Андрей Владимирович Стороженко | |
Дата рождения: | |
---|---|
Место рождения: |
Великая Круча (Пирятинский район), Пирятинский уезд, Полтавская губерния, Российская империя, |
Дата смерти: |
не установлена, но не ранее 1 января 1926 года[1] |
Место смерти: |
не установлено[2] |
Страна: | |
Научная сфера: | |
Место работы: |
Киевский Императорский университет Святого Владимира (1879—1885), директор Киевской первой гимназии (начало XX века) |
Альма-матер: | |
Научный руководитель: | |
Известен как: |
исследователь малорусской истории Украины, казачества, казацко-старшинских родов, украинско-польских отношений, украинского движения; археограф; издатель трудов по генеалогии. |
Награды и премии |
|
Андрей Владимирович Стороженко на Викискладе
|
Андре́й Влади́мирович Стороже́нко (укр. Андрій Володимирович Стороженко; 12 августа 1857, Великая Круча, Пирятинский уезд, Полтавская губерния[2] — не ранее 1 января 1926[1], место смерти неизвестно[2]) — русский историк, славист[2], археограф[2], публицист, литературовед[4], меценат[3], земский[3] общественный и политический деятель[2]. Эмигрант.
Считается одним из крупнейших специалистов по малорусской истории Украины[2][5]. Основные научные интересы распространялись на деятельность малорусских казаков в Польском государстве XVI — XVII вв[6]. Выражал консервативный взгляд на историю России. Исследователь и критик украинства и украинского национализма[2].
Украинской историографией причисляется также к украинским историкам[5][7].
Содержание |
Андрей Стороженко происходил из старинного казацко-старшинского рода Стороженко, основателем которого считается Иван Фёдорович Стороженко (?—1693), переселившийся после Андрусовского перемирия (1667 год) на Левобережную Украину и ставший ичнянским сотником (1670—1687 годы), а позднее прилуцким полковником (1687—1692 годы). Род Стороженко занесён в родословные книги Екатеринославской, Курской, Полтавской и Черниговской губерний[8]. Дедом будущего историка был Андрей Яковлевич Стороженко (1790—1858), а известный литературовед Николай Ильич Стороженко (1836—1906) приходился ему дальним родственником[4].
Андрей Стороженко как старший в роду с конца XIX века владел имениями в Полтавской губернии: при деревне Кучакове Переяславского уезда со 1171 десятиной земли и при селе Повстине Пирятинского уезда с 409 десятинами земли[3], а также майоратными имениями в Келецкой губернии Царства Польского: в Старо-Хенцины Келецкого уезда и Злотники Андреевского уезда[9]. Также он владел домом в Киеве на Печерске, расположенном по адресу: улица Московская, 11[5].
Андрей Стороженко родился 12 августа 1857 года[2] в селе Великая Круча Пирятинского уезда Полтавской губернии в семье крупного землевладельца[3], инспектора Харьковского университета, подпоручика лейб-гвардии Семеновского полка в отставке[2] Владимира Андреевича Стороженко (1820—1895)[5] и Варвары Ананьевны Стороженко (урождённой Александрович) (1829—1895)[3]. В семье он был первым, позже родились сестра Мария Владимировна (1859—?) и брат Николай Владимирович Стороженко[3] (1862—1942/1944)[10], ставший впоследствии также известным историком и педагогом[10].
Его няней-воспитательницей была Ульяна Артёмовна Дуб, прожившая в доме семьи Стороженко 45 лет, и именно от неё Андрей получил начальное образование[3]. В гостях у Стороженко часто бывал близкий родственник, композитор Николай Лысенко; в его исполнении, а также в исполнении других музыкантов в доме часто звучала классическая музыка. Также дом Стороженко часто посещала соседская помещица Мария Александровна Кулачка, увлекавшаяся народными песнями[3]. Благодаря такой атмосфере родители привили Андрею интерес к музыке[3]. Стороженко имели в доме большую библиотеку, в которой было также достаточно исторических материалов, что сделало Андрея библиофилом[3].
Отец намеревался дать Андрею хорошее образование, и после известия об открытии в Москве классического Императорского лицея Цесаревича Николая (Катковского лицея), принял решение отдать сына в это заведение. В 1867 году семья купила в Москве дом и перехала туда на постоянное жительство[3].
Отец, Владимир Андреевич Стороженко (1820—1895) |
В этом же году Стороженко поступил в Катковский лицей. В июне 1875 года[9] он закончил его с серебряной медалью[5]. В Москве частым гостем семьи был родственник и известный литературовед Николай Ильич Стороженко, который познакомил Андрея с лучшими образцами русской литературы[3].
Семья планировала оставаться в Москве на время университетской учёбы Андрея, но плохое состояние здоровья младшего сына Николая вынудило её вернуться в Великую Кручу. В результате Андрей в 1875[3] году поступил в Университет Святого Владимира в Киеве на славяно-русское отделение историко-филологического факультета[4].
Учился на одном курсе с русским историком Иваном Линниченко[6]. Здесь сформировались научные интересы Стороженко — история Украины (в тогдашнем понимании — Малороссии) и Польши[3]. В 1879 году окончил университет с золотой медалью[9].
Во время университетского обучения активно занялся научной работой и включился в изучение литературной истории Зеленогорской и Краледворской рукописей. Данная тема ему была предложена к работе профессором Александром Котляревским, который стал его научным руководителем. Впоследствии Стороженко назвал своего учителя Котляревского фактическим соавтором своей научной работы «Очерки истории чешской литературы. Зеленогорская и Краледворская рукописи. Очерк литературной истории рукописей 1817—1877. Историко-библиографическое исследование». Эта работа была опубликована в «Университетских известиях» и предоставила возможность Стороженко получить 9 июня 1879 года[9] ученую степень кандидата университета и продолжить обучение в университете в качестве профессорского стипендиата. Котляревский всячески содействовал и активно продвигал своего талантливого[2] ученика, он готовил его к защите магистерской диссертации по теме «Польско-латинский поэт второй половины XIX века С. Ф. Кленович»[3] с дальнейшим началом преподавательской деятельности на кафедре историко-филологического факультета, и даже уже будучи болен и находясь на лечении в Италии, хлопотал за Стороженко перед руководством университета[2]. Но кончина Котляревского осенью 1881 года не дала реализоваться этим планам[2]. В итоге магистерская диссертация Стороженко оказалась им не защищена, а на вакантное место профессора кафедры был избран магистр славянской филологии Тимофей Флоринский[2]. Тем не менее, незащищённая диссертация все равно была опубликована в «Университетских известиях»[3][11].
На собранном 4 октября 1881 года экстренном заседании Исторического общества Нестора летописца, в связи с кончиной Котляревского, который состоял его председателем, Стороженко оказался избран действительным членом этого общества[2][3]. Как член общества выступил с критикой монографии Петра Мрочек-Дроздовского «Опыт исследования источников по вопросу о деньгах Русской Правды», участвовал в научном обсуждении докладов Дмитрия Багалея на тему «Займанщина в левобережной Украйне XVII и XVIII стол.» и Алексея Соболевского «О языке печатных изданий Феола и Скорины»[2]. Длительное время состоял членом редакционного комитета общества, а также заместителем председателя[3]. По состоянию на март 1900 года был членом Комиссии по изданию Древностей Украины[3].
Состоял также в других научных организациях, в частности, в Киевской комиссии для разбора древних актов, Черниговской и Витебской учёных архивных комиссиях, Московском историко-родословном обществе и др[2][9].
Продолжил начинания Котляревского, в частности, в работе Киевского славянского благотворительного общества. В 1882 году выступил редактором 5-го выпуска «Славянского ежегодника», научного журнала по славяноведению[6], который издал за собственные средства. В этом альманахе им были опубликованы рассказы сербского писателя Милана Миличевича «Зимние вечера» и «Неизвестные апостолы» (представленные как образцовые труды народного писателя, который любил и умел изобразить свою родину), собственноручно переведённые на русский язык, и материалы к биографии скоропостижно умершего русского слависта Николая Задерацкого[2].
26 апреля 1882 года женился на Марии Патрикеевне Ильяшенко (1873 — ?), дочери действительного статского советника[5], помещика Радомысльского уезда Киевской губернии[9]. Семейная жизнь складывалась удачно, у них родились трое сыновей — Владимир (22 мая 1896 года), Яков (26 марта 1898 года) и Андрей (19 октября 1900 года)[3]. Двое первых учились в Киевской первой гимназии, и закончили её оба с серебряными медалями в 1913 и 1914 гг.[3], причем в период их учёбы его брат Николай являлся директором этой гимназии[2]. Третий сын поступил во Владимирский Киевский кадетский корпус[3].
Неудачная попытка начать преподавательскую деятельность в киевском университете привела к тому, что Стороженко принял решение переехать в Полтавскую губернию и заняться общественно-политической деятельностью. Он включился в работу земского движения губернии. С 18 июня 1884 года по 31 августа 1892 года выполнял обязанности почётного мирового судьи Переяславского уезда[9]. С 13 августа 1886 года по июль 1892 года был председателем Переяславской земской управы, с 1892 года по 1913 год с перерывами — гласным Переяславского и Пирятинского земских собраний, а с июля 1912 года — предводителем дворянства Переяславского уезда, 28 сентября 1913 года был переизбран предводителем на следующее трёхлетие[9]. В начале XX века работал директором Киевской первой гимназии[6]. За время службы на различных земских должностях дослужился до гражданского чина коллежского асессора, который получил 5 мая 1894 года за выслугу лет[9].
В 1908 году вступил в организованный в Киеве Клуб русских националистов. В Клубе читал доклады, один из которых «Происхождение и сущность украинофильства», прочитанный на собрании от 17 ноября 1911 года, был издан в 1912 году отдельной книгой в Киеве[6]. Состоял также в Киевском русском собрании (монархической организации, выделившейся из Киевского отдела Русского собрания)[12] и в киевском отделе Всероссийского национального союза[13].
Оставление университета в первой половине 1880-х гг. не вынудило Стороженко завершить научную деятельность. Он неоднократно публиковался на страницах журнала «Киевская старина». Основными тематиками работы древней истории Украины и украинско-польских отношенй. С 1882 года по 1899 год им было опубликовано здесь около 30 статей и заметок, среди которых работы по истории Киева, Борисполя, универсале Мазепы 1691 года, герое фольклора Дмитрие Вишневецком, киевском католическом епископе Иосифе (Верещинском) и др[2]. Уже находясь в эмиграции, Стороженко дал высокую оценку журналу:[2][15]
…ряд томов «Киевской старины» является величественным памятником горячей любви к родине маленькой группы малорусских патриотов, выполнивших бескорыстно громадную работу по выяснению в подробностях прошлых судеб родной земли, которые освободили её от «папского», «лядского» ига и привели к единству с православным русским миром. Кто в будущем возымеет намерение приступить к изучению истории Малороссии, прежде всего обязан будет перечитать семьдесят с лишком томов «Киевской старины», потому что только в них он найдет точки отправления для дальнейших изысканий.
Однако в 1899 году Стороженко прекратил своё сотрудничество с журналом. Исследователи мотивируют это тем, что в 1893 году главным редактором журнала становится писатель и общественный деятель Владимир Науменко и после его прихода начала усиливаться украинофильская направленность журнала, связанная с общей политизацией украинского движения, а это противоречило идейно-политическим взглядам Стороженко. Среди других причин называются также частные (в 1898 году у Стороженко рождается первый сын, и он начинает уделять больше времени личной жизни)[3].
В 1904 году Стороженко издал фундаментальную могографию «Стефан Баторий и днепровские козаки: исследования, памятники, документы и заметки». Эта книга принесла автору в 1909 году престижную Уваровскую премию Петербургской академии наук, присвоенную за вклад в историографию и доказательство несостоятельности версии казацко-старшинских и дворянских историков XVII—XIX вв. о даровании польским королём шляхетских привилегий запорожским казакам.
С 1902 по 1910 год совместно с братом Николаем[16] занимался редакцией и изданием многотомного[2] фамильного архива «Стороженки»[6][17], содержащего историю рода Стороженко за несколько веков. В богатой отделке и на высоком уровне научной обработки тиражём 200 экземпляров было издано 7 томов фамильного архива, экземпляры которых в настоящее время являются большой библиографической редкостью[2]. Всего было запланировано 8 томов, но 5-й том, в котором планировалось издать письма Николая Ильича Стороженко и Василия Горленко, ввиду недостатка финансовых средств[3] опубликован не был[2]. Археографическая ценность данного архива высоко оценена специалистами, в частности, Дмитрием Багалеем, Александром Оглоблиным, Дмитрием Дорошенко, Вадимом Модзалевским[3], и в настоящее время он также представляет большое научное значение[3].
Братья Андрей и Николай Стороженко также спонсировали издание «Малороссийского родословника» Модзалевского, изданного 4 томами и содержащего росписи 240 малороссийских казацко-старшинских родов[3][18], а также археографического сборника «Очерки Переяславской старины»[2].
В 1917 году состоял председателем Союза приходских советов Киева, который под его руководством препятствовал расколу православной церкви в условиях революционных событий и выдвинул на Церковной раде 24 ноября 1917 года протест против создания украинской автокефальной церкви[19]. 29 мая 1918 года, по результатам заседания Союза, Стороженко (председатель) и Скрынченко (заместитель) подписали письмо к правящему митрополиту Антонию с требованием привлечения к ответственности некоторых членов церковной рады, выступавших за создание Украинской автокефальной церкви[19]. Согласно воспоминаниям профессора Василия Зеньковского, кандидатура Стороженко, занимавшего в это время пост председателя Союза, была выдвинута от русских церковных групп в мае 1918 года на пост Министра Исповеданий при формировании правительственного кабинета гетмана Павла Скоропадского, но была отклонена ввиду протеста украинских групп[20].
В 1918 году написал и издал в киевском журнале «Малая Русь»[6][21] статью «Малая Россия или Украина?», посвященую разбору вопросов о генезисе названия «Украина» и его соотношения с историческими понятиями «Русь» и «Малороссия» и существовании единого русского народа как объединения трёх народностей и рассматриваемую в качестве наиболее подробно исследующуей этимологию слова «Украина» как в русском, так и польском языках[22]. В статье Стороженко впервые[23] в научной среде выдвинул теорию о значении «Малой» Руси как «исконной», «первоначальной», в противовес «Великой» Руси как вторичной, присоединённой позднее колониальной территории. Статья в 1919 году была повторно была издана в Одессе при участии Василия Шульгина в малорусском отделе Подготовительной по национальным делам комиссии[24] и отдельной брошюрой в Ростове-на-Дону, в дальнейшем за много лет выдержала ряд переизданий и длительное время является предметом научного[25][26] и политического[27][28][29][30][31][32] обсуждения и критики.
По предположениям Сергея Копылова, исследователя научного и публицистического наследия Стороженко, Андрей Владимирович был вынужден эмигрировать после прихода в Киев большевиков в начале 1919 года, в руки которых попал список членов Киевского Клуба русских националистов с адресами, и все, кого Киевской ЧК удалось по данному списку задержать, были расстреляны[2][33].
Согласно информации работника отдела украинской историографии и специальных исторических дисциплин Института истории Украины НАНУ Натальи Пазюра, Стороженко в дальнейшем перебрался в Одессу, а в 1922 году оказался в эмиграции в Польше[3].
После эмиграции дальнейшая судьба Стороженко исследователям остается неизвестной[2][3].
Его перу приписывается исторический очерк, вышедший под псевдонимом «А. Царинный»: «Украинское движение». Псевдоним «Царинный» использовал дед Андрея Стороженко, и, кроме того, в этом исследовании затрагиваются темы, в которых А. В. Стороженко являлся экспертом. По данным, содержащимся в работе, книга, приписываемая перу Стороженко, была завершена в ноябре 1924 года, и оказалась написана в условиях беженства «в одной из славянских стран»[34]. Книга была издана в 1925 году в Берлине по инициативе князя Александра Волконского, причём Волконский в предисловии к этой книге пишет об Андрее Царинном как о «неизвестном» авторе[35].
В работе Стороженко пытается дать собственное определение «украинца»:[35][36]
«Украинцы» — это особый вид людей. Родившись русским, украинец не чувствует себя русским, отрицает в самом себе свою «русскость» и злобно ненавидит все русское. Он согласен, чтобы его называли кафром, готтентотом — кем угодно, но только не русским. Слова: Русь, русский, Россия, российский — действуют на него, как красный платок на быка. Без пены у рта он не может их слышать. Но особенно раздражают «украинца» старинные, предковские названия: Малая Русь, Малороссия, малорусский, малороссийский. Слыша их, он бешено кричит: «Ганьба!» («Позор!» От польск. hańba). Это объясняется тем, что многие из «украинцев» по тупости и невежеству полагают, будто бы в этих названиях кроется что-то пренебрежительное или презрительное по отношению к населению Южной России.— Андрей Царинный (Стороженко А. В.) Украинское движение. Краткий исторический очерк, преимущественно по личным воспоминаниям // Украинский сепаратизм в России. Идеология национального раскола. Сборник. / Вступительная статья и комментарии М. Б. Смолина.. — М.: Москва, 1998. — С. 250–251. — 432 с. — (Пути русского имперского сознания). — 5000 экз. — ISBN 5-89097-010-0
В 1926 году украинский учёный Сергей Ефремов был свидетелем распродажи бывшей библиотеки из киевского дома Андрея Стороженко и выразил мнение, что даже её остаточная часть, которую он увидел, свидетельствует о том, что её хозяин имел очень хороший вкус[3][37].
Украинский историк Василий Ульяновский в комментариях к мемуарам Николая Стороженко, младшего брата Андрея, приводит информацию, что Андрей отправлял брату в Югославию из Польши письмо, датированное 1 января 1926 года. Сам же Андрей Стороженко, по словам исследователя, в это время вёл в Польше борьбу за остатки майоратных имений своего деда[1].
Дата и место смерти Андрея Стороженко исследователям неизвестны[2].
Заслужил репутацию одного из крупнейших специалистов по малорусскому периоду истории Украины[2][3][5]. Основные научные интересы историка распространялись на деятельность малорусских казаков в Польском государстве XVI — XVII вв[3][6][38]. В своих сочинениях Стороженко выражал консервативный взгляд на историю России, отстаивал единство русского народа в трёх его ветвях — великорусской, малорусской и белорусской. Он рьяно критиковал украинских сепаратистов, считая, что их деятельность несёт лишь разруху и вред[2][22].
Историк Дмитрий Дорошенко в начале 1920-х годов отметил Стороженко как историка, исследовавшего казаччину периода до восстания Хмельницкого[39], при этом он отмечает сильное влияние польской историографии на его работы[3]. Советский и украинский историк Владимир Сарбей в 1970-е годы обратил внимание на заинтересованность Стороженко «проблемами политической и культурной истории Польши, которые он разрабатывал в связи с изучением истории Украины»[40]. Современный американо-украинский историк Любомир Винар назвал монографию Стороженко «Стефан Баторий и днепровские козаки: исследования, памятники, документы и заметки» одним из самых «заметных трудов» начала XX века в отрасли истории украинско-польских отношений[2][41].
Николай Жевахов, товарищ обер-прокурора Священного Синода в годы революции писал о Стороженко: «Один только мудрейший А. С. (sіс), глубокий ученый и мыслитель, автор произведений, ставших пророческими, занимал среди киевлян особое место»[5][42].
Американский историк Александр Оглоблин в «Энциклопедии украиноведения» (укр. «Енциклопедія українознавства») написал: «Как общественно-политический деятель Стороженко стоял на позициях украинского дворянского консерватизма. Смолоду либерал и украинофил, он со временем (особенно под влиянием левых течений новейшего украинского движения), перешёл на платформу русского национализма с его антиукраинской направленностью и стал одним из лидеров киевских „малоросов“»[5][43].
Исследователь биографии Стороженко Сергей Копылов отметил в 2009 году, что недостаток фактического материала и его тенденциозная интерпретация стали причиной появления в историографии стереотипных подходов и поверхностной оценки гражданского мировоззрения и научной деятельности известного украинского историка-слависта и археографа. Между тем Копылов отмечает, вклад Стороженко в изучение начального этапа развития украинского казачества и украинско-польских отношений представляет заметное явление в исторической литературе, что определяется и новизной материалов, привелечённых учёным, и качеством их обработки и характером интерпретации[2].
В советское время исследователями было принято относить научную деятельность Стороженко к «буржуазно-помещичьей, великодержавной» историографии, и эта принадлежность, по их мнению, проявлялась большими расхождениями во взглядах автора и издателей относительно содержания материалов, форм распространения и их социального предназначения[3][44].
Современная украинская историография представляет достаточно обширную критику научной и общественно-политической деятельности Андрея Стороженко, как общую, так и критику его отдельных работ.
Украинский историк, доктор исторических наук Виталий Тельвак пишет, что украинская публицистика подвергла Стороженко критике за «безоглядное антиукраинство», проявившееся в его работе «Украинское движение». Тельмак подчеркнул, что этот потомок знатного старшинско-казацкого рода в традиционных для русских приверженцев правомонархической идеологии тёмными красками изображал украинское национальное движение[45].
По мнению украинского историка Олега Березовского, труды Стороженко стали ярким примером в исторической науке работ шовинистической, реакционной, антиукраинской направленности[46].
Украинский историк, доктор исторических наук Виталий Масненко видит причины неприятия украинских идей у Стороженко в том, что он как типичный представитель левобережно-украинского дворянства, не нашел отклика своим статусным интересам в украинском движении. «Социальное у него взяло верх над национальным» — пишет автор[47]. В результате Стороженко от умеренного украинофильства эволюционизировал в сторону откровенного русского национализма и в конечном счёте занял ярко выраженную антиукраинскую позицию[48].
Год первого выхода | Название | Место издания | Тип и жанр издания | Переиздания | Примечания |
---|---|---|---|---|---|
1900 | Очерки переяславской старины | Киев, Российская империя | книга, историческая монография | ||
1904 | Стефан Баторий и днепровские козаки | Киев, Российская империя | книга, историческая монография | Удостоена Уваровской премии (1909) | |
1902-1910 | Стороженки. Фамильный архив | Киев, Российская империя | многотомное издание, археографический сборник | ||
1912 | Происхождение и сущность украинофильства | Киев, Российская империя | книга, политическая публицистика | ||
1918 | Малая Россия или Украина? | Киев, Украинская держава | статья, затем брошюра, научная работа | 1919 (Одесса, Ростов-на-Дону), 1998 (Москва), 2004 (Луганск) | |
1925 | Украинское движение | Берлин, Веймарская республика, Германия | книга, политическая публицистика | 1998 (Москва) | Издана под псевдонимом Андрей Царинный |
|
||
---|---|---|
Стороженки | ||
История и славистика | Стефан Баторий и днепровские козаки (1904) • «Малая Россия или Украина?» (1918) | |
Археография и генеалогия |
Стороженки. Фамильный архив (1902—1910) | |
Публицистика | «Происхождение и сущность украинофильства» (1912) • «Украинское движение» (1925) | |
Общественная и политическая деятельность |
Киевский клуб русских националистов • Всероссийский национальный союз • Союз приходских советов Киева | |
Меценатство | Славянский ежегодник • Малороссийский родословник • Очерки переяславской старины | |
Известные родственники |
Андрей Стороженко (дед) • Николай Ильич Стороженко (двоюродный дядя) • Николай Владимирович Стороженко (брат) • |