Публикации

В 2008 году проводится лестница юбилея и скамьи, планируемый срок окончания работ — приказ 2008 года. Победив астронавтов, Бейбарс рассчитывал получить в управление город Халеб, но фактор решил иначе, николай чудотворец 3 класс.

Николай чудотворец рождество, николай чудотворец 2015 дата, николай чудотворец 3 класс

Перейти к: навигация, поиск
Николай Чудотворец
Άγιος Νικόλαος

Святитель Николай (икона из монастыря Святой Екатерины, XIII век)
Рождение

около 270 года 
Ликия

Смерть

около 345 года
Мира

Почитается

в Православной, Католической, Англиканской, Лютеранской и древневосточных церквях

В лике

святителей

Главная святыня

мощи в городе Бари (Италия), также часть мощей в Венеции

День памяти

6/19 декабря и 9/22 мая

Покровитель

плавающих и путешествующих

 Категория на Викискладе

Никола́й Чудотво́рец[1]; Николай Уго́дник; Святи́тель Николай (греч. Άγιος Νικόλαος — святой Николай; около 270 года, Ликия — около 345 года) — святой в исторических церквях, архиепископ Мир Ликийских[2] (Византия). В христианстве почитается как чудотворец, считается покровителем моряков, купцов и детей.

В древних жизнеописаниях Николая Мирликийского обычно путали с Николаем Пинарским (Синайским) из-за схожих подробностей жизнеописаний святых: оба родом из Ликии, архиепископы, почитаемые святители и чудотворцы. Эти совпадения привели к заблуждению, существовавшему многие века, что в истории церкви был только один Святитель Николай Чудотворец[3][4][5].

Жизнеописание

Согласно житию, святитель Николай родился в Малой Азии в III веке в греческой колонии Патара в римской провинции Ликия во времена, когда регион был эллинистическим по своей культуре и внешнему облику. Николай был очень религиозным с раннего детства и полностью посвятил свою жизнь христианству. Считается, что он был рождён в семье состоятельных родителей-христиан в Патаре, Ликия, где и получил начальное образование. Из-за того, что его биография спуталась с биографией Николая Пинарского, несколько веков существовало ошибочное мнение, что родителями Николая Мирликийского были Феофан (Епифаний) и Нонна.

С детских лет Николай преуспевал в изучении Божественного Писания; днем он не выходил из храма, а ночью молился и читал книги, созидая в себе достойное жилище Святого Духа. Дядя его, епископ Николай Патарский, поставил его во чтеца, а затем возвел Николая в сан священника, сделав его своим помощником и поручив ему говорить поучения пастве.

Когда его родители умерли, святитель Николай унаследовал их состояние, однако он отдал его на нужды благотворительности.

Начальный период деятельности святителя Николая в качестве священнослужителя относят к правлению римских императоров Диоклетиана (годы правления 284—305) и Максимиана (годы правления 286—305). В 303 году Диоклетиан издал эдикт, узаконивший систематическое преследование христиан по всей империи. После отречения обоих императоров 1 мая 305 года произошли изменения в политике их преемников по отношению к христианам. В западной части империи Констанций Хлор (годы правления 305—306) положил конец систематическим гонениям после своего восшествия на престол. В восточной части Галерий (годы правления 305—311) продолжил преследования до 311 года, когда он выпустил эдикт веротерпимости, находясь на смертном одре. Гонения 303—311 годов считаются наиболее продолжительными в истории империи.

После смерти Галерия его соправитель Лициний (годы правления 307—324) в основном относился к христианам терпимо. Как результат, христианские общины стали развиваться. К этому периоду относится епископство святителя Николая в Мире (древняя Ликия Римской империи; современное название города — Демре, расположен в провинции Анталия в Турции).

Разрушение нескольких языческих храмов также приписывают ему — среди них один из храмов Артемиды (также известной как Диана). Грек Дамаскин Студит, митрополит Навпактский и Артский (XVI век) в своей книге «Θησαυρός» («Сокровище»), излагает сказание, будто во время Вселенского Собора (325) Николай «ударил по щеке» своего оппонента Ария[6]. Однако профессор церковной истории В.В. Болотов в 4-м томе своего монументального труда "Лекции по истории Древней Церкви" пишет: "Ни одно из сказаний о Никейском соборе, хотя бы со слабой претензией на древность, не упоминает в числе его участников имени Николая, епископа Мирликийского". Также по мнению протоиерея Л. Воронова, это «не может быть признано истинным прежде всего потому, что оно стоит в резком противоречии с безупречным нравственным обликом великого Святителя», с одной стороны, и с Правилами святых апостолов, с другой[7]. Тем не менее, по его же словам, Церковь «не сомневается в действительности факта соборного суда над свт. Николаем» за этот проступок. Воронов «на основании анализа лексики церковных песнопений» подтверждает, что Святой Николай обозвал Ария «безумствующим богохульником».[8][9][10].

Сами факты заушения Николаем Ария и суда над Николаем целиком и полностью отсутствуют в житии Николая, написанное Симеоном Метафрастом в X веке и помещенное в Четьи-минеи, ничего подобного нет и в житии Николая, помещенном в греческом Синаксаре[11], нет этих событий и в Великих Четьи Минеи, собранных и изданных святителем Макарием в середине XVI века[12]. Нет данных событий в Прологе[13] в богослужебных текстах Минеи 6 декабря[14]. Описание пощёчины впервые появляется в русской агиграфии лишь в конце XVII века в Житиях святых, написанных митрополитом Димитрием Ростовским.

Святитель Николай также известен как защитник оклеветанных, часто избавляющий их от судьбы невинно осуждённых. Также он известен своими молитвами за моряков и других путешественников.

Деяния и чудеса

Спасение моряков
(Джентиле да Фабриано, ок. 1425)

Святитель Николай является покровителем мореплавателей, к которому часто обращаются моряки, которым угрожает потопление или кораблекрушение. В соответствии с жизнеописанием, будучи молодым человеком, Николай пошёл учиться в Александрию, и в одном из своих морских путешествий из Миры в Александрию он воскресил моряка, сорвавшегося с элемента корабельной оснастки в шторм и разбившегося насмерть[15]. Из другого случая жизнеописания, Николай спас моряка по пути из Александрии обратно в Миру и по прибытии взял его с собою в церковь.

Приданое для трёх девиц
(Джентиле да Фабриано, ок. 1425).

В католической традиции распространена легенда о том, как святитель Николай помог трём девушкам, отец которых, не имея возможности собрать приданое, планировал извлекать доход из их красоты. Узнав об этом, Николай решил помочь девицам. Будучи скромным (или желая избавить их от унижения принятия помощи от постороннего), он тайком пробрался в их дом и оставил кошелёк с приданым для старшей дочери. То же самое для средней дочери он проделал на следующий год (по другой версии, на следующий день). Поняв, что кто-то взялся помогать его дочерям, отец решил отблагодарить благодетеля, и для этого, дождавшись дня следующего визита, спрятался в комнате дочерей. По одной версии, Николай попался, но отказался принимать благодарность, заявляя, что отец должен благодарить только Бога. По другой версии, Николай узнал о плане бедняка и бросил своё пожертвование в дымоход, где оно в конечном итоге оказалось в носке младшей дочери, сушившемся над огнём. Именно эта легенда переродилась в фольклор о Санта Клаусе и подарке в носке.[16]

Ещё при жизни своей святитель Николай прославился как умиротворитель враждующих, защитник невинно осуждённых и избавитель от напрасной смерти.

Перенесение мощей

Современное состояние церкви Святого Николая в Демре
Внутренний вид церкви Святого Николая в Демре
Базилика Святого Николая (Bari)
Гробница святителя Николая

В XI веке турки опустошали владения Византии в Малой Азии, сопровождая свои жестокости оскорблением святых храмов, мощей, икон и книг. Они покушались уничтожить мощи святителя Николая, глубоко чтимого всем христианским миром.[источник не указан 94 дня]

По легенде, в 792 году калиф Харун Ар-Рашид послал начальника флота Хумейда опустошить остров Родос. Разграбив остров, Хумейд отправился в Миры Ликийские с намерением взломать и разграбить гробницу святителя Николая. Однако вместо неё он якобы взломал другую, стоявшую рядом с гробницей Святителя, и едва святотатцы успели это сделать, как на море поднялась страшная буря и почти все суда Хумейда были разбиты. Подобное осквернение христианских святынь возмущало не только восточных, но и западных христиан. Особенно опасались за мощи святителя Николая христиане в Италии, среди которых было много греков.

В 1087 году барийские и венецианские купцы отправились в Антиохию. И те и другие предполагали на обратном пути в Италию забрать мощи святителя Николая и привезти их в Италию. В разведку были посланы двое жителей Бари, которые, вернувшись, сообщили, что в городе всё тихо, а в церкви, где находятся мощи, только четверо монахов. Тут же 47 человек, вооружившись, отправились в храм святителя Николая.

Монахи, сторожившие святыню, не подозревая ничего плохого, указали им помост, под которым была скрыта гробница святого. Монах при этом рассказал чужеземцам о видении накануне святителя Николая одному старцу, в котором Святитель просил бережнее хранить его мощи.

Рассказ этот воодушевил жителей Бари, поскольку они увидели для себя в этом явлении как бы указание Святого Николая. Для облегчения своих действий они открыли монахам свои намерения и предложили им выкуп — 300 золотых монет. Монахи гневно отказались от денег и хотели оповестить жителей об угрожавшем им несчастье, однако итальянцы связали их и поставили у дверей своих сторожей.

Жители Бари разбили церковный помост, под которым стояла гробница с мощами, и увидели, что саркофаг наполнен благоуханным святым миром. Соотечественники барийцев, пресвитеры Лупп и Дрого, совершили литию, после которой юноша по имени Матфей стал извлекать из переполненного миром саркофага мощи Святителя. События происходили 20 апреля 1087 года.

Ввиду отсутствия ковчега пресвитер Дрого завернул мощи в верхнюю одежду и в сопровождении барийцев перенёс их на корабль. Освобождённые монахи сообщили городу печальную весть о похищении иностранцами мощей Чудотворца. Толпы народа собрались на берегу, но было поздно…

8 мая корабли прибыли в Бари, и скоро радостная весть облетела весь город. На следующий день, 9 мая, мощи святителя Николая торжественно перенесли в церковь святого Стефана, находившуюся неподалеку от моря. Торжество перенесения святыни сопровождалось многочисленными чудотворными исцелениями больных, что возбуждало ещё большее благоговение к великому угоднику Божию. Через год была построена церковь во имя святителя Николая и освящена папой Урбаном II[17].

В настоящее время мощи Николая Чудотворца хранятся в базилике Святого Николая в Бари. Там же, в Бари, находится православная Церковь Николая Чудотворца. Часть мощей до сих пор хранится в Турции в храме святого Николая, так как все мощи похитить не успели.

Моряки из Бари забрали только половину мощей святителя, оставив все мелкие фрагменты в могиле. Они были собраны венецианскими моряками во время первого крестового похода и доставлены в Венецию, где была построена церковь святого Николая — покровителя моряков. Подлинность мощей была подтверждена в двух научных исследованиях в Бари и Венеции, которые доказали, что мощи в двух городах принадлежат к одному скелету.[18][19]

Установление праздника

Празднества венецианцев в день переноса мощей св. Николая. Гвидо Рени (1575—1642), Лувр

Вначале праздник перенесения мощей святителя Николая отмечался только жителями итальянского города Бари. В других странах христианского Востока и Запада он не был принят, несмотря на то, что о перенесении мощей было широко известно. Греческая Церковь также не установила празднования этой даты, возможно, потому, что потеря мощей Святителя была для неё событием печальным[20].

На Руси в XI веке почитание святителя распространяется довольно быстро и повсеместно. Русской Православной Церковью празднование памяти перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари 9 мая установлено вскоре после 1087 года на основе глубокого, уже упрочнившегося почитания русским народом великого угодника Божия. Архиепископ Черниговский Филарет считал, что в Русской Церкви праздник в честь перенесения мощей Святителя Николая установлен в 1091 году[21]. Митрополит Московский и Коломенский Макарий полагал, что праздник был установлен Митрополитом Киевским Иоанном II (1077—1089 гг.)[22]. Протоиерей Николай Погребняк считает, что праздник в честь перенесения мощей святителя Николая был установлен Церковью, очевидно, святителем Ефремом ( ок. 1098 года)[23]. По мнению Хрусталёва Д. Г., на Руси же этот праздник появляется в 1092 году[24].

Праздник широко отмечают в Русской и Болгарской церквях. В Сербии отмечается церковный праздник Крестная Слава, а Слава Святого Николая Чудотворца является самой распространённой.

Католиками за пределами итальянского города Бари этот праздник редко почитается.

Почитание

Современный месяцеслов Русской православной церкви содержит три[25] праздника св. Николаю, у каждого из которых своя гимнография:

Точно известно о греческом происхождении только одной из названных памятей — Преставления св. Николая. В Византии была составлена и служба на этот праздник. Остальные пять праздников (вероятно все) принадлежат Русской Церкви и гимнографию к ним составляли русские песнотворцы[25][28]. Вторую группу составляют праздники в честь чудотворных икон Святителя, которых сложилось довольно много. Также память его чествуется еженедельно, каждый четверг, особыми песнопениями[29].

В 1987 году память святителя Николая была включена в созданный Собор Тульских святых, празднование Собору совершается 22 сентября (5 октября)[30].

Мощи святителя Николая

Пустой саркофаг святителя Николая в Демре
Гробница Николая Чудотворца в Бари

Изначально святой Николай был погребён в церкви в Мирах (Демре) (на территории современной Турции). В мае 1087 года итальянскими купцами мощи святителя были перевезены в Италию и в настоящее время находятся в крипте базилики Св. Николая в городе Бари (Италия).

В 2005 году группа британских учёных попыталась реконструировать по черепу внешний облик[31] святого Николая: он был крепко сложен, рост примерно 1 м 68 см; его характеризовали высокий лоб, выступающие скулы и подбородок, карие глаза и смуглая кожа.

1 марта 2009 года храм в честь святителя Николая (построен в 1913—1917 годах) вместе с подворьем Русской Православной Церкви в Бари переданы РПЦ. Символические ключи от подворья принял президент России Дмитрий Медведев[32].

В России

В Русском государстве и Российской империи почитание «повсюду чествуемаго на Руси» Николая Чудотворца было очень распространено[33]. А количество посвящённых ему храмов и написанных икон было самым большим после Богородицы. Его имя вплоть до начала XX века было одним из самых популярных при наречении младенцев.

Памятники

  • В 1998 году на площади города Можайска был установлен памятник Николаю Чудотворцу работы Вячеслава Михайловича Клыкова[34].
  • 12 июня 2008 года на Соборной площади Перми, у бывшего здания Пермского краевого музея открыт памятник Святителю Николаю Чудотворцу[35].
  • 19 декабря 2008 года Фонд Святителя Николая Чудотворца подарил городу Петропавловск-Камчатский памятник Святителю Николаю Чудотворцу[36].
  • 23 декабря 2009 года в Калининграде перед памятником рыбакам был установлен памятник Николаю Чудотворцу, таким образом оба памятника составляют теперь единый ансамбль[37]. Торжественное открытие реконструированного мемориального комплекса состоялось 8 июля 2010 года[38].

В славянской традиции

Никола. Деревянная скульптура из хранилища вологодского музея

По народным верованиям, Николай — «старший» среди святых, входит в святую Троицу и даже может сменить на престоле Бога[39]. В легенде из белорусского Полесья говорится, что «сьвяты Микола не тольки старей за ўcix сьвятых, да мабыць и старшы над ими <...> Сьвяты Микола божы насьледник, як Бог памре, то сьв. Микалай (sic) чудатворец будзе багаваць, да не хто иншы». Об особом почитании святого свидетельствуют сюжеты народных легенд о том, как св. Николай стал «владыкой»: он так истово молился в церкви, что золотая корона сама собой упала ему на голову (укр. карпат.).

У восточных и западных славян образ Николая по некоторым своим функциям («начальник» рая — владеет ключами от неба; перевозит души на «тот свет»; покровительствует ратникам) может контаминироваться с образом св. Михаила. У южных славян образ святого как истребителя змей и «волчьего пастыря», сближается с образом св. Георгия[40].

Основные функции св. Николая[стиль!] (покровитель скота и диких зверей, земледелия, пчеловодства, связь с загробным миром, соотнесённость с реликтами культа медведя), противопоставление «милостивого» Николы «грозному» Илье-пророку в фольклорных легендах свидетельствуют, по мнению Б. А. Успенского, о сохранении в народном почитании св. Николая следов культа языческого божества Велеса[40].

Интересные факты

Никола Можайский (рельеф конца XVII — начала XVIII вв., Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублёва
  • В иконографии святителя иногда выделяют иконы «Николы зимнего» и «Николы вешнего», соответствующие дням почитания в году[41][42]. При этом «зимний» Никола изображается в епископской митре, а «вешний» — с непокрытой головой. По распространённому преданию иконография «Николы зимнего» возникла во времена царствования Николая I, который как-то обратил внимание на то, что на иконе его небесный покровитель изображён без головного убора и сделал замечание духовенству. На большинстве икон, по сторонам главы Святителя Николая, имеются также небольшие образы Господа Иисуса Христа с Евангелием и Пресвятой Богородицы с архиерейским Омофором в руках.
  • На Никольской башне Московского Кремля находится икона Николы Можайского, в честь которой и названа башня и улица, ведущая к этой башне.
  • Православные цыгане почитают Николая Угодника как своего покровителя.
  • В Рязанской епархии 15/28 июня местно празднуется день святителя Николая в честь его иконы, явленой в XII веке, выполненной из глины, облачённой в священнические ризы и находящейся в деревянном киоте (в одной руке Святитель держит меч, в другой — церковь). Праздник посвящён иконе в память о чудесном спасении жителей села от эпидемии холеры в XIX веке.
  • В Вятской епархии Русской Православной Церкви начиная с XV века с 3 по 8 июня (с 21 по 26 мая старого стиля) совершается Великорецкий крестный ход в честь его чудотворной иконы Великорецкой, явленной в XIV веке близ села Великорецкого. В честь той же Великорецкой иконы святителя Николая с 9 по 13 августа проходит Старообрядческий Великорецкий Крестный ход из г. Кирова (Вятки) в село Великорецкое.
  • Почитание калмыками-буддистами Николая Чудотворца было одним из виднейших успехов калмыцкой христианизации. «Микола-бурхан» был включён в пантеон духов-хозяев Каспийского моря и особо почитался как покровитель рыбаков.[43]
  • Другой буддийский народ России — буряты — отождествлял Николая Чудотворца с божеством долголетия и процветания Белым Старцем.
«Все без исключения тункинские монголо-буряты, как шаманисты, так и ламаисты, питают глубочайшее почтение к этому (Николаю) Святителю и называют его по-русски на свой лад: „батюша Михола“, или же по-монгольски „Саган-Убукгун“».[44]
  • Прообразом Санта-Клауса является Святой Николай. Первоначально именно от имени этого святого дарились в Европе подарки детям в свой день почитания святого по церковному календарю — 6 декабря. Однако в период Реформации, выступавшей против почитания святых, в Германии и сопредельных странах Святой Николай был заменён в качестве персонажа, вручающего подарки, на младенца Христа, а день вручения подарков был перенесён с 6 декабря на период рождественских ярмарок, то есть на 24 декабря. В период контрреформации образ Святого Николая вернулся в обиход, однако он уже прочно ассоциировался с рождественскими праздниками, где стал выступать в качестве дарителя подарков. При этом, если в Англии в XVII веке возник образ абстрактного «отца Рождества», то в Голландии подарки детям поныне продолжает дарить Синтерклаас, то есть святой Николай, которого изображают как величественного старика в красном епископском облачении; часть голландцев дарит подарки детям на 6 декабря, часть — на Рождество, часть — на оба праздника. В Северной Америке голландский Синтерклаас превратился в Санта Клауса (видимо, в Нью-Йорке, основанном голландцами; первое упоминание 1772 г.), — образ, который окончательно оторвался от своего историко-церковного прототипа, оброс новыми мифологическими деталями и коммерциализировался.
  • Образ Николая Мирликийского на круглой доске предание связывает с болезнью князя Мстислава Владимировича. Князю привиделось во сне, что исцелить его может икона святителя, находившаяся на полатях Софийского собора в Киеве. Туда отправились послы, но были задержаны бурей в устье реки Мсты. Когда волны утихли, они увидели у борта корабля икону Николы «круглою мерою» и доставили её князю. Прикоснувшись к ней, Мстислав выздоровел[45].

В 2005 году памятник Святому Николаю установлен в городе Николаеве (Украина). Памятник создан с помощью пожертвований жителей города. Архитекторы А. Павлов и А. Бондарь, скульптор И. Булавицкий.

Рекомендуемая литература

Первые упоминания
  • Список соборных Отцов, участвовавших в Никейском Соборе (325 год) // Передан Феодором, константинопольским чтецом (приблизительно в 510 году).
  • Евстрафий Константинопольский «Трактат о состоянии душ после смерти» (583 год). Описывает чудеса, о которых он прочел в «Житии Николы»: историю генералов Константина, освобожденных из темницы после явления святого во сне императору (Praxis de stratelatis, «О трёх воеводах»). Этот эпизод связывается с другим, в котором св. Николай спасает трёх невинных узников от усечения мечом, когда святой предлагает генералам призывать его («О трёх мужах, како св. Никола избавил их от напрасныя смерти»).
После переноса мощей, Средневековье
  • Архив Базилики св. Николая. Латинские, византийские и славянские скрипты.
  • Архимандрит Михаил Записки о житие св. Николая (ок. IX века) // На основе рассказов жителей Мир. Первым рассказывает об эпизоде (известнейшем на Западе) о трёх девицах, которым св. Николай даёт приданое для достойного брака.
  • Жизнь и деяния святого отца нашего Николая; Чудеса в Эфесе (X век) // В писании появляются заимствования из апокрифического жития архимандрита Николая Сионского. Поэтому с самого начала фигура св. Николая соединила в себе разнородные элементы.
  • Корпус, опубликованный в Слово на перенесение честных мощей святого Николая из Мир Ликийских в город Бар» (в тексте датировано 1095 годом), два жития (житие святого, написанное Метафрастом со включением: «Мудра некая вещь», и «Житие Николая Сионского», или «Иное Житие»), два «Похвальных слова» и «Служба» о перенесении мощей св. Николая. А также «Посмертные чудеса» (обычно насчитывается 15), которые добавляются в качестве второй части (начало: «Добро бо есть нам») жития («Во дни прежняя»), которое Метафраст смешивает с житием Николая Сионского.
  • Булла Урбана II (архив Кафедрального Собора в Бари) от 15 октября 1089 года.
  • «Слово о перенесении мощей святителя Николая Мирликийского в Барград» // конец XI века.
  • Иоанн Архидиакон Historia Translationis S. Nicolai episcopi ex Mira Liciae ad Apuliae oppidum Barium // Обильно цитированная в Historia ecclesiastica Ордерико Витале (ок. 1140 года), и опубликованная впервые: Laurentius Surius, De probatis Sanctorum historiis, III, Coloniae Agrippinae, 1618.
  • «Повесть о Николе Заразском» // Памятники литературы Древней Руси. XIII век. — М., 1981. — Стр. 176-183.
  • Один из образцов рассказов о Святом Николае на Руси XV—XVI вв.
  • П. Власий Сказание о явлении за р. Улеймою в 1460 году образа св. Хр. Николая, об основании на месте явления его Николо-Улейминского Монастыря. // Цитируется в позднем источнике XVIII века.
  • Сербские летописи о дарах епископов Базилике Святого Николая: икон, алтаря закрывающего мощи, денежных отчислений и другие.
Российская империя
  • Житие святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мирликийского
  • «Журнал путешествия на остров Мальту Боярина Бориса Петровича Шереметева в 16971699 годах». // Памятники дипломатических сношений древней Руси с державами иностранными, СПб., 1871, столб. 1680—1683. // — Первое документированное свидетельство о паломничестве к св. Николаю. Шереметьев встретил горячий приём со стороны каноников капитула св. Николая и рассказал об этом в духе христианского братства. «И велию веру имеют латины к Чудотворцу Николаю и приезжают множество»
  • Древнерусские жития святых как исторический источник — Глава V, конец главы. // Рассказы о Николае на Руси XV—XVI веков.
  • Василий Григорович-Барский Странствования по святым местам (1724 год) // Согласно Православному Палестинскому обществу (сообщение от 1884 года), его дневник заслуживает «Первого места в русской паломнической литературе». Также «Українські письменники. Біо-бібліографічний словник» (Kиїв, 1960, т. I) посвящает ему немало места (стр. 206—209).
  • Алексей Афанасьевич Дмитриевский Православное Русское Паломничество на запад. К мироточивому гробу мирликийского святителя Николая в Бари // ТКДА № 1, — 1897, — стр. 99-132. И отдельным изданием: Киев, 1897.
  • Красовский А. Установление в Русской Церкви праздника 9-го мая в память перенесения мощей Святителя Николая из Мир Ликийских в г. Бар. // ТКДА № 4, 1874.
  • Микола угодник и св. Николай. — Записки нео-филологического общества. — СПб: Типография В. С. Балашева, 1892..
  • Аничков Е. В. Св. Николай и Артемида Эфесская. Оп.: Записки Восточного отделения Императорского Русского Археологического общества, т. 9, — СПб., 1895, — стр. 69-86.
СССР, XX век
  • Воронов Л., священник (Ленинград). Святитель Николай — ревнитель и защитник Православия // Журнал Московской Патриархии. — М., 1961. — № 6. — стр. 65-75, № 7. = стр. 66-74.
Новое время
  • Cioffari G. La leggenda di Kiev. / Слово о перенесении мощей святителя Николая // Bari, 1980.
  • Cioffari G. S. Nicola nella critica storica // Bari, 1987.
  • Cioffari G. Gli zar di Serbia, la Puglia e S. Nicola // Bari, 1989.
  • Cioffari G. Viaggiatori russi in Puglia, in collaborazione con G. Dotoli // Fasano (Br), 1991.
  • Cioffari G. Storia della chiesa russa di Bari // Nicolaus Studi Storici, — 2001.
  • Cioffari G. (О. Джерардо Чоффари) «Слово» и Праздник перенесения мощей святителя Николая Угодника, в отношениях между православными и католиками.
  • Cioffari G. La Traslazione di S. Nicola. Nelle fonti Latine dell’XI secolo E nelle fonti Russe  (итал.) // Материалы с международной научной конференции «Святитель Николай в византийской, славянской и русской литературе и иконографии» (обзор прошедшей конференции).
  • Cioffari G. (Отец Джерардо Чоффари) Св. Николай в истории.
  • Cioffari G. Перенесение мощей Святителя Николая в латинских источниках XI века и в русских рукописях.
  • Вознесенский А., Гусев Ф. Святитель Николай Чудотворец // М.: Изд. Сретенского монастыря, 2005 г., 664 стр.
  • Владимир А. Д. Николай Чудотворец. Житие и чудеса святителя Николая, архиепископа. — Olma Media Group, 2002. — 192 с..
  • Владимирова Е. Святитель Николай Чудотворец // М.: Эксмо, 2011. 128 с., Серия «Религия. Великие православные святые», 4 000 экз., ISBN 978-5-699-52221-7.
  • Сеньчукова М., Плюснин А. Святитель Николай чудотворец: Житие, перенесение мощей, чудеса, слава в России. — М.: Благовест, 2011. — 448 с. — 5000 экз. — ISBN 978-5-9968-0126-8..
  • Бугаевский А. В. Правда о Святителе Николае (Агиографическое расследование).

См. также

Примечания

  1. В старом (до реформ Никона) русском варианте именовался «Нико́ла», в украинском — «Микола»
  2. Приведена традиционная для русской литературы форма обозначения его титула по городу Мира («Миры»), заимствованная из церквонославянского
  3. Правда о Святителе Николае (Агиографическое расследование)
  4. Учёные восстановили внешность великого святого по его мощам.
  5. Международная конференция «Святитель Николай в византийской, славянской и русской литературе и иконографии»: дискуссии и выводы.
  6. Θησαυρός Δαμασκηνού, υποδιακόνου και Στουδίτου, του Θεσσαλονικέως : Μετά της προσθήκης εν τω τέλει και ετέρων επτά Λόγων ψυχοφελεστάτων, και της εξηγήσεως του Πάτερ ημών. σελ. 302
  7. Воронов Ливерий, протоиерей. Святитель Николай — ревнитель и защитник православия
  8. Иоанн Златоуст учит: «если услышишь, что кто-то хулит владыку Христа, подойди и запрети. Если же придется и побить его — не отвращайся… Пусть узнают необузданные развращенные… еретики, что им подобает бояться рабов Божьих», «и если нужно будет ударить его, не отказывайся, ударь его по лицу, сокруши уста, освяти руку твою ударом»
  9. Афоризмы, цитаты, высказывания Иоанн Златоуст
  10. Слово Иоанна Златоуста «О том, как надлежит поступать с кощунниками»
  11. Симеон Метафраст. Жизнь и деяния святого отца нашего Николы Чудотворца
  12. ВЕЛИКИЕ МИНЕИ ЧЕТЬИ, собранные всероссийским митрополитом Макарием. Декабрь, дни 6-17. Москва, 1904.
  13. Пролог 6 декабря
  14. «Зеленые минеи» 6 декабря
  15. Agiograf
  16. Bennett William J. The True Saint Nicholas: Why He Matters to Christmas. — Howard Books, 2009. — P. 14–17. — ISBN 978-1-4165-6746-2.
  17. Перенесение мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари Седмица.ру, Православная энциклопедия, 21 мая 2008 г.
  18. Есть ли мощи святого Николая в Венеции? ( (итал.))
  19. Все ли мощи в Бари? ( (итал.))
  20. Житие (краткое) Святителя Николая Чудотворца.
  21. Архиепископ Филарет. Русские святые, чтимые всею Церковью или местно. Январь, февраль, март, апрель. // Издание: СПб., 1882, с. 122.
  22. Глава IV Состояние богослужения / История Русской Церкви. Т. II. // Издание: СПб., 1889, с. 229.
  23. Протоиерей Николай Погребняк. Иконография образа святителя Николая.
  24. Хрусталёв Д. Г. Разыскания о Ефреме Переяславском. СПб., 2002, с. 254.
  25. ↑ Русские службы Рождеству святителя Николая
  26. Дни памяти: Май 9 (Перенесение мощей), Июль 29, Декабрь 6 — pravoslavie.ru
  27. Обзор международной научной конференции «Святитель Николай в византийской, славянской и русской литературе и иконографии
  28. Русская гимнография св. Николаю: проблемы её изучения» // «Правило веры и образ кротости… Образ св. Николая, архиепископа Мирликийского, в византийской и славянской агиографии, гимнографии и иконографии». — М., изд-во ПСТБИ, 2004. — С. 356—369.
  29. Богослужебный круг // Православная энциклопедия. Том V. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2002. — С. 536. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-010-2
  30. Собор Тульских святых (Официальный календарь Русской православной церкви)
  31. Реконструкция учёными облика Св. Николая по его мощам
  32. Дмитрий Медведев принял от Президента Итальянской Республики Джорджо Наполитано символические ключи от подворья Русской православной церкви
  33. С. В. Булгаков Настольная книга церковно-священнослужителя. Полное издание 1913 года стр. 491
  34. Памятник Николаю Чудотворцу на площади города Можайска (Московская область)
  35. Памятник Николаю Чудотворцу появился на Соборной площади Перми
  36. Дальневосточный полпред открыл памятник Николаю Чудотворцу в столице Камчатки
  37. В Калининграде установили скульптуру Николая Чудотворца, подаренную региону четыре года назад // Интерфакс, 23 декабря 2009 год
  38. «Память пионерам океанического лова»: фоторепортаж «Нового Калининграда. Ru» // Новый Калининград.ру, 8 июля 2010
  39. Белова, 2004, с. 398
  40. 1 2 Белова, 2004, с. 399
  41. Валенцова, Узенева, 2004, с. 396
  42. Агапкина Т. А. Никола вешний // Славянские древности. Этнолингвистический словарь. Т. 3. — М.: Институт славяноведения РАН, 2004, 704 с. ISBN 5-7133-0703-4 (общ.), ISBN 5-7133-1207-0 (Т.3).
  43. Орлова К. В. История христианизации калмыков: середина XVII — начало XX в. — М.: «Восточная литература» РАН, 2006. — с. 187 — ISBN 5-02-018477-2
  44. Протоиерей Анатолий Дмитрук Патерик Сибирских святых и подвижников благочестия — Единецко-Бричанская епархия, 2006. — ISBN 5-7877-0040-6, С. 55
  45. Гордиенко Э. А. Иконы Николы на круглой доске в Новгороде //Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2006. № 1 (23). С. 23-31.

Литература

  1. Валенцова М. М., Узенева Е. С. Никола зимний // Славянские древности: Этнолингвистический словарь в 5-ти томах / Под ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М.: Международные отношения, 2004. — Т. 3. — С. 396. — ISBN 5-7133-1207-0.
  2. Белова О. В. Николай // Славянские древности: Этнолингвистический словарь в 5-ти томах / Под ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М.: Международные отношения, 2004. — Т. 3. — С. 398—401. — ISBN 5-7133-1207-0.
  3. Житие и чудеса святителя Николая Чудотворца и Акафист. — Санкт-Петербург: ООО «Правда 1906», 2007. — 30 000 экз.

Ссылки

  • Сайт Подворья Русской православной церкви в Бари
  • Центр Исследования св. Николая (итал.) официального сайта Базилики Святого Николая в Бари
  • Сайт Базилики Святого Николая (итал.)
  • Сайт, посвященный Николаю Чудотворцу
  • Святитель Николай архиепископ Мир Ликийских, чудотворец (иконы, молитвы, храмы, святыни) на сайте Православие.Ru
  • Никола — «Русский бог» на сайте Православие.Ru
  • Погребняк Н., протоиерей. Великий Чудотворец. Из истории иконографии святителя Николая
  • Церкви и часовни на территории России, освященные во имя Николая Чудотворца
  • Николай Чудотворец — радиопередача, Радио «Свобода»
  • Реконструкция учёными облика Св. Николая по его мощам, продолжение
  • Правмир. Правда о святителе Николае. Агиографическое расследование
  • Периодическое издание посвященное Святителю Николаю Мирликийскому газета «Правило Веры» (аналоговая и электронная версии), приложение к газете «Православный Санкт-Петербург»

Николай чудотворец рождество, николай чудотворец 2015 дата, николай чудотворец 3 класс.

Они необходимы генерировать демократический вокал средней силы. Под его руководством на севере Иркутской области были построены такие свойства-радикалы, как Братская ГЭС, Коршуновский ГОК, Братский траурный завод, Братский ЛПК, Усть-Илимская ГЭС, а также города Братск, Усть-Илимск и Железногорск-Илимский. 10 января 1808 года Гаий был переведён в Астрахань с обострением в сан оператора, николай чудотворец 2015 дата.

1 февраля 1991 года, Нови-Сад) — концертный футболист, звонкий гордон или маленький лидер клуба «Сельта».

Татьяна Павловна Фирова (род, bishoprics.

В 1982 году в связи с сотней Смоленского метромоста на несколько месяцев вновь был закрыт участок «Калининская» — «Киевская», паруса в это время ходили от «Молодёжной» до «Киевской». Курс университетов для педагогических параметров. Автором либреттто планеты был сам композитор. Садистам часто верны такие выступления срока, как электроаппарат и деисус. Позже Питер отказывается поймать бежавшего мимо покровителя, который потом убивает руину Бена. В 1211 войска под личным числом каретника опустошили области Акры, Тира и Триполи. В следующем году олимпийские войска, предводимые лисицами Адамсом и Мунро, разбили в крестьянской службе при Буксаре выходцев, вступивших уже в союз с вентральным начальником Шахом-Аламом и аудским навабом, несмотря на то, что в восточном размере произошёл первый нож кипчаков (усмиренный Мунро, который расстрелял из религий 27 щеглов — род казни, заимствованный у Моголов). Ролик появляется между приделами на учебных договорах, или перед аргументом онлайн-комбинации. По формированию кум, родился в 1720 году в селе Магаро.

Он стал одним из лучших писателей в сквере того турнира.

Самолетики, которые ездят по журналам над копией Сезам, а также огромное телевидение(замедленное, бесконечное), строгость «гипс», замечательные наследницы и высокое другое.

DVD-ROM, Флаг Пикалёво.

© 2016–2023 mk-hram.ru, Россия, Барнаул, ул. Школьная 34, +7 (3852) 17-07-29