Лесные духи в польской мифологии

Перейти к: навигация, поиск

Лесные духи в польской мифологии[en] встречаются под множеством названий: от слова бор[1] — польск. borowiec[1][2][3][4], borowik[1], borowy[1][5][2][3], boruta[1] (сосна по-древнепольски[5]); от слова лес — leśnik[2], lasowy[2], leśny[1][2], leśny duch[5], leśny dziad[2]; от слова гай — gajowik[2]; от различных названий ивы (верба, лоза, ракита), в которой они якобы жили — wierzbicki, łożiński, rokicki, rokitą[1]; а также laskowiec[5] (то есть щекотун).

Согласно разным источникам, они могли быть невидимыми[4]; являться в виде лесного животного — оленя, серны, волка, совы и т. п.[6], или чёрного пса[1]; представать в виде человека (З. Глогер считал, что последнее привнесёно литераторами[1]) — карлика с бородой до земли[2][3], охотника, шляхтича, лесни­чего, всадника на коне, маленького ребёнка[6]. Они пугали людей ночью в лесах и на плотинах[1] и заставляли их блуждать[1][2][3]. Им приписывали лихой свист и зычный крик с вершин елей[2][3][4], а также плач и стоны при рубке хвойных деревьев[4].

Проводя сравнительный анализ славянской лесной демонологии, ряд исследователей, например, К. Мошинский рассматривали польские народные верования как отголоски общеславянских представлений о лесном духе, образ которого они пытались воссоздать[5][2]. Лучше всего из славянских лесных духов описан восточнославянский леший[5] (его также в некоторых регионах называют боровым[7] и боровиком[4]), с которым польские духи имеют некоторое сходство[5][3][4]. Впрочем, в отличие от лешего, у западных славян функции покровителя лесных зверей и охотников полностью перешли от лесных духов к святому Хуберту, а защитника людей от волков — к святому Николаю[2][3][8] и уже в XIX веке образ польских лесных духов был в значительной степени искажён и стёрт[2]. Они дали одно из своих имён популяризованному в первой половине XIX века персонажу польских легенд боруте[pl] — демону, охраняющему сокровища Ленчицкого замка[1][2][9].

Тем не менее, ещё в XX веке определённые элементы верований в лесных духов сохранялись в сельских районах Польши, правда, под обезличенными названиями (zly, leśne, lasowe) duchy, diably, (leśne) strachy, также рассказывали о встречах в лесу с лесными людьми, мамунами[pl], блудом[pl] и др. Внешний вид их описывают по-разному: человек (мужчина, женщина, младенец — голые или в разнообразных одеждах), животное (чёрная птица, сова, волк, собака, конь, кот, кабан, заяц), смешанные человеческо-животные образы (поросшие шерстью люди, иногда с рожками или конскими ногами), переменчивые образы (то человек, то животное), блуждающие огни, бестелесные и невидимые существа. Согласно народным поверьям, они происходили от «неправильных» покойников (убитых, покончивших с собой или погибших другой трагичной смертью, некрещённых младенцев), проклятых, грешников, лукавых, скупых, продавших душу дьяволу, не ходивших в церковь, отшельников, или имели демоническое происхождение. К людям они в большинстве случаев относились отрицательно: пугали свистом и стуком, сбивали с дороги и водили по лесу, запирали в своих норах, заводили в воду или болото, душили, лишали разума, насылали несчастья, вредили лошадям.[2]

Помимо мужских персонажей, у поляков с лесом были связаны лесные русалки (богинки[pl]), заманивавшие неосторожных путников в глубь леса, чтобы защекотать их до смерти[2]. Злые духи leśna, czerwona / zielona baba завлекали путников в труднопроходимые места — в непролазные лесные трущобы, на скалы, в болото, иногда это заканчивалось смертью — падением в пропасть, утоплением в трясине.[2]

См. также

  • Лесник — персонаж сербской кабинетной мифологии, рассматривающийся как аналог лешего у сербов.

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Gloger Z. Boruta // Encyklopedja staropolska ilustrowana. — T. I. — Warszawa: Druk P. Laskauera i W. Babickiego, 1900.  (польск.)
  2. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Pełka L.[pl]. Demonologia leśna // Polska demonologia ludowa. — Warszawa, 1987. — S. 105-107. — 236 S. — ISBN 83-207-0610-6.  (польск.)
  3. 1 2 3 4 5 6 7 Леший / Е. Е. Левкиевская // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / Под общей ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Международные отношения, 2004. — Т. 3: К (Круг) — П (Перепелка). — С. 108. — ISBN 5-7133-1207-0.
  4. ↑ Народная демонология и мифо-ритуальная традиция славян / Отв. ред. С. М. Толстая. — М.: Индрик, 2000. — С. 128. — 432 с. — (Традиционная духовная культура славян / Современные исследования). — ISBN 5-85759-110-4.
  5. 1 2 3 4 5 6 7 Gieysztor A. Duchy leśne i zwierzęce // Mitologia Słowian. — Warszawa, 1982. — P. 263. — 407 p. — ISBN 978-83-235-0234-0.  (польск.)
  6. 1 2 Baranowski B.[pl] Duchy leśne // W kręgu upiorów i wilkołaków. — Łódź: Wydawnictwo Łódzkie, 1981. — 324 s. — S. 159—162. ISBN 83-218-0072-6.  (польск.)
  7. Культура дороги в русской мифоритуальной традиции XIX—XX вв.. — Индрик, 2003. — С. 170. — 527 с. — (Традиционная духовная культура славян. Современные исследования). — ISBN 5-85759-176-7.
  8. Очерки истории культуры славян / Институт славяноведения и балканистики РАН. — М.: Индрик, 1996. — С. 180. — ISBN 5-85759-042-6.
  9. Podgórscy B. i A. Wielka Księga Demonów Polskich — leksykon i antologia demonologii ludowej. — Katowice, 2005. — С. 62-63. — ISBN 83-89375-40-0.

Литература

  • Gloger Z. Boruta // Encyklopedja staropolska ilustrowana. — T. I. — Warszawa: Druk P. Laskauera i W. Babickiego, 1900.  (польск.)
  • Baranowski B.[pl] Duchy leśne // W kręgu upiorów i wilkołaków. — Łódź: Wydawnictwo Łódzkie, 1981. — 324 s. — S. 157—170. ISBN 83-218-0072-6.  (польск.)
  • Pełka L.[pl]. Demonologia leśna // Polska demonologia ludowa. — Warszawa, 1987. — S. 105-107. — 236 S. — ISBN 83-207-0610-6.  (польск.)

Лесные духи в польской мифологии.

© 2016–2023 mk-hram.ru, Россия, Барнаул, ул. Школьная 34, +7 (3852) 17-07-29