Станция Москва-Пассажирская-Ярославская
Ярославское направление
|
|
Московская железная дорога | |
Отделение ж. д.: |
Московско-Курский регион |
---|---|
Дата открытия: | |
Прежние названия: |
Троицкий вокзал |
Тип: |
пассажирско-грузовая[2] |
Количество платформ: |
11 |
Количество путей: |
16 |
Тип платформ: |
боковая, островные |
Форма платформ: |
прямая, изогнутая |
Электрифицирована: | |
Ток: |
постоянный, =3кВ[3] |
Архитекторы: | |
Выход к: | |
Расположение: | |
Пересадка на станции: |
Комсомольская |
Пересадка на: | |
Тарифная зона: |
0 |
Работающие операторы сотовой связи: |
|
Код в АСУЖТ: |
195506[2] |
Код в «Экспресс-3»: |
2000002[4] |
Яросла́вский вокза́л (до 1870 года — Троицкий, до 1922 года — Ярославский, до 1955 года — Северный[5]) — пассажирский терминал станции Москва-Пассажирская-Ярославская. Расположен по адресу: Комсомольская площадь, д.5.
Один из девяти железнодорожных вокзалов Москвы, крупнейший по объёму перевозок, ежесуточно обслуживающий около 300 пар поездов.
Содержание |
В XVII веке на месте современной Комсомольской площади и находящихся на ней вокзалов располагалось обширное поле. На западе оно доходило до середины современной Большой Спасской улицы, где в XVII в. стоял деревянный царский дворец. Этот дворец имел вышку, по-татарски «каланчу», отчего назывался Каланчёвским дворцом, а по нему и простиравшееся к востоку до Красного пруда поле тоже получило название «Каланчёвское».
На месте нынешнего Ярославского вокзала с конца XVII в. находился Новый полевой артиллерийский двор — завод и склад пушек и снарядов со многими деревянными строениями. Артиллерийский двор располагался на земле ямщиков Переяславской ямской слободы и занимал около 20 га. Мимо него пролегала дорога на Красное село и дальше на восток. В 1812 г. Новый артиллерийский двор сгорел от взрыва находившихся там снарядов (взрыв потряс дома всей восточной части Москвы).
В 1862 г. между Красным прудом и Николаевским вокзалом (сейчас Ленинградский) был построен маленький вокзал Ярославской железной дороги. Первый поезд по маршруту Москва — Сергиев Посад отправился с вокзала 22 июля 1862 года. Это была дорога длиной в 65 вёрст (69 км).
В 1902—1904 Ф. О. Шехтелем построено новое здание вокзала в неорусском стиле. Воспользовавшись характерным для древнерусского зодчества принципом соединения в одно целое разнообразных по формам и масштабу построек, архитектор выделил объём главного пассажирского зала, соединённого с вестибюлем и аванзалом и обеспечивающего прямой проход к перронам. В наружном оформлении вестибюля использованы пластически акцентированные формы гигантской входной арки, килевидного козырька над ней, обрамляющих её полукруглых пилонов со стилизованными крепостными башенками, высокой «теремной кровли» с подзором и венчающим гребнем, делающими облик здания неповторимо причудливым. Вертикальному силуэту вестибюля вторит высокая левая башня с шатровым завершением. Верхнюю часть стен украшают керамические декоративные панно со стилизованными растительными орнаментами приглушённых тонов, соответствующих общему неяркому цветовому решению фасадов, которое должно рождать ассоциативные связи с образом русского Севера. В нише фронтона над входом в вестибюль вокзала Шехтель расположил рельефные изображения гербов трёх городов, которые связала Ярославская железная дорога. Это Георгий Победоносец — Москва, поражающий дьявола Михаил Архангел — Архангельск и медведь с секирой — Ярославль. Все они — символы главного хода Ярославского направления. Интерьеры вокзала первоначально были оформлены панно художника К. А. Коровина.
Перрон построен в 1910-х гг. по проекту Л. Н. Кекушева. При реконструкции в 1965—1966 со стороны перрона пристроено помещение со сплошной стеклянной стеной.
20 июня 1929 года от перрона Ярославского вокзала по маршруту Москва — Мытищи отправился первый московский электропоезд.
В 1995 закончилась вторая реконструкция, целью которой являлось расширение площади для пассажиров, улучшение обслуживания в связи с возросшим пассажиропотоком. В результате перепланировки внутренних помещений высвободилась площадь, позволяющая увеличить в два раза число обслуживаемых пассажиров, более удобно расположены 35 билетных касс, для чего кассовый зал вынесен на первый этаж, а освободившаяся площадь (1,5 тыс. м²) переоборудована под зал ожидания; отремонтированы галерея, колонный зал; заново отделан потолок, смонтированы автоматические средства пожаротушения, электронная информационная система.
Ярославский вокзал связывает Москву с районами Севера, Урала, Сибири, Дальнего Востока (здесь начинается самая длинная в мире Транссибирская железнодорожная магистраль Москва — Владивосток длиной 9302 км), а также со столицами Китая, Монголии, КНДР; принимает часть пассажиропотока Нижегородского направления Курского вокзала по соединительной ветке Фрязево — Мытищи (с 1978).
Рядом с вокзалом со стороны Ленинградского вокзала расположены наземный павильон станции метро «Комсомольская» и здание Московского железнодорожного агентства обслуживания пассажиров (бывшие Центральные железнодорожные кассы). На внутренней площади, образованной этими двумя зданиями и двумя вокзалами, в 2011 году разбит фонтан со скульптурой Георгия Победоносца. В непосредственной близости от этого комплекса сооружений находятся также Казанский вокзал и платформа Каланчёвская Курского, Рижского и Смоленского направлений МЖД.
Ярославский вокзал имеет 16 путей, 6 из которых обслуживают поезда дальнего следования, 3 — поезда «Спутник», остальные — пригородные поезда.
С Ярославского вокзала отправляются поезда в направлении следующих городов: Ярославль, Владивосток, Хабаровск, Воркута, Котлас, Вологда, Архангельск, Киров, Чита, Екатеринбург, Пермь, Тюмень, Омск, Новосибирск, Юрга, Тайга, Красноярск, Улан-Удэ и др. Пассажиропоток Ярославского вокзала равен около 8 тыс. человек/час[6].
Ярославский вокзал связывает Москву с городами Московской области: Мытищи, Королёв, Юбилейный, Пушкино, Ивантеевка, Фрязино, Щёлково, Сергиев Посад, Лосино-Петровский, Красноармейск, Хотьково, а также с городами Владимирской области: Струнино, Александров.
|
Вокзалы Москвы |
Белорусский | Казанский | Киевский | Курский | Ленинградский | Павелецкий | Рижский | Савёловский | Ярославский | Нижегородский (бывший) | Центральный (не реализован) | Правительственный |
Москва Ярославская.