Малая Россия или Украина? |
|
Малая Россія или Украина? | |
Автор: | |
---|---|
Жанр: |
научно-историческая статья, исторический очерк[1] |
Язык оригинала: |
русский дореформенный |
Оригинал издан: | |
Издательство: |
ряд переизданий, первое издание в виде отдельной книги (брошюры): Ростов-на-Дону |
Выпуск: | |
Страниц: |
16 |
Носитель: |
книга |
Электронная версия в Викитеке |
«Ма́лая Росси́я или Украи́на?» (рус. дореф. «Ма́лая Россі́я или Украи́на?») — произведение историка и публициста Андрея Стороженко, статья, позднее — брошюра[2]. Посвящена вопросу генезиса названия «Украина» и его соотношения с историческими понятиями «Русь» и «Малороссия», а также вопросу о существовании единого русского народа как объединения трёх народностей[3]. Впервые опубликована в 1918 году в Киеве в сборнике «Малая Русь»[4], переиздана в Одессе в 1919 году в трудах «Подготовительной по национальным делам комиссии», составленных Василием Шульгиным, и в том же году — отдельной брошюрой в Ростове-на-Дону. Выдержала ряд дальнейших переизданий, в частности, в сборнике «Украинский сепаратизм в России. Идеология национального раскола» в 1998 году[5].
Содержание |
В годы революции и Гражданской войны историк Андрей Стороженко принимал активное участие в общественно-политической жизни Киева. По определению историка Александра Оглоблина, он в это время являлся одним из лидеров киевских «малороссов»[6].
С 1917 года Стороженко состоял председателем Союза приходских советов Киева, и Совет под его преседательством протестовал против создания украинской автокефальной церкви[7]. В середине 1918 года Стороженко (председатель) и Скрынченко (заместитель) подписали письмо к правящему митрополиту Антонию с требованием привлечения к ответственности некоторых членов церковной рады, выступавших за создание Украинской автокефальной церкви[7]. Согласно воспоминаниям профессора Василия Зеньковского, кандидатура Стороженко, занимавшего в это время пост председателя Союза, была выдвинута от русских церковных групп в мае 1918 года на пост Министра Исповеданий при формировании правительственного кабинета гетмана Павла Скоропадского, но была отклонена ввиду протеста украинских групп[8].
В этих условиях Андреем Стороженко в 1918 году была написана научная статья с названием «Малая Россия или Украина?» По мнению исследователя научного и публицистического наследия Андрея Стороженко Сергея Копылова, написание данной статьи свидетельствует о враждебном отношении Стороженко к возникновению украинской государственности и является проявлением его консервативных взглядов на украинофильство и стремлением отмежеваться от чрезмерно заполитизированного украинского движения[9].
Первоначально статья была издана в киевском сборнике «Малая Русь»[4][10][11], издававшемся Василием Шульгиным[11]. Затем она в 1919 году была повторно издана в Одессе в малорусском отделе «Подготовительной по национальным делам комиссии»[12]. Существует мнение, что к моменту этого повторного издания Стороженко также эмигрировал из Киева в Одессу[13], опасаясь в Киеве физического уничтожения, как участник Киевского Клуба русских националистов, члены которого поголовно были подвергнуты в 1919 году репрессиям со стороны большевиков[14]. Также статья была издана отдельной брошюрой в 16 страниц в Ростове-на-Дону[2].
В советское время брошюра Стороженко «Малая Россия или Украина», изданная в Ростове-на-Дону в 1919 году, входила в число запрещенных книг, подлежащих изъятию из библиотек и книготорговой сети[15].
В 1998 году статья была переиздана в России в сборнике «Украинский сепаратизм в России. Идеология национального раскола» под редакцией Михаила Смолина. Существовал также ряд других переизданий статьи.
Копылов пишет, что в статье «Малая Россия или Украина» Стороженко пытался доказать, что «всеми своими корнями украинская идеология вросла в польскую почву». Согласно его мнению, инициаторами возникновения термина «Малая Русь» в отношении Киевской и Пондепровской Руси являются константинопольский патриарх и византийский император[9]. По мнению Стороженко, изложенному в статье, термины Великая и Малая Русь начали употреблять византийцы после разгрома Руси татарами в XIII веке[16]. Термины эти со временем прижились на Руси и в дальнейшем «Название „Малая Россия“ прочно держалось среди книжных людей»[9]. В то же время, по убеждению автора, слово «украина» с давнего времени использовалось в русском и польском языке в значении пограничья, приграничной местности или области, но после Вечного мира 1686 года поляки всячески старались «затереть самое имя Малой России в своих пределах и заменить его именем Украины»[9]. «Минуло сто с лишком лет, прошли ужасы гайдамачины, настали разделы Польши и вот тогда — утверждал автор — польские ученые заговорили об особой украинской национальности»[9]. И «в первой четверти XIX века появилась особая „украинская“ школа польских ученых и поэтов, давшая чрезвычайно талантливых представителей[9]. К. Свидзинский, М. Грабовский, Э. Руликовский, А. Мальчевский, С. Гощиньский, Б. Залеский и многие другие продолжали развивать начала, заложенные графом Я. Потоцким и Ф. Чацким, и подготовили тот идейный фундамент, на котором создалось здание современного нам украинства»[9].
В работе содержится значительное количество число цитат из русских и польских источников, «демонстрирующих практику использования понятий „Украина/украйны“, „Малая Русь/Малороссия“ на протяжении всего древнерусского периода и вплоть до XIX в» — пишет историк Роман Храпачевский[3].
Стороженко связывает «происхождение „Украины“ и „украинского народа“ с политическими программами возрождения „великой Польши“ или пангерманизма»[8].
В своём выводе Стороженко пишет, что украинский туман рассеется, и русское солнце взойдёт[17].
Роман Храпачевский характеризует работу Стороженко в качестве наиболее подробно исследующуей этимологию слова «Украина» как в русском, так и польском языках[3].
Исследователь И. Ю. Сапожникова на основании текста статьи Стороженко сделала вывод о том, что историк в статье высказал приверженность к сохранению русского литературного языка[8]
Изложенная в статье теория Стороженко о том, что «Малая Русь» подлежит трактовке как метрополия Руси а «Великая Русь» является её колонией, нашла отражение в «Энциклопедии истории Украины» в определении термина «Малая Русь» (укр. «Мала Русь»)[18] а также данная статья отмечается там в качестве одной из наиболее заметных работ сборника «Малая Русь»[11].
Общественный деятель и публицист Василий Шульгин, находясь в эмиграции, в своём политическом памфлете «Украинствующие и мы», появившемся в 1939 году в Белграде, уделил некоторое внимание содержательной части этой работы Стороженко и назвал его «беcстрашным рассказом о полонизации Руси под видом „украинизации“». Этот очерк Стороженко, полагает Шульгин, установил, что «украинствование рождено и взлелеяно поляками»[1].
Завершающие слова статьи Стороженко «Украинский туман должен рассеяться, и русское солнце взойдет!» в современное время используются в качестве одного из политических лозунгов в среде противников украинизации и защитников русского языка на Украине[19][20][21]. Эти же слова были использованы составителем сборника «Украинский сепаратизм в России. Идеология национального раскола» историком Михаилом Смолиным в качестве названия и основного смыслового посыла своей вводной статьи к данному сборнику[22].
Русский историк и филолог Александр Соловьёв подверг критике теорию Стороженко о греческом разделении страны на Малую и Великую как на метрополию (малая часть страны) и её колонию (великая часть). Согласно его анализу, далеко не всегда политические определения частей стран как «великая» и «малая» означают именно такое деление, в частности, самим разделением Греции на Великую и Малую, где слово «великая» является украшающим эпитетом. «…Классическая древность знает лишь понятие … Graecia Magna или maior: оно встречается у Плиния, Тита Ливия, Птоломея и Страбона. Но нигде нет соответствующего ей выражения Graecia minor» — пишет историк[23].
Научный сотрудник Новокузнецкого художественного музея Александр Клещевский, соглашаясь с критикой Соловьёва, предполагает, что именно в данной статье Стороженко впервые была изложена ошибочная теория об образовани смысловой пары значений «Малая Русь» — «Великая Русь», как производной от несуществовавшей смысловой пары «Великая Греция» — «Малая Греция», которая впоследствии получила широкое распространение «в публицистических статьях исторической направленности, тиражируемых интернетом»[24].
В первом томе «Национального вестника Украинского университета», вышедшем в 2001 году в Москве, было написано, что Стороженко в своём историческом экскурсе, который он делает в статье, следует имперскому принципу «разделяй и властвуй», пытается поделить Украину на русскую и немецкую, отмечая при этом, что современная Украина создана немцами и поляками[17].
|
||
---|---|---|
Стороженки | ||
История и славистика | Стефан Баторий и днепровские козаки (1904) • «Малая Россия или Украина?» (1918) | |
Археография и генеалогия |
Стороженки. Фамильный архив (1902—1910) | |
Публицистика | «Происхождение и сущность украинофильства» (1912) • «Украинское движение» (1925) | |
Общественная и политическая деятельность |
Киевский клуб русских националистов • Всероссийский национальный союз • Союз приходских советов Киева | |
Меценатство | Славянский ежегодник • Малороссийский родословник • Очерки переяславской старины | |
Известные родственники |
Андрей Стороженко (дед) • Николай Ильич Стороженко (двоюродный дядя) • Николай Владимирович Стороженко (брат) • |
Это заготовка статьи о литературе. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Малая Россия или Украина?.