торжественно открыта пассажирская и товарная станция «город Курск» (Курск II) и начато движение по курской городской ветви. Курск был одним из немногих городов, в котором существовало внутригородское железнодорожное сообщение. Вокзал при городской станции назывался «Курским», а вокзал станции Курск I получил название «Ямской». Кроме линии «Ямской вокзал — Курск», впоследствии были проложены железнодорожные пути к Московским воротам, на Московскую улицу и в слободу Стрелецкую.
В 1894 году было завершено строительство железной дороги Курск — Воронеж. Управление образованной в 1895 году Московско-Киево-Воронежской железной дороги находилось в Курске, недалеко от внутригородской станции.
В 1934 году, после образования Курской области, Ямской вокзал был переименован в Курск (Курск-Главный), а городская станция прекратила принимать пассажиров и стала исключительно товарной.
Летом 1943 года, во время Великой Отечественной войны старое здание вокзала было разрушено немецкой авиацией.
В 1946 году началось масштабное восстановление и обновление инфраструктуры станции. Строительство современного здания железнодорожного вокзала и обустройство Привокзальной площади было завершено в 1952 году[17].
Магистраль Москва — Курск была электрифицирована в 1959 году, годом позже был электрифицирован участок Курск — Белгород[18][19].
В 1968 году городская железнодорожная ветвь была разобрана. На привокзальной площади в сентябре 1968 года двое солдат-дезертиров открыли стрельбу, в результате которой погибли 13 человек, и были ранены 11 человек.
В 1988—1995 годах была произведена реконструкция внутренних интерьеров Курского железнодорожного вокзала, сооружены удлинённые платформы, рассчитанные на приём железнодорожных составов в 32 пассажирских вагона, продлён туннель к двум новым платформам.
В 2009 году локомотивное депо ТЧ-29 было реорганизовано. Было создано 2 структурных подразделения: ремонтное локомотивное депо «Курск» и эксплуатационное депо «Курск-Cортировочный»[5][20].
С прежним названием (Ямская) упоминается в известном произведении Самуила Маршака «Вот какой рассеянный»:
— Что за станция такая — Дибуны или Ямская? — А с платформы говорят: — Это город Ленинград. |
|
|
|
Вид на вокзал с переходного моста
Шестая (тупиковая) платформа
Грузовой парк станции
Вагонное депо
Это заготовка статьи о Курске. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Это заготовка статьи о станции железной дороги. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Курск (станция).