Религия в Республике Абхазия

Бог монотеистических культур
основные понятия

            

    Портал «Религия»
п·о·р

Большинство населения Абхазии составляют христиане. Согласно опросам, распределение конфессий в 2003 году было следующим [1].

Содержание

«Абхазская религия»

Согласно исследованиям, проведенным Институтом востоковедения РАН в 1994-1998 годах, по существу большинство абхазов — язычники, даже если формально считают себя христианами или мусульманами [2]. Значительная часть опрошенных жителей Абхазии, причисляющих себя к христианам, не признают Иисуса Христа как Сына Божия, не посещают церкви, не причащаются и не соблюдают постов. Абхазы, относящие себя к мусульманам, едят свинину, пьют вино, не делают обрезания и не посещают Мекку. Судя по опросам, практически никто не читает Евангелие или Коран. Все религиозные праздники — христианские, мусульманские и языческие — отмечаются совместно представителями разных религий и сводятся к общему застолью.[2]

Впрочем, многие абхазы отказываются считать традиционную абхазскую религию языческой, утверждая, что верят в Единого Бога — Творца всего сущего (Анцэа, или Анцва), невидимого и вездесущего. Часть учёных-религиоведов с этим мнением соглашается.[3] Есть даже гипотеза о том, что абхазская религия — уникальный пример изначального монотеизма, древнейшей религии человечества — реликт, доживший до наших дней [2].

Проведенное Институтом востоковедения РАН осенью 1997 года анкетирование населения Гагрского и Гудаутского районов свидетельствует о сильном влиянии на современных абхазов традиционной дохристианской религии. Так, в ходе опроса 199 человек или 47,4% из числа 420 абхазов, назвавших себя христианами, признали, что они сами или их родственники имеют традиционные святилища, либо обращались за помощью к таким святилищам. У остальных этот показатель следующий: 163 или 66,5% из 245 мусульман, 34 или 47,2% из 72 затруднившихся определить свою религиозную принадлежность, 27 или 37,5% из 72 неверующих, 12 или 70,6% из 17 язычников, 6 или 60% из 10 приверженцев “абхазской веры”, и 7 или 43,8% из 16 атеистов.

Абхазия, по мнению самих абхазов, — это земля, избранная Богом за её красоту, а народ Абхазии — её доверенный хранитель. Позиции традиционной абхазской религии определённо укрепляются. Абхазия оберегается семью святилищами-аныхами, совокупность которых называется “быжныха" (“семь святилищ”). К настоящему времени возобновлена деятельность пяти из них, это - Дыдрыпш-ныха, Лашкендар, Лдзаа-ныха, Лых-ныха и Ылыр-ныха. Шестое святилище Инал-Куба находится в горной долине Псху, населенной ныне русскими. По поводу имени и расположения седьмого святилища у наших абхазских собеседников не было единого мнения, некоторые из опрошенных назвали таковым Бытху - древнее святилище убыхов. Реже в качестве седьмого святилища назывались Лапыр-ныха, Напра-ныха, Геч-ныха и Капба-ныха.

Жрецами - “аныха паю” (в переводе “сыновья святилища”) семи главных абхазских святилищ могут служить только представители определенных абхазских жреческих фамилий: Гочуа (Лдзаа-ныха), Харчлаа (Лашкендар) Чичба (Дыдрыпш-ныха), Шакрыл (Лых-ныха) и Шинкуба (Ылыр-ныха).

Ислам

Мечеть в Сухуме

Действуют две мечети (в Гудауте и Сухуме). Зарубежные абхазские общины в последние годы предпринимают усилия по повышению влияния ислама и репатриации зарубежных абхазов, большинство из которых — мусульмане.[4] В Духовном управлении мусульман Абхазии (ДУМРА) сообщили, что получали жалобы на дискриминацию мусульман при найме на работу, были случаи, когда их необоснованно привлекали к уголовной ответственности, избивали.[4]

Иудаизм

Большинство евреев, проживавших в Абхазии до начала Грузино-абхазского конфликта, будучи грузинскими евреями, для которых родным языком был грузинский, были вынуждены покинуть республику, репатриировавшись на свою историческую родину Израиль или переселившись в собственно Грузию. Те евреи, что остались в Абхазии, являются в большинстве своём русскоязычными ашкеназскими евреями. В Абхазии сейчас действует одна синагога.

Православная церковь

В Абхазии сейчас имеются несколько десятков православных храмов. Сухумо-Абхазская епархия ранее была подчинена грузинской православной церкви, но после начала войны фактически вышла из её подчинения и с тех пор существует самостоятельно, провозгласив автокефалию.[5] Представители Грузинской и Русской Церквей квалифицируют действия абхазского священства в целом как неправомочные.[6]

Католическая Церковь

В настоящее время в Сухуме существует небольшая католическая община из 150 человек. Небольшие группы католиков находятся в Гагре и Пицунде. Большинство прихожан составляют армяне и поляки. В Сухуме находится действующая католическая церковь. В Сухуме служит один католический священник из Польши и действует католическая благотворительная организация «Каритас». В настоящее время сухумская католическая община принадлежит Апостольской Администратуре Грузии.

Литература

  • Абхазы. Сборник статей. М.: Наука, 2007. – 547 с. См. аннотацию. Две статьи сборника посвящены религиям Абхазии:
    • Акаба Л. Х. Традиционные религиозные верования абхазов.
    • Крылов А. Б. Современная религиозная ситуация в Абхазии.

Примечания

  1. Секрет абхазской веротерпимости. НГ-религия от 17 марта 2004.
  2. ↑ Религия современных абхазов: реликт прамонотеизма.
  3. Л Регельсон., И.Хварцкия. Земля Адама. Сух., 1997. с.4.
  4. ↑ Мусульмане Абхазии хотят развеять негативное мнение о себе.
  5. Абхазская православная церковь отделилась от грузинской
  6. "Православные инстанции" не слышат абхазов_РПЦ не торопится признать самопровозглашенную абхазскую Церковь/Андрей Мельников/Независимая газета

Религия в Республике Абхазия.

© 2016–2023 mk-hram.ru, Россия, Барнаул, ул. Школьная 34, +7 (3852) 17-07-29