Музей электрического транспорта Санкт-Петербурга

59°56′20.5″ с. ш. 30°15′35.3″ в. д. / 59.939028° с. ш. 30.259806° в. д. (G) (O) (Я)

Музей городского электрического транспорта Санкт-Петербурга

ЛМ-33, ЛМ-49, ЛП-49, ЛМ-57 и ЛМ-68 на территории Василеостровского трамвайного парка. 2008 год
Дата основания 1 июля 2008 года[1]
Местонахождение Россия, Санкт-Петербург, Средний пр., 77-79
Директор Кирилл Нюквист
Страница на сайте ГУП «Горэлектротранс»
 Музей городского электрического транспорта Санкт-Петербурга на Викискладе

Музе́й городско́го электри́ческого тра́нспорта Са́нкт-Петербу́рга — структурное подразделение СПб ГУП «Горэлектротранс», содержащее на балансе собрание экспонатов, демонстрирующих этапы развития электротранспорта на территории Санкт-Петербурга. Основу коллекции составляют находящиеся на ходу экземпляры основных моделей трамваев и троллейбусов, массово использовавшихся в Санкт-Петербурге, эксплуатация которых была прекращена. Территориально музей расположен в ангарах бывшего Василеостровского трамвайного парка на Среднем проспекте, дом 77.

Восстановленный ЯТБ-1 на Пяти углах

Содержание

Расположение

В настоящий момент музей располагается на территории бывшего трамвайного парка № 2 по адресу Средний проспект Васильевского острова, дом 77. Коллекция занимает два из трёх исторических корпусов депо, откуда в 1907 году вышел первый трамвай Санкт-Петербурга.

Функционирование

Экскурсии

Летом 2012 года Экскурсионное обслуживание проводится по следующему расписанию: Вторник-воскресение: 10.00, 11.30, 14.00, 16.00; Понедельник - выходной. Сбор у проходной парка. При численности группы свыше 8 человек возможнга поездка на музейном трамвае по территории парка за дополнительную плату (120 руб.). Также возможен заказ экскурсий для групп (заявление посылается на имя директора СПб ГУП «Горэлектротранс» по факсу 388-78-41).

Аренда подвижного состава

Творческая поездка на ЛМ-49 с Борисом Авериным
Дети в трамвае ЛМ-57

СПб ГУП «Горэлектротранс», в чьём ведении находится музей, осуществляет сдачу в аренду частным лицам и организациям подвижного состава (заявление посылается на имя директора СПб ГУП «Горэлектротранс» по факсу 388-78-41).

Выезд музейной техники

Экспонаты принимают участие в городских мероприятиях, творческих встречах, выезжают на парады.

Парад трамваев

Трамвайные вагоны массово выходили на линии 30 сентября 2007 года во время парада, посвящённого 100-летию санкт-петербургского трамвая. Тогда колонна в составе вагонов «Brush» (1028), МС-1 (1877), МС-2 (2135), МС-3 и МСП-3[2] (2424 и 2384), МСО-4 (2575), ЛМ-33 и ЛП-33[2] (4275 и 4454), ЛМ-47 и ЛП-47[2] (3521 и 3584), ЛМ-49 и ЛП-49[2] (3691 и 3990), ЛМ-57 (5148), ЛМ-68 (6249) и ЛВС-89 (3076)[3] проследовала по маршруту Средний проспект — Тучков мост — Кронверкский проспект — Литейный мост — улица Белинского — Садовая улица — Троицкий мост и обратно.

Парад троллейбусов

Троллейбусы массово выходили на парад в честь 75-летнего юбилея 22 октября 2011 года в составе ЯТБ-1 №44, 1936 года выпуска; МТБ-82Д №226, 1947 года выпуска; ЗиУ-5Г №143, 1967 года выпуска; ЗиУ-682Б №4409, 1972 года выпуска; КТГ-1 №ТЛ-1, 1976 года выпуска. К ним присоединились современные машины БКМ-321 №3441, 2008 года выпуска; ВМЗ-5298.01-50 «Авангард» №2328, 2010 года выпуска; ТролЗа-5265 «Мегаполис» №6401, 2010 года выпуска. Троллейбусы проследовали от площади Александра Невского через Невский проспект до Конногвардейского бульвара и обратно.

Блокадный трамвай

Детский Петербург

Ночь музеев

2 мая 2011 года музей впервые принял участие в акции Ночь музеев. В ночь с 21 на 22 мая 2011 года в рамках акции Ночь музеев навстречу друг другу от пл. Труда и ул. Бакунина курсировали троллейбусы ЯТБ-1 и МТБ-82 соответственно.[4][5]. В 2012 году за ночь музей принял 3 300 посетителей.

История создания музея

Интерес к городской технике появился в России относительно поздно — в 1970-х годах, когда отдельные энтузиасты стали собирать коллекции. 29 сентября 1967 года в южном депо был открыт музей истории трамвайного парка, первый музей подобного типа в стране. И только в 1990-е годы началась активная работа по восстановлению подвижного ретросостава и организации музея, предназначенного для публичных посещений.

Фактически музейная коллекция ведёт историю с 1997 года. К празднованию 90-летия петербургского трамвая были отреставрированы почти все основные образцы трамваев, работавших в Петербурге. А уже в 2000 году начинает формироваться центральное музейное предприятие: вагоны были размещены в ангаре трамвайного парка № 2 на Среднем проспекте Васильевского острова.

Впоследствии была начата реставрация старых автобусов и троллейбусов. Первым стал троллейбус ЯТБ-1, найденный в Ленинградской области на дачном участке — на данный момент единственный сохранившийся в мире экземпляр. Реставрация шла четыре года.

В музее есть и статичные экспонаты: архивные документы и фотографии, карты, макеты конки и трамваев, образцы форменной одежды работников трамвая, подлинные кассовые аппараты. Часть восстановленного подвижного состава до 2010 года не имела должного ухода или даже хранилась за пределами музея под открытым небом. По состоянию на январь 2011 года все экспонаты размещены в двух корпусах парка[6][7].

После появления осенью 2009 года информации о возможном скором закрытии музея[8][9][10] начались акции протеста горожан, не согласных с решением чиновников[11][12][13][14][15][16][17][18][19][20][21][22][23][24][25][26][27].

Акция протеста у ворот Василеостровского трампарка 28 ноября 2009 г.

Коллекция музея

В настоящий момент в музее содержится подвижной состав, насчитывающий 46 вагонов трамваев и 18 троллейбусов, которые собраны в двух ангарах. Представлены экземпляры всех трамвайных вагонов, массово использовавшихся в Петербурге и эксплуатация которых была прекращена.

Трамваи

Модель Бортовой номер Фотография Завод-изготовитель Дата изготовления Заводской номер Примечания
Вагон конки 114 1993 репликар на базе грузовой платформы
«Brush»[28] 1028 «Brush Electrical Engineering Company»/«Красный Путиловец» 1927 репликар на базе МС
МС-1 1877 «Красный Путиловец» 1929
МС-1 2092 «Красный Путиловец» 1931 Ждёт реставрации
МС-2 2135 «Красный Путиловец» 1932
МС-2 2146 «Красный Путиловец» На реставрации
МСП-3 2384 «Красный Путиловец» 1932 Сцепка 2424+2384
МС-4 2424 «Красный Путиловец» 1932 Сцепка 2424+2384
МС-4 2492 «Красный Путиловец» 1933 Ждёт реставрации
МСО-4 2575 «Красный Путиловец» 1933
МС-4 2642 «Красный Путиловец» 1933 На реставрации
ЛМ-33 4275 Ленинградский вагоноремонтный завод 1936 Сцепка 4275+4454
ЛМ-33 4435 Ленинградский вагоноремонтный завод 1940 Грузовой, кран, ждёт реставрации
ЛП-33[29] 4454 Ленинградский вагоноремонтный завод 1937 Сцепка 4275+4454
ГМу 1867 1940 Грузовой. Ждёт реставрации
ГМц Г-70 1940 Поливомоечный. Ждёт реставрации
Прицеп-цистерна 60 1930-е Прицеп-цистерна. Ждёт реставрации
МВ ВВ-2 1910-е Вышка контактной сети на базе остатков вагона типа ПВ. Ждёт реставрации
ГП-10 1900-е (?) С барабаном. Ждёт реставрации
ГП-10 Г-24 1925 (?) Ждёт реставрации
ГП-10 543 1956 (?) Ждёт реставрации
ЛМ-47 3521 Ленинградский вагоноремонтный завод 1948 Сцепка 3521+3584
ЛМ-47 3543 Ленинградский вагоноремонтный завод 1948 песковоз
ЛМ-47 3802 Ленинградский вагоноремонтный завод 1947 Крановая платформа, стоит на разборку
ЛП-47 3584 Ленинградский вагоноремонтный завод 1949 Сцепка 3521+3584
ЛМ-49 3691 Ленинградский вагоноремонтный завод 1950 Сцепка 3691+3990
ЛП-49 3990 Ленинградский вагоноремонтный завод 1955 Сцепка 3691+3990
ЛМ-57 5148 Ленинградский вагоноремонтный завод 1968
ЛМ-57 5422 Ленинградский вагоноремонтный завод 1969 Голый кузов, ждёт реставрации
ЛМ-57 5733 Ленинградский вагоноремонтный завод 1964 Вагон-лаборатория контактной сети
ЛМ-68[29] 6249 Ленинградский вагоноремонтный завод 1974
ЛМ-68М 2423 Ленинградский вагоноремонтный завод 1978 405 Ждёт реставрации
71-605 0944 Усть-Катавский вагоностроительный завод 1983 008336(?)
71-605 0943 Усть-Катавский вагоностроительный завод 1983 Сцепка 0944+0943. Ждёт реставрации.
ГС-4 ГС-339 1987 снегоочиститель
ЛВС-86А 2200 Ленинградский вагоноремонтный завод 1989 1018 Ждёт реставрации
ЛВС-89[29] 3076 Ленинградский вагоноремонтный завод 1989 1076
71-88Г 2125 Ленинградский вагоноремонтный завод 1990 Двухкабинный
ЛВС-93[29] 3280 Петербургский трамвайно-механический завод 1993 002

Троллейбусы

Модель Бортовой номер Фотография Завод-изготовитель Дата изготовления Заводской номер Примечания
ЯТБ-1[29] 44 Ярославский автомобильный завод 1936
ЯТБ-2 Ярославский автомобильный завод 1938 (?) Ждёт реставрации
МТБ-82Д 226 Тушинский машиностроительный завод 1947
МТБ-82Д Завод имени Урицкого 1961 С прицепом. Ждёт реставрации
Прицеп к МТБ-82Д Троллейбусный завод ТТУЛа 1963 Прицеп. Ждёт реставрации
ЗиУ-5 05 Завод имени Урицкого 1960 Ждёт реставрации
ЗиУ-5 А 2308 80px Завод имени Урицкого 1961 Агитационный. Ждёт реставрации
ЗиУ-5Г 143 Завод имени Урицкого 1967
ЗиУ-5Д 2318 Завод имени Урицкого 1972 Ждёт реставрации
ЗиУ-682Б 4409 Завод имени Урицкого 1972
ЗиУ-682УА 1673 Завод имени Урицкого 1980 Ждёт реставрации
ЗиУ-682ВООМ 6114 Завод имени Урицкого 1987 Ждёт реставрации. Голова троллейбусного поезда
ЗиУ-682ВООП 6113 Завод имени Урицкого 1987 Ждёт реставрации. Хвост троллейбусного поезда
ЗиУ-683БОО 5102 Завод имени Урицкого 1992 Ждёт реставрации
КТГ-1 Киевский завод электротранспорта Троллейкар. Ждёт реставрации
КТГ-2 ГТ-730 Киевский завод электротранспорта Троллейкар
КТГ-1 ЛКС ТЛ-1 Киевский завод электротранспорта 1976 Троллейкар. Лаборатория контактной сети
КТГ-1 ВКС Киевский завод электротранспорта 1984, 2000 Троллейкар. Ждёт реставрации. Вышка контактной сети

Угроза расформирования музея

Внешние изображения
Концепция застройки (ОПР) многофункционального общественно-делового комплекса; Дворец Искусств, Телефабрика и ВТРЦ
Концепция застройки; развёртка по улицам
Основания для проектирования
Основная градостроительная идея
Схема генерального плана
Функциональная схема комплекса
  • В 2009 году губернатором Санкт-Петербурга была высказана идея отдать территорию трампарка под застройку. Планировалось построить ряд коммерческих объектов, включая офисы и гостиницы, конгресс-центр, теле-фабрику и концертный зал «Дворец искусств»[30]. Участок будет осваиваться дочерними структурами фирмы TriGranit[31][32].
  • 18 февраля 2009 года петербургским парламентом был утверждён запрос губернатору Санкт-Петербурга Валентине Матвиенко о судьбе музея. В частности, обращалось внимание на заявления Валентины Матвиенко о сохранении музея и свободного доступа к нему на территории трамвайного парка № 2 при реализации инвестиционных проектов[33][34].
  • 27 ноября 2009 года было объявлено о том, что на заседании Градостроительного совета была утверждена концепция застройки территории. Возможность сохранения музея и подвижного состава в нём в качестве экспонатов в опубликованным проекте не предусмотрена: трамваи либо будут оставлены на территории комплекса в статичном состоянии (подъездные пути будут демонтированы), либо музей будет выведен за пределы застраиваемой территории[35][36][37][38][39].
  • Представители общественной организации «Петербуржцы — за общественный транспорт» отнеслись к проекту застройки территории парка скептически, пояснив, что трёх полусараев не хватит для размещения всех экспонатов и что из-за нехватки места фонды музея будут уничтожены и не будет возможности расширения экспозиции[40][41][42].
  • 15 декабря 2010 года в Доме учёных состоялось заседание секции «Проблем транспорта и транспортных сооружений», посвящённое обсуждению «Концепции организации и развития Музея городского транспорта на базе Василеостровского трамвайного парка как интерактивного музейного комплекса и научно-технического центра»[27][43].
  • Правительство Санкт-Петербурга 11 июля 2011 года подписало соглашение о государственно-частном партнерстве между С-Петербургом и ЗАО «Инвестстрой» (структура TriGranit) о проектировании, строительстве и последующей эксплуатации общественно-делового центра «Дворец искусств»[46][47]. В рамках соглашения о ГЧП, инвестору из городского бюджета планировалось возвратить до 15 млрд рублей инвестиций[48][49][50]. Однако условия соглашения - решить правовые вопросы к 1 декабря 2011 года - выполнены не были.
  • В конце 2011 года команда нового губернатора Г. С. Полтавченко засомневалась в целесообразности реализации проекта "Дворец искусств". Более того, были высказаны предложения по сохранению исторического комплекса депо и организации на его основе технологического музея[51][52]. Создать последний, но с сохранением всех ангаров депо вызвался всё тот же «Тригранит»[53].

Ссылки

  • Музей на сайте ГУП «Горэлектротранс»
  • Список трамвайных вагонов музея на сайте «Электротранспорт Северной Столицы»
  • Фотографии трамвайных вагонов музея на сайте «Совмещённый трамвайно-троллейбусный сайт»
  • «Грузовики и автобусы» — 2005 год, № 8 — Троллейбусы прошлого века
  • Журнал «Адреса Петербурга», 2004 год, №11(23) - «Жители / Львов»
  • Фотографии экспонатов музея на сайте «Санкт-петербургский трамвай».
  • Фотоотчёт в комьюнити Васильевского острова в LiveJournal.

См. также

Примечания

  1. Музей городского электрического транспорта
  2. 1 2 3 4 Первый вагон в сцепке моторный, второй — прицепной.
  3. Также в параде 2007 года принимали участие вагоны ЛМ-99АВН (0526) и ЛВС-2005 (8334).
  4. Ночь музеев 21.05.2011
  5. Новости СПб ГУП "Горэлектротранс"
  6. Последний, случайный?
  7. Троллейбус МТБ
  8. Вагоны едут «в никуда»
  9. Судьба музея электрического транспорта на Васильевском острове — под угрозой
  10. Трамваи из василеостровского музея должны переехать завтра
  11. На Васильевском прошел флешмоб в защиту Музея трамвая
  12. Градозащитники провели акцию прямого действия у ворот Василеостровского трампарка
  13. Петербуржцы защищают трамвайный музей
  14. Акция в поддержку Музея электротранспорта прошла на Васильевском острове
  15. Ретротрамваи выгоняют с Васильевского
  16. Петербуржцы требуют от министра культуры придать Музею городского электротранспорта государственный статус
  17. Левые активисты провели акцию «Верните парк трамваям!»
  18. Петербургские активисты потребовали вернуть трамвайный парк
  19. Стихи в защиту трамвая
  20. На защиту петербургского трамвая вместе с «Живым городом» вышли Ходасевич и Гумилёв
  21. В честь городских ретро-трамваев прочитали стихи
  22. В ретротрамвае декламировали классиков
  23. Как «стиляге» не стать бомжом?
  24. Акция в защиту музея городского транспорта
  25. Петербуржцы против уничтожения трамвайного парка
  26. Достоевский — за трамвай! Потомок писателя вступился за музей электротранспорта
  27. ↑ Санкт-Петербург перед выбором: «Телеград» или исторический Василеостровский трамвайный парк. Репортаж
  28. Вагон «Brush» 1028 — репликар на базе МС.
  29. 1 2 3 4 5 Данные образцы подвижного состава сохранились в мире в единственном экземпляре.
  30. Мыльная опера в трамвайном депо
  31. «Фабрика грез» появится в Санкт-Петербурге, несмотря на кризис
  32. Эксперты сомневаются в целесообразности строительства новой телефабрики в Санкт-Петербурге
  33. Музей трамваев может уехать с Васильевского острова
  34. Депутата ЗакСа волнует судьба музея трамваев
  35. Трамвай идет... в Венгрию
  36. Трампарк на Васильевском превратят в торгово-развлекательный комплекс
  37. Землю — венграм, Питеру — сериалы
  38. Трамвайный музей никуда не переедет
  39. Музей электрического транспорта сохранит прописку
  40. Музей трамвая в Петербурге сохранят
  41. Исторический комплекс трамвайного парка на Среднем нужно сохранять полностью
  42. Музей трамвая обещают сохранить
  43. Большое представление Концепции музея городского транспорта
  44. Блокадники вступились за старинные трамваи
  45. Градозащитники требуют от прокуратуры запретить снос Василеостровского трамвайного парка
  46. В рамках Петербургского кинофорума подписано соглашение между городом и инвестором
  47. Соглашение о строительстве подписано, границы строительства не определены
  48. Дворец для одного
  49. В Петербурге Дворец искусств заменит трамвайный парк
  50. Маниловские планы ставят под угрозу существование старейшего трамвайного парка
  51. Город не будет финансировать строительство Дворца искусств на Васильевском острове
  52. Георгий Полтавченко: Дворца искусств на Васильевском не будет
  53. ДП от 11.04.2012: Проект реновации территории трамвайного парка обретает новое дыхание
  54. Смольный прекращает соглашение о ГЧП по строительству «Дворца искусств»

Музей электрического транспорта Санкт-Петербурга.

© 2016–2023 mk-hram.ru, Россия, Барнаул, ул. Школьная 34, +7 (3852) 17-07-29