Музей городского электрического транспорта Санкт-Петербурга | |
---|---|
ЛМ-33, ЛМ-49, ЛП-49, ЛМ-57 и ЛМ-68 на территории Василеостровского трамвайного парка. 2008 год |
|
Дата основания | 1 июля 2008 года[1] |
Местонахождение | Россия, Санкт-Петербург, Средний пр., 77-79 |
Директор | Кирилл Нюквист |
Страница на сайте ГУП «Горэлектротранс» | |
Музей городского электрического транспорта Санкт-Петербурга на Викискладе |
Музе́й городско́го электри́ческого тра́нспорта Са́нкт-Петербу́рга — структурное подразделение СПб ГУП «Горэлектротранс», содержащее на балансе собрание экспонатов, демонстрирующих этапы развития электротранспорта на территории Санкт-Петербурга. Основу коллекции составляют находящиеся на ходу экземпляры основных моделей трамваев и троллейбусов, массово использовавшихся в Санкт-Петербурге, эксплуатация которых была прекращена. Территориально музей расположен в ангарах бывшего Василеостровского трамвайного парка на Среднем проспекте, дом 77.
Содержание |
В настоящий момент музей располагается на территории бывшего трамвайного парка № 2 по адресу Средний проспект Васильевского острова, дом 77. Коллекция занимает два из трёх исторических корпусов депо, откуда в 1907 году вышел первый трамвай Санкт-Петербурга.
Летом 2012 года Экскурсионное обслуживание проводится по следующему расписанию: Вторник-воскресение: 10.00, 11.30, 14.00, 16.00; Понедельник - выходной. Сбор у проходной парка. При численности группы свыше 8 человек возможнга поездка на музейном трамвае по территории парка за дополнительную плату (120 руб.). Также возможен заказ экскурсий для групп (заявление посылается на имя директора СПб ГУП «Горэлектротранс» по факсу 388-78-41).
СПб ГУП «Горэлектротранс», в чьём ведении находится музей, осуществляет сдачу в аренду частным лицам и организациям подвижного состава (заявление посылается на имя директора СПб ГУП «Горэлектротранс» по факсу 388-78-41).
Экспонаты принимают участие в городских мероприятиях, творческих встречах, выезжают на парады.
Трамвайные вагоны массово выходили на линии 30 сентября 2007 года во время парада, посвящённого 100-летию санкт-петербургского трамвая. Тогда колонна в составе вагонов «Brush» (1028), МС-1 (1877), МС-2 (2135), МС-3 и МСП-3[2] (2424 и 2384), МСО-4 (2575), ЛМ-33 и ЛП-33[2] (4275 и 4454), ЛМ-47 и ЛП-47[2] (3521 и 3584), ЛМ-49 и ЛП-49[2] (3691 и 3990), ЛМ-57 (5148), ЛМ-68 (6249) и ЛВС-89 (3076)[3] проследовала по маршруту Средний проспект — Тучков мост — Кронверкский проспект — Литейный мост — улица Белинского — Садовая улица — Троицкий мост и обратно.
Троллейбусы массово выходили на парад в честь 75-летнего юбилея 22 октября 2011 года в составе ЯТБ-1 №44, 1936 года выпуска; МТБ-82Д №226, 1947 года выпуска; ЗиУ-5Г №143, 1967 года выпуска; ЗиУ-682Б №4409, 1972 года выпуска; КТГ-1 №ТЛ-1, 1976 года выпуска. К ним присоединились современные машины БКМ-321 №3441, 2008 года выпуска; ВМЗ-5298.01-50 «Авангард» №2328, 2010 года выпуска; ТролЗа-5265 «Мегаполис» №6401, 2010 года выпуска. Троллейбусы проследовали от площади Александра Невского через Невский проспект до Конногвардейского бульвара и обратно.
2 мая 2011 года музей впервые принял участие в акции Ночь музеев. В ночь с 21 на 22 мая 2011 года в рамках акции Ночь музеев навстречу друг другу от пл. Труда и ул. Бакунина курсировали троллейбусы ЯТБ-1 и МТБ-82 соответственно.[4][5]. В 2012 году за ночь музей принял 3 300 посетителей.
Интерес к городской технике появился в России относительно поздно — в 1970-х годах, когда отдельные энтузиасты стали собирать коллекции. 29 сентября 1967 года в южном депо был открыт музей истории трамвайного парка, первый музей подобного типа в стране. И только в 1990-е годы началась активная работа по восстановлению подвижного ретросостава и организации музея, предназначенного для публичных посещений.
Фактически музейная коллекция ведёт историю с 1997 года. К празднованию 90-летия петербургского трамвая были отреставрированы почти все основные образцы трамваев, работавших в Петербурге. А уже в 2000 году начинает формироваться центральное музейное предприятие: вагоны были размещены в ангаре трамвайного парка № 2 на Среднем проспекте Васильевского острова.
Впоследствии была начата реставрация старых автобусов и троллейбусов. Первым стал троллейбус ЯТБ-1, найденный в Ленинградской области на дачном участке — на данный момент единственный сохранившийся в мире экземпляр. Реставрация шла четыре года.
В музее есть и статичные экспонаты: архивные документы и фотографии, карты, макеты конки и трамваев, образцы форменной одежды работников трамвая, подлинные кассовые аппараты. Часть восстановленного подвижного состава до 2010 года не имела должного ухода или даже хранилась за пределами музея под открытым небом. По состоянию на январь 2011 года все экспонаты размещены в двух корпусах парка[6][7].
После появления осенью 2009 года информации о возможном скором закрытии музея[8][9][10] начались акции протеста горожан, не согласных с решением чиновников[11][12][13][14][15][16][17][18][19][20][21][22][23][24][25][26][27].
В настоящий момент в музее содержится подвижной состав, насчитывающий 46 вагонов трамваев и 18 троллейбусов, которые собраны в двух ангарах. Представлены экземпляры всех трамвайных вагонов, массово использовавшихся в Петербурге и эксплуатация которых была прекращена.
Внешние изображения | |
---|---|
Концепция застройки (ОПР) многофункционального общественно-делового комплекса; Дворец Искусств, Телефабрика и ВТРЦ | |
Концепция застройки; развёртка по улицам | |
Основания для проектирования | |
Основная градостроительная идея | |
Схема генерального плана | |
Функциональная схема комплекса |
Музей электрического транспорта Санкт-Петербурга.