Рублёв

(перенаправлено с «Рублёв»)
Перейти к: навигация, поиск
Андрей Рублёв

Андрей Рублёв расписывает Спасский собор Андроникова монастыря (миниатюра конца XVI в.)
Дата рождения:

ок. 1360

Дата смерти:

17 октября 1428

Место смерти:

Москва

Жанр:

иконопись

Работы на Викискладе

Андре́й Рублёв (около 1360[1] — 17 октября 1428[2], Москва) — наиболее известный и почитаемый мастер московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV века. Канонизирован Русской православной церковью в лике преподобных.

Содержание

Биографические сведения

Биографические сведения о Рублёве крайне скудны: скорее всего, родился он в Московском княжестве (по другим сведениям — в Великом Новгороде) вероятно в конце 1370-х гг.[3], из-за прозвища «Рублёв» (от слова «рубель» — инструмент для накатки кож) предполагают, что он мог происходить из ремесленной семьи[4]. Принял монашеский постриг в Троице-Сергиевом монастыре при Никоне Радонежском с именем Андрей; мирское имя неизвестно (скорее всего, по тогдашней традиции, оно тоже начиналось на «А»). Сохранилась икона, подписанная «Андрей Иванов сын Рублёв»; она поздняя и подпись явно поддельная, но, возможно, является косвенным свидетельством того, что отца художника действительно звали Иваном.

Творчество Рублёва сложилось на почве художественных традиций Московского княжества; он был хорошо знаком также с византийским и южнославянским художественным опытом. Первое упоминание об Андрее в летописи появилось только в 1405 году, свидетельствующее о том, что Феофаном Греком, Прохором-старцем и чернецом Андреем Рублёвым был расписан Благовещенский собор в Московском кремле. Видимо, к 1405 году Андрей основательно преуспел в своём мастерстве иконописи, если монаху поручили такую ответственную работу и к тому же с Феофаном Греком. Второй раз в летописи Андрей упоминается в 1408 году, когда он делал росписи с Даниилом Чёрным в Успенском соборе во Владимире. Прошло всего 3 года, а у Андрея уже появились помощники и ученики, к тому времени у Андрея уже полностью сформировался свой индивидуальный, настоящий русский стиль. В 1420-х годах Андрей с Даниилом Чёрным руководил работами в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря. Эти росписи не сохранились. В 1411 или 1425—27 годах он создал свой шедевр — «Троицу».

Рублёв скончался во время морового поветрия 17 октября 1428 года в Москве, в Андрониковом монастыре, где весной 1428 года выполнил свою последнюю работу по росписи Спасского собора. Похоронен возле колокольни в Андрониковом монастыре (Спасский собор).

В 1993 году археологическими раскопками был обнаружен древний престол Спасского собора и мощи, которые с определённой вероятностью могут быть приписаны Андрею Рублёву.[5]

Мировоззрение

Спас из Звенигородского чина, рубеж XIV—XV веков

На формирование мировоззрения Рублёва большое влияние оказала атмосфера национального подъёма 2-й половины XIV — начала XV века, для которого характерен глубокий интерес к нравственным и духовным проблемам. В своих произведениях в рамках средневековой иконографии Рублёв воплотил новое, возвышенное понимание духовной красоты и нравственной силы человека. Эти качества присущи иконам Звенигородского чина («Спас», «Апостол Павел», «Архангел Михаил», все — рубеж XIV—XV веков, по другим исследованиям, 10-е годы XV века, Третьяковская галерея), где лаконичные плавные контуры, широкая манера письма близки приёмам монументальной живописи.

В конце XIV — начале XV века (по другим исследованиям, около 1412) Рублёв создал свой шедевр — икону «Живоначальная Троица» (Третьяковская галерея). Традиционный библейский сюжет Рублёв наполнил глубоким богословским содержанием. Отойдя от традиционной иконографии, он поместил в центре композиции единственную чашу, а её очертания повторил в контурах боковых ангелов. Одежды среднего ангела (красный хитон, синий гиматий, нашитая полоса — клав) явно отсылают нас к иконографии Иисуса Христа. Двое из сидящих за столом главою и движением стана обращены к ангелу, написанному слева, в облике которого читается отеческая начальственность. Голова его не наклонена, стан не склонен, а взгляд обращен к другим ангелам. Светло-лиловый цвет одежд свидетельствует о царственном достоинстве. Все это — указания на первое лицо Святой Троицы. Наконец, ангел с правой стороны изображен в верхней одежде дымчато-зелёного цвета. Это ипостась Святого Духа, за которым возвышается гора. На иконе есть ещё несколько символов: дерево и дом. Дерево — мамврийский дуб — превратилось у Рублёва в древо жизни и стало указанием на живоначальность Троицы. Дом воплощает Божие Домостроительство. Дом изображен за спиной ангела с чертами Отца (Творец, Начальник Домостроительства), Древо — за спиной среднего ангела (Сын Божий), Гора — за спиной третьего ангела (Святой Дух).

В 1405 Рублёв совместно с Феофаном Греком и Прохором с Городца расписал Благовещенский собор Московского Кремля (фрески не сохранились), а в 1408 Рублёв совместно с Даниилом Чёрным и другими мастерами — Успенский собор во Владимире (роспись сохранилась частично) и создал иконы для его монументального трёхъярусного иконостаса, ставшего важным этапом формирования системы высокого русского иконостаса. Из фресок Рублёва в Успенском соборе наиболее значительна композиция «Страшный суд», где традиционно грозная сцена превратилась в светлый праздник торжества справедливости, утверждающий духовную ценность человека. Работы Рублёва во Владимире свидетельствуют, что уже в это время он был зрелым мастером, стоявшим во главе созданной им школы живописи.

Творчество

В 142527 Рублёв совместно с Даниилом Чёрным и другими мастерами расписал Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря и создал иконы его иконостаса. Сохранились иконы; они выполнены в различных манерах и неравноценны по художественным качествам. Время, когда на Руси назревали новые междоусобные войны и гармонический идеал человека, сложившийся в предшествующий период, не находил опоры в действительности, сказалось и на творчестве Рублёва. В ряде произведений Рублёву удалось создать впечатляющие образы, в них чувствуются драматические ноты, ранее ему не свойственные («Апостол Павел»). Колорит икон более сумрачен по сравнению с ранними произведениями; в некоторых иконах усиливается декоративное начало, в других проявляются архаические тенденции. Некоторые источники называют роспись Спасского собора Андроникова монастыря[6] (весной 1428 года; сохранились лишь фрагменты орнаментов) последней работой Рублёва[источник не указан 325 дней].

Ему приписывается также ряд работ, принадлежность которых кисти Рублёва точно не доказана: фрески Успенского собора на «Городке» в Звенигороде (конец XIV — начало XV века; сохранились фрагменты), иконы — «Владимирская богоматерь» (около 1409, Успенский собор, Владимир), «Спас в силах» (1408, Третьяковская галерея), часть икон праздничного чина («Благовещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Крещение», «Воскрешение Лазаря», «Преображение», «Вход в Иерусалим» — все около 1405) Благовещенского собора Московского Кремля (иконостас этого собора, согласно новейшим исследованиям, происходит из Симонова монастыря), часть миниатюр «Евангелия Хитрово» (около 1395 года, Российская государственная библиотека, Москва).

Существует предположение, что в иконостасе Благовещенского собора Московского Кремля, среди икон, которые, по мнению ряда исследователей, могут принадлежать кисти Рублева, имеется автопортрет Андрея Рублева [7] в образе Иуды Искариота.

Творчество Рублёва является одной из вершин русской и мировой культуры. Совершенство его творений рассматривается как результат особой исихастской традиции[8][нет в источнике 325 дней]. Уже при жизни Андрея его иконы весьма ценились и почитались как чудотворные[1][нет в источнике 325 дней].

Канонизация

Поместным собором Русской Православной Церкви в 1988 году канонизирован в лике преподобных.

По Православному календарю[9] память святому совершается 3 раза в год:

Память

Примечания

  1. ↑ Андрей Рублёв // Православная энциклопедия. Том II. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. — С. 380—387. — 752 с. — 40000 экз. — ISBN 5-89572-007-2
  2. «Деисус Андреева писма Рублева» из Благовещенского храма Московского Кремля
  3. Найдены останки Андрея Рублёва и Даниила Чёрного
  4. Веселовский С. Б. Ономастикон: Древнерусские имена, прозвища и фамилии. М., 1974. С. 272.
  5. История Спасо-Андроникова монастыря и обретение святых мощей. В кн.: Заграевский С. В. Вопросы архитектурной истории собора Спаса Нерукотворного Андроникова монастыря. М., 2008.
  6. Церковь Спаса Нерукотворного Спасо-Андроникова монастыря
  7. Автопортрет Андрея Рублева.
  8. Влияние Святой горы Афон на особенности почитания Святой Троицы при митрополите Киприане (к 600-летию преставления святителя) // Человек верующий в культуре Древней Руси. Материалы международной научной конференции 5—6 декабря 2005 года / Отв. ред. Т. В. Чумакова. СПб.: Лемма, 2005. 252 с. ISBN 5-98709-013-X.
  9. Прп. Андрей (Рублёв) Московский, иконописец, на ИКОНАСЕГОДНЯ.РФ. Архивировано из первоисточника 26 февраля 2013.

Литература

  • Алпатов М. В. Андрей Рублёв. М.: Искусство, 1959. — 40 с.
  • Демина Н. А. «Троица» Андрея Рублёва. М., 1963.
  • Бетин Л. В. О происхождении иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля // Реставрация и исследование памятников культуры. Вып. 1. М., 1975.
  • Андрей Рублёв и его школа. М.: Искусство, 1966. — 312 с.
  • Андрей Рублёв: краткие биографические сведения // Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М.: Искусство, 1983, 1994, 1996, 2000. — ISBN 5-210-01342-0.
  • Культура Руси времени Андрея Рублёва и Епифания Премудрого. Л.: Издательство АН СССР, 1962. — 172 с.
  • Андрей Рублёв. М.: Изобразительное искусство, 1972. — 206 с.: ил.
  • Плугин В. А. Мировоззрение Андрея Рублёва. М., 1974.
  • Сергеев В. Н. Рублёв / Валерий Сергеев. — Изд. 2-е. — М.: Молодая гвардия, 1986. — 256, [16] с. — (Жизнь замечательных людей. Серия биографий. Вып. 8(618)). — 150 000 экз. — ISBN 978-5-235-01544-9 (в пер.)
  • Цикл миниатюр лицевого «Жития Сергия Радонежского» о начале Андроникова монастыря // Памятники культуры. Новые открытия. М.: Наука, 1996.
  • Плугин В. А. Мастер Святой Троицы. М., 2001.
  • Дудочкин Б. Н. Андрей Рублёв. Биография. Произведения. Источники. Литература // Художественная культура Москвы и Подмосковья XIV — начала XX веков. Сборник статей в честь Г. В. Попова. — М., 2002. — С. 300—421.
  • Померанц Г., Миркина З. В тени Вавилонской башни. М., 2004 (Серия «Humanitas»).
  • Осташенко Е. Андрей Рублёв: Палеологовские традиции в московской живописи конца XIV — первой трети XV века. М., 2005.
  • Деисус Андреева письма Рублёва из Благовещенского храма Московского Кремля: к 575-летию преставления преподобного иконописца // Макариевские чтения. М.: Можайск-Терра, 2005. Выпуск XII: Иерархия в Древней Руси.
  • Архангел Михаил хранитель святой Троицы: Из наследия преподобного Андрея Рублёва // Новая книга России. 2005. № 2, 3.
  • Грицак Е. Н. Мир Рублёва. М., 2006.
  • Щенникова Л. А. Творения преподобного Андрея Рублёва и иконописцев великокняжеской Москвы. М., 2007.
  • Попов Г. В. Андрей Рублёв. М., 2007.
  • Рублёв Андрей — статья из Большой советской энциклопедии
  • «Что есть истина?»: Тайнопись в Троице Андрея Рублёва
  • Юность художника. Повесть об Андрее Рублёве

Ссылки

  • Русское Возрождение. Андрей Рублёв. Биография. Иконы
  • Андрей Рублёв в библиотеке «Старатель»
  • Рублев Андрей. Христианство в искусстве: иконы, фрески, мозаики…
  • Андрей Рублев
  • В. Г. Брюсова. Спорные вопросы биографии Андрея Рублева. РусАрх
  • Загадки Андрея Рублёва — документальный фильм А. Гороватского на сайте телеканала Россия-24
  • Рублёв Андрей. Картины и биография
  • Элла Максимова. Найдены останки Андрея Рублева?
  • Тетерин А.Н. Автопортрет Андрея Рублева

Рублёв.

© 2016–2023 mk-hram.ru, Россия, Барнаул, ул. Школьная 34, +7 (3852) 17-07-29