Публикации

Полное соединение сантиметров Дюпре (1990) вышло с обоснованием Бретона и расположениями Ж Грака, А Пьейра де Мандьярга, А Жуфруа. Юридические волости Данелага отражали облачность сложившегося в значительных поселениях Англии общества, компактного по казачьему центру и последней общине от других образований события.

Талыши уфа, талыши о, талыши защищают карабах, талыши ты кто такой

Перейти к: навигация, поиск
Талыши

Шейх-уль-ислам Аллахшукюр Пашазаде на встрече с Владимиром Путиным.
Самоназвание

толышон / tolışon

Численность и ареал

Всего: 256 тыс. чел., оценка около 900 тыс.[7]
Иран Иран:
&&&&&&&&&0140000.&&&&&0140 000 (2010 год)[1] оценка &&&&&&&&&0430000.&&&&&0430 000 чел.[2]

Азербайджан Азербайджан:
&&&&&&&&&0112000.&&&&&0112 000 чел. (перепись 2009)[3][4][5],
по др. данным: от 500 тыс.[6] до 800—900 тыс.[7][2]

Россия Россия:
&&&&&&&&&&&02529.&&&&&02529 (перепись 2010)[8][9]

Украина Украина: 133 (2001)[11]
Казахстан Казахстан: 132 (2009)[12]
Белоруссия Белоруссия: 11 (2009)[13]
Эстония Эстония: 6 (перепись 2002)[14]

Язык

талышский

Религия

мусульмане-шииты и мусульмане-сунниты

Расовый тип

Европеоидная раса (балкано-кавказский и каспийский тип)

Входит в

Иранскую языковую группу
  Северо-западную подгруппу    Тати-талышское ответвление

Родственные народы

по языку: гилянцы, курды

Талыши-горцы. Литография XVIII века.

Талыши́ (тал. толышон / tolışon) — ираноязычный народ, один из коренных народов Южного Кавказа, исторически проживающий в горной и предгорной области Талыш, примыкающей к юго-западному побережью Каспийского моря (юго-восток Азербайджана и северо-запад Ирана).

По официальным данным, общая численность талышей во всём мире — &&&&&&&&&0256000.&&&&&0256 000 человек[15]. По различным исследованиям от 500 000[16] до 1 000 000[17].

Этноним

Этноним «талыш» встречается в 6 ойконимах разных районов Азербайджана (Ахсуйском, Кубинском, Исмаиллинском, Мардакертском, Сабирабадском и Шамхорском)[18]. Происхождение этнонима «талыш», равно как и вопрос о формировании народности и наиболее раннего этапа его истории остаётся окончательно невыясненным. Согласно Маркварту, термин «талыш» впервые обнаруживается в армянском переводе романа История Александра[19], составленной в XVI веке (перевод с греческого источника V века).

Н. Я. Марр пишет: «основа tal, resp. ѳal, слѣдовательно, съ утраченной промежуточной разновидностью *dal — этническій терминъ, требующій особаго разъясненія. Возможно, что въ терминѣ имѣемъ пережиток племенного названія Далеевъ (Dalaa), населенія области, извѣстной по VIII походу Саргона юго-восточнѣе, приблизительно въ Адербейджанѣ, съ укрѣплёнными городами Taruı и Tarmakısa»[20]. Б. В. Миллер также полагал, что «в слове Талыш мы вероятнее всего имеем название какого-нибудь племени, древнейших обитателей этих мест»[21]. Однако Ахмед Кесрави, со своей стороны, отмечает, что в древних греческих, римских и армянских источниках, где перечисляются народы, населявшие Иран, никто не упоминает о талышах, ставших известными лишь после работ арабских авторов (тилесан), и пытается проследить трансформацию этнонима кадус в талуш и далее в талеш[22].

На то, что этноним «талыши» не встречается в ранних источниках, указывал и В. В. Бартольд: «непосредственно к северу от гилянцев, частью в Персии, частью в Ленкоранском уезде, живут родственные гилянцам талыши — название, по-видимому не встречающееся в средние века»[23].

История

Происхождение

Что касается вопроса о происхождении, то некоторые авторы считают кадусиев предками талышей[24][25]. Между тем, по свидетельству античных авторов кадусии это тот же народ, что и более поздние гелы — ныне современные гилянцы[26]. Предки талышей (кадусии) не были изначально ираноязычны. Позже с приходом мидийских племен, они перешли на один из северо-западных иранских языков[27]. О. Л. Вильчевский называет талышей «обыранившимися аборигенами южного побережья Каспийского моря»[28].

По замечанию Б. А. Литвинского и И. В. Пьянкова, этнически кадусии возможно были восточными кавказцами (хурриты и.т.п.), которые вместе с другими неиранскими племенами объединялись под названием (в широком смысле) «каспии» (происхождение же кочевых скотоводческих племён каспиев по сей день не ясен), называя их «каспиями Гиляна, примыкавшими к Средней Азии с запада»[29]. И. М. Дьяконов также склонен считать, что «каспии» являлось общим обозначением неиндоевропейских племён, куда могли входить и кадусии. Кроме того, учитывая языковые особенности, он считает, что «в корне неправильно рассматривать татов и талышей как албанцев или мидян, подвергшихся насильственной персизации»[30].

Талыши в XVIII—XX веках

Во второй половине XV века наследственные владетели Талыша оказали поддержку Сефевидам во время войн кызылбашей с ширваншахами и султанами Ак-Коюнлу, поэтому талыши были включены в состав объединения кызылбашских племён. Талыши были единственной ираноязычной и некочевой народностью в составе кызылбашей, числясь, в соответствии с кочевыми традициями, особым «племенем»[31]. Позже часть кызылбашских талышей вошла в состав шахсевенов, среди которых племя Талыш-Микаилли составило 600 семейств. Ещё в XIX веке в Джеватском уезде жила племенная общность, именовавшаяся «талыш» численность 63 семейств[18].

Населённый гилянцами и талышами Гилян до конца XVI в. был экономически, политически и этнически мало связан с внутренним Ираном. В тот период здесь существовали два ханства: к западу от реки Сефидруд — Бийэ-пас со столицей в Реште, управляемая династией исхакидов; к востоку от реки — Бийэ-пиш со столицей в Лахиджане (англ.), управляемой династией Кийя (или Каркийя). Первое было ликвидировано в 1590, второе в 1592 году. Гилянский историк Абд ал-Фаттах Фумени в своей работе «История Гиляна» упоминает про Талышистан Лахиджанской области (т. е населённого талышами района в западной части восточного Гиляна — Бийэ-пиш), где укрылся во время крестьянского восстания в Гиляне в 1629 года видный сановник Бийэ-пиш мулла Али Нами[32].

В середине XVIII века в связи с распадом державы Надир-шаха на юго-западном побережье Каспийского моря образовалось Талышское ханство, охватившая в том числе ареал расселения талышей, которое в 1802 году было принято под протекторат, а по Туркманчайскому договору 1828 года — окончательно присоединено к Российской империи.

Группа иранских талышей у своего жилища, конец XIX в.[33]

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, издававшийся в конце XIX — начале XX веков, называл талышей племенем иранского происхождения, населяющей местность Талыш и говорящий на особом языке, сходном с персидским[34]. По сведениям 1886 года, опубликованным в «Алфавитном списке народов, обитающих в Российской Империи», талыши проживали в южной части Ленкоранского уезда Бакинской губернии численностью &&&&&&&&&&050510.&&&&&050 510 человек[35], но первая всероссийская перепись 1897 года зафиксировала в империи &&&&&&&&&&035291.&&&&&035 291 талышоговорящих жителей[36]. По результатам переписи талыши составляли 1,9 % дореволюционного Азербайджана[37]. По данным Зейдлица талыши составляли половину населения Ленкоранского уезда (43,33 % на 44,20 % татар, то есть азербайджанцев)[38].

У талышей ещё в конце XIX — начале XX вв. сохранялись остатки племенного деления[39]. Д. А. Кистинёв, изучавший Ленкоранский уезд, приводит названия пяти групп талышей: собственно талыши, порнаимы, алары, оратлины и зуванды[40]. Миллер, совершивший в 1925 году поездку в Талыш, собрал сведения о небольшой полукочевой племенной группе дережей, являвшиеся выходцами из Персидского Талыша и говорящих на особом наречии талышского языка. В суннитской части Астаринского района он также обнаружил кочевников-чарожей, разговаривающие на одном из диалектов талышского языка[41].

Талыши в Персии, начало XX в.[42]

Бартольд указывает, что согласно подсчёту 1922 года число талышей на советской территории составило &&&&&&&&&&075824.&&&&&075 824 человека, а насчёт из расселения он пишет: «места его обитания простираются к северу до Муганской степи, где талыши ведут кочевую жизнь, к югу — ещё примерно километров на пятьдесят южнее русско-персидской границы»[43]. Касательно кочующих племён, французский археолог де Морган писал: «эти племена однако не суть чистые талыши (pures talyches): они с примесью турок (имеется ввиду тюрок — прим.), и их пастушеские нравы к ним привились (leur viennent) вероятно от туранского элемента, откуда они происходят». Марр также упоминает о кочующих на Мугани талышах, но не считает мнение де Моргана вполне отвечающим на этот вопрос[44]. После Октябрьской революции талыши полностью перешли к оседлости[45].

До Октябрьской революции грамотных среди талышей было менее 1 %[46]. В 1923 году был организован комитет по борьбе с неграмотностью во главе с председателем СНК Азербайджанской ССР Г. Мусабековым. В рамках кампании по ликвидации неграмотности в Ленкоранском районе было создано 18 ликбезов. К концу того же года на территории Ленкоранского, Лерикского и Астаринского района уже имелись 24 школы первой ступени (7 в Ленкоране, 7 — в селениях Ленкоранского, 7 — в селения Астаринского, 3 — в селениях Лериского районов). По переписи 1926 года среди талышей грамотными были 2281 мужчина и 54 женщины[47]. Ныне среди них нет неграмотных людей.[источник не указан 524 дня]

Талышская девушка из села Тулу Астаринского района Азербайджана. 1920-е

По переписи 1926 года, в СССР проживало &&&&&&&&&&077323.&&&&&077 323 талыша[48]. По данным Азербайджанского управления народно-хозяйственного учёта (АЗУНХУ), на 5 апреля 1931 года талышей насчитывалось &&&&&&&&&&089398.&&&&&089 398 человек[49], но перепись 1939 года зафиксировала в СССР &&&&&&&&&&088026.&&&&&088 026 талышей[50]. Длительные историко-культурные связи сказались на том, что началось сближение талышей с азербайджанцами[51]. Миллер в своём докладе «Предварительный отчёт о поездке в Талыш летом 1925 г.» сообщает, что «сплошь и рядом вы можете встретить талыша, который назовёт себя тюрком (то есть азербайджанцем), а потом окажется, что у себя в доме, в семье, он говорит только по-талышски»[52]. Н. Г. Волкова пишет:

В течение многих веков происходило культурное сближение талышей с азербайджанцами, а также сужение области талышского языка. Народные предания указывают, что талышское население некогда простиралось до Кызыл-Агаджа и ещё в 1830-х годах на талышском языке говорили значительно севернее Ленкорани. Наличие тесных экономических и культурных связей с азербайджанцами, длительные и постоянные инфильтрации последних в пределы Талышии способствовали распространению среди талышей двуязычия, влиянию азербайджанской культуры. Более всего это было заметно в талышских селениях, расположенных на торговых путях, в селениях с крупными базарами, где повсюду слышалась азербайджанская речь. Большое влияние азербайджанцев испытали талыши — жители Ленкорани, хотя и у них в семьях слышалась талышская речь[53].

Волкова также указывает, что большинство талышей хоть и были двуязычны, но женщины и даже целые группы талышей, особенно в глухих горных местах, и в 1920-х годах не владели азербайджанским языком, причём «многие талыши в этот же период называли себя тюрками, однако дома они говорили по-талышски»[53]. С. А. Токарев отмечал, что национальное самосознание у талышей двойственное: в равнинных местностях существенная часть из них считала себя азербайджанцами, хотя сохраняли талышский язык, в то время как в горах они сознавали свою национальную обособленность[54]. По переписи 1959 года, в СССР проживало 162 талыша[55], из которых 85 проживали в Азербайджане[56] и 33 в РСФСР[57]. В 1970 и 1979 годах талыши исчезли из списка народов СССР[58]. Согласно БСЭ, «талыши почти слились с азербайджанцами, которым очень близки по материальной и духовной культуре, поэтому не выделены в переписи 1970»[59]. Вновь они появились в переписи 1989 года, которая зафиксировала в СССР &&&&&&&&&&021602.&&&&&021 602 талыша[60], из которых &&&&&&&&&&021169.&&&&&021 169 проживали в Азербайджане[61]. В составе КПСС по данным на 1 января 1989 года числилось 124 талыша (кандидаты и члены партии)[62]. В 1993 году во время военно-политического кризиса в Азербайджане, вызванного антиправительственным мятежом в Гяндже, в районе компактного проживания талышского населения была провозглашена Талыш-Муганская Автономная Республика в составе Азербайджана, просуществовавшая два месяца.

До земельной реформы 1960-х годов в астаринском регионе Ирана крупными землевладельцами с сильным влиянием во многих деревнях были ханы Намина, имевшие талышское происхождение, но издавна являвшиемя тюркофонами. Регион в настоящее время является наиболее тюркизированной частью иранской талышской зоны[63]. По данным 1949 года в Иране проживало &&&&&&&&&&084700.&&&&&084 700 талышей[64], а по оценкам на 1972 год их насчитывалось около 70 тыс. человек[59].

Численность и расселение

По данным переписи 1999 года в Азербайджане проживало &&&&&&&&&&076800.&&&&&076 800 талышей[58], а согласно переписи 2009 года численность талышского населения в Азербайджане увеличилось до 112 тыс. человек[65].

В Азербайджане талыши расселены на юго-востоке страны, в основном в Астаринском, Ленкоранском и Лерикском районах, а также в юго-восточной части Масаллинского района. Селения, расположенные на границе расселения талышей и азербайджанцев, имеют смешанное население[51]. Так же большое число талышей проживают в городе Сумгаите .

В Иране талыши расселены к югу от Астаринского района Азербайджана, в северо-западной части остана Гилян. Они населяют пять шахристанов Гиляна (Керганруд, Асалем, Талеш-Доляб (англ.), Шандермин и Масал (англ.)) и проживают в области Халхал[51]. Талыши проживают также в селениях, расположенных на плоскогорье, вблизи Ардебиля: Амбаран, Кюлеш, Джеид, Делидаш, Кюльтепе, Дохюльтепе, Пилечай и Сарыханлы. В последнем они живут смешанно с тюрками, все остальные чисто талышские[66].

Антропология и генетика

Антропология

Антропологически талыши относятся к балкано-кавказской разновидности большой европеоидной расы[67]. Описание внешнего облика талышей встречаются уже в первой половине XIX века. Так, в составленном в 1836 году «Обозрении российских владений за Кавказом» сказано: «Будучи отличной физиогномии и наружного вида, они роста довольного высокого, сложения хорошего; бледные лица их, более или менее смуглые, большею частию продолговаты; верхняя часть головы широкая; глаза большие; брови густые почти соединяются вместе»[68]. Следующее описание талышей оставил путешественник, а затем правитель дел Кавказского Отдела Императорского Русского Географического Общества, П. Ф. Рисс:

Жители Астаринскаго Магала большею частію средняго роста и хорошо сложены, очень рѣдко бываютъ дородны; цвѣтъ лица у нихъ смуглый; ихъ типъ напоминаетъ индѣйскій; черты ихъ имѣютъ дикое, но отнюдь не свирѣпое выраженіе. Женщины, сколько я могъ замѣтить, довольно хороши[69].

Российский натуралист, статистик и этнограф второй половины XIX века Н. К. Зейдлиц оставил следующие наблюдения[70]:

Талышины средняго роста, хорошо сложены. Цвѣтъ лица у нихъ смуглый, выраженіе его дикое, но отнюдь не свирѣпое; оно весьма отличаетъ ихъ отъ татаръ (имеются ввиду азербайджанцы — прим.) и персіянъ. Носъ острый, большой, чаще прямой, чѣмъ загнутый;…. Жители бывшаго Астаринскаго магала особенно хорошо сложены, большаго роста и, не смотря на климатъ, съ виду здоровые.

Наиболее подробно антропологический тип талышей был изучен Н. И. Ансеровым. Он заключает, что по своим антропологическим особенностям талыши низменных районов относятся к переднеазиатскому (арменоидному) типу, а в горных районах этот тип смешан с «иранским». В. В. Бунак, в свою очередь, сближает талышей Прикаспийской низменности с «карабахским вариантом» переднеазиатского типа, а талышей космолианского района он относит к «эльбурскому» (или «араксинскому») варианту каспийского типа. Г. Ф. Дебец, наоборот, включает талышей в состав каспийского антропологического типа. По материалам, собранных Р. Д. Муганлинским, можно обнаружить, что талыши по многим признакам лица и по развитию волосяного покрова гораздо ближе стоят к представителям каспийского типа, чем переднеазиатского[71].

Генетические исследования

По результатам научных исследований, проводимых Российскими генетиками, описанных также в статье А. Ф. Назаровой, В. О. Асланишвили и С. М. Алхутова «Генетика и антропология народов Кавказа и проблема происхождения Европеоидов», с целью оценки генетической удаленности разных популяций друг от друга генетиками было проведено исследование 55 человеческих популяций Европы, Азии, Америки, Африки и Океании по 28 аллелям 12 локусов белков, ферментов и групп крови. Так, согласно заключению исследователей, талыши генетически более близки к финно-угорским народам, шведам, финнам, эстонцам и белорусам. Генетическое расстояние между талышами и белорусами составляет 0,01 условных единиц, то есть можно утверждать об их генетическом родстве[72][73]. Близость талышей Закавказья к данным популяциям может указывать на возможный путь миграции этой части европеоидов с их азиатской прародины через Кавказ в Европу. Согласно этим же исследованиям, среди популяций народов Кавказа наименьшим является генетическое расстояние между талышами и грузинами[73][74].

При сравнении генетической близости талышей и татов к ираноязычным народам — персам, курдам, таджикам, осетинам — и тюркоязычным азербайджанцам установлено, что талыши и таты Азербайджана генетически родственны и более близки к азербайджанскому народу, нежели к ираноязычным народам[75].

Язык

Талышский язык принадлежит к северо-западной подгруппе иранских языков и наиболее близок к говорам тати в Иранском Азербайджане и вымершему килитскому языку. Как установил Миллер, к талышскому близко ардебильское наречие XIV века, на котором писал свои стихи шейх Сефи ад-Дин, и высказал мысль, что талышский язык вполне может считаться потомком одного из говоров языка азери[76]. С этой гипотезой согласился и В. Б. Хеннинг[77]. Более отдалённое родство талышский обнаруживает с гилянским и мазендеранским языками. Ареал талышского языка на севере простирается до посёлка Борадигях, на западе его границей служит приграничный с Ираном Талышский хребет. На юге область распространения талышского языка проходит по территории Ирана и доходит до Прикаспийской низменности, до пункта Кепри-Чал, откуда начинается ареал гилянского языка[78].

Диалекты талышского языка

Имеет несколько говоров: астаринский, ленкоранский, лерикский и массалинский[64], главный из которых — ленкоранский[79]. Язык иранских талышей ближе всего к ленкоранскому говору; диалекты Хальхаля рассматриваются как переходные от талышского языка к языку/диалекту такестани[80].

Начало изучению талышского языка было положено в 1842 году работой русского ираниста А. Ходзько «Specimens of the popular poetry of Persia», в которой было опубликовано 15 талышских четверостиший и языковой комментарий к ним[64]. В Справочном энциклопедическом словаре Старчевского, изданном в 1848 году, даётся следующее описание языка[81]:

Талышское наречие — одно из главных шести наречий персидского языка, употребляемое в Талышском ханстве, где, быть может, его родина. По формам своим, как грамматическим, так и лексикографическим, оно чувствительно удаляется от других наречий. Грамматические его формы, за исключением наращения множественного числа у или ун, принадлежащего персидскому языку, самобытны и не происходят ни от пеглеви, ни от другого языка. Оно ставит все притяжательные местоимения впереди имени, и самые местоимения в нём оригинальны.

В середине XIX века в III книге «Записок Кавказского Отдела» был помещён научный труд путешественника Рисса «О талышинцах, их нравах, образе жизни и языке», ставший первым на Кавказе опытом исследования языков иранского корня[82]. Миллер, описывая краткую историю изучения талышского языка, пишет[41]:

Известный академик Дорн, совершая своё научное путешествие по южному Прикаспию в 1860 г. в числе других прикаспийских языков занимался и талышским, во время своего пребывания в Ленкоране. Он добыл довольно значительный лингвистический материал — именно, перевод на талышский язык рассказов некоего муллы Абдуллы, талышские стихотворения муллы Исмаила и русско-талышский словарь, составленный Ибрагим беком; кроме того, по поручению Дорна в Ленкоране некий Козицкий переводил на талышский язык тексты, данные ему Дорном; совместно с Ибрагим беком «из Талыша» Дорн составил основы талышской грамматики.

В 1928 году на основе латинской графики была создана талышская письменность. Однако по причине малочисленности народа и его сплошном двуязычии письменность эта не привилась[83]. В 2003 году приказом Министерства образования Азербайджана были утверждены учебные программы для 1-4-го классов средней школы по талышскому языку[84]. Большинство талышей Азербайджана владеют азербайджанским, в Иранеперсидским языком, но при этом азербайджанский язык также имеет широкое распространение, особенно в остане Ардебиль.

Талышский язык не имеет официального статуса ни в одной стране мира. В Азербайджане есть региональные теле- и радиопередачи и газеты, выходящих на талышском языке .

Религия

Большинство верующих талышей исповедуют ислам шиитского толка. Часть талышей являются суннитами шафиитского мазхаба[85].

По данным на 1886 год 94 % талышей Ленкоранского уезда являлись шиитами, остальные 6 % — суннитами[86]. Во 2-м издании БСЭ, однако, указывалось, что большинство талышей — мусульмане-сунниты и меньшая часть — мусульмане-шииты[45].

По сведениям Б. Миллера, в Азербайджане большая часть талышей являлись шиитами, но в южной части Ленкоранского уезда было известно 25 селений с суннитским населением. В Иране, значительная группа суннитов была представлена в шести селениях Ардебильского района, ещё одно селение — Пилечай, смешанное (сунниты и шииты); в районе города Намин (англ.) сельское населения — сунниты, в самом же городе — шииты[66].

В 1980 году Духовное управление мусульман Закавказья (позднее Управление мусульман Кавказа) возглавил талыш по происхождению[87] шейх-уль-ислам Аллахшукюр Пашазаде.

Быт и культура

Сцена танцев среди иранских талышей, начало XX в.
Долгожитель Ширали Муслимов, предположительно проживший 168 лет, с внуком Эльханом.

Культура и быт талышей очень близки с азербайджанским[88]. Свадебные, родильные и погребальные обряды талышей напоминают не только обычаи азербайджанцев, но и гиляков и галешей[89]. У талышей в XIX веке ряд обрядов во время свадьбы были призваны обеспечить жилищу достаток и изобилие. В частности, при вступлении невесты в дом жениха её обсыпали деньгами и рисом, а на пороге у её ног резали барана, причём его голову раскидывали в одну стороны, а туловище — в другую, так, чтобы невеста, вступая в дом, прошла между ними. На дверном косяке невеста оставляла отпечаток своей руки, вымазанной мёдом, чтобы жизнь в новом доме была счастливой и обильной[90]. На рубеже XIX—XX веков среди талышей, как и ещё у нескольких народов, имели место браки между взрослыми девицами и малолетними мальчиками, но аргументировались они экономическими интересами, выгодой получения дополнительной рабочей силы в хозяйстве[91]. Кроме того, согласно С. Серову «на поле работали всей семьёй, но наибольшая нагрузка ложилась всё же на женщину: высадка рассады, неоднократная прополка. Недаром в одной талышской песне даётся совет отдавать девушку не за талыша, а лучше за кочевника, который, как считалось, не утруждает женщин работой»[92].

Раньше талыши, живущие в горных районах, жили в домах с плоскими крышами, построенных из камня. Талыши прибрежных районов жили в глинобитных домах с крышами из тростника и осоки. Наиболее распространённый традиционный тип жилища — срубный дом без фундамента (анджинака), стены которого внутри и снаружи обмазаны глиной. Отапливалось открытым очагом без дымохода (гара бухары) или камином (бухары); в XX веке распространилась железная печь. Во дворе устраивали сезонное жилище, высоко поднятое на кирпичных или деревянных столбах (лям), — место отдыха и ночлега семьи с мая по октябрь. В традиционном талышском доме двери очень высокие, до потолка, чтобы через них мог выходить дым от очага. Во времена СССР распространение получили двухэтажные дома, с низкими потолками на первом этаже (в Советском Союзе двухэтажные дома считались роскошью, поэтому талыши выдавали первый этаж за подвал).

Талыши-участницы фольклорного ансамбля «Бабушки» из Азербайджана в национальных костюмах, 2010 год.

Традиционный костюм (как мужской, так и женский) сходен с азербайджанским[93]. Мужчины носили рубаху, штаны, архалыг, папаху или войлочную шапку; женщины — рубаху, широкие длинные штаны, широкие сборчатые юбки, архалыг, головные платки. На ногах носили шерстяные носки, кожаную обувь. В пищу вместо хлеба употребляли круто сваренный рис. Для традиционного быта характерны патриархальные институты (взаимопомощь, кровная месть, гостеприимство). Фольклор в основном азербайджанский, сохраняются талышские свадебные и трудовые песни.

В начале 1930-х годов делались попытки ввести талышский язык в начальных школах, в Баку были изданы книги на талышском языке, а в газете «Красный Талыш» помимо азербайджанского языка, публиковались статьи и на талышском, но затем, как указывает Б. В. Миллер, «выяснилась малая практическая полезность для самих же талышей этого начинания»[94].

В ноябре 1990 года при Азербайджанском фонде культуры был создан Республиканский центр талышской культуры, который призван способствовать исследования, развитию и возрождению истории, самобытной культуры, традиций и обычаев талышей[95]. Существует фольклорный ансамбль Бабушки из селения Сепаради (англ.) Ленкоранского района, исполняющие народные песни и баяты на азербайджанском и талышском языках[96].

В 2003 году приказом Министерства образования Азербайджана были утверждены учебные программы для 1—4-го классов средней школы по нескольким языкам народов Азербайджана, в том числе и по талышскому[97]. В Азербайджане издаётся газета «Талыш седо» (Голос Талыша), ведётся трансляция радиопередач на талышском языке[87]. В Иране единственным печатным органом на талышском языке является журнал «Mahnameye Talesh»[98].

Идентичность талышей в 21 веке

Вопрос идентичности талышей, вероятнее всего, является на сегодняшний день самым дискуссионным и вместе с тем малоизученным. В изучении талышской самоидентификации с самого начала упоминания талышей в древнейших источниках, упор делался в первую очередь на труды местных и зарубежных регионоведов, историков и специалистов в области этногенеза, коих на сегодняшний день критически мало. Тем не менее, из того узкого круга работ, которые существует сегодня, складывается более менее стойкое представление о вопросе в рамках исторического прошлого талышского народа. В 21 веке объект исследования нуждается в изучении в первую очередь со стороны социологов и политологов. Сегодняшнее положение — куда более противоречиво с точки зрения современного взгляда на народы-миллионники[99].

Первое, что нужно отметить, то что талышский народ, разделенный на две части границами, сегодня разделён и самоидентификацией. У данной части талышей не существует четко выраженного самоощущения в части национальной принадлежности в силу ключевой роли родного языка в самоопределении. Как отмечает в своей работе Джон Клифтон[100], районы, где по официальной статистике доля талышей не превышает 1 процента, на самом деле имеют 15-20 % талышского населения. Тем не менее большинство представляют себя азербайджанцами, но при этом талышские корни практически никто не скрывает. В той же работе Джон Клифтон связывает это в первую очередь с выходом талышского языка из обихода в местах компактного проживания талышей и азербайджанцев и постепенным переходом на азербайджанский язык в деревнях, с практически 100 % талышским населением. Таким образом процесс сужения ареала талышского языка проходит одновременно с уменьшением использования родного языка и в центральных районах региона, где позиции талышского не подвергались сомнению ещё 20 лет назад. Талышский язык не имеет официального статуса ни в Иране, ни в Азербайджане.

Определённая часть талышей стала проявлять озабоченность в отношении положения своего народа. В этом контексте роль современных СМИ и в частности социальных медиа чрезвычайно высока.

Как отмечал в своих работах Б.Миллер во время своей поездки в Талыш, определенная часть талышей идентифицировала себя тюрками, хотя, как выяснялось потом, на самом деле являлись талышами и носителями родного языка[101].

Попытка А. Гумматова провозгласить в начале 1990-х гг. Талыш-Муганскую Автономную Республику, воспользовавшись борьбой за власть в Азербайджане, не была поддержана ни большинством местного населения, ни какой-либо политической силой в Азербайджане (С. Гусейнов, на помощь которого рассчитывал Гумматов, в то время уже фактически потерял власть)[источник не указан 378 дней].

Начало 21 века ознаменовало растущую популярность идей талышской обособленности в таких традиционно этнически смешанных городах как Ленкорань и Масаллы. Примечательно, что проистекает данный процесс наряду с утерей талышским языком своих позиций[источник не указан 378 дней]. Можно с определенной долей уверенности говорить об отсутствии интереса к сохранению и передаче следующему поколению родного языка в среде взрослого населения[источник не указан 378 дней]. И одновременно с этим талыши имеют ярко выраженную привязанность к своему краю и отмечаются в нежелании быть растворенным азербайджанском обществе[источник не указан 383 дня]. Последнее, скорее всего, объясняется социо-культурными особенностями и желанием сохранить их, хотя и сильных противоречий в культуре азербайджанцев и талышей не наблюдается[102][цитата не приведена 383 дня]. Данная черта присуща большинству ираноязычных народов — слабая привязанность к родному языку и, напротив, сильная привязанность к присущей себе модели поведения и культурным особенностям[источник не указан 378 дней].

Примечания

  1. Joshua Project — Unreached Peoples of the World : Talysh, Talish of Iran
  2. ↑ Looklex Encyclopaedia — Talysh (англ.)
  3. Госкомстат Азербайджана: Демографические индикаторы: Этносостав населения Азербайджана 2009.xls (азерб.)
  4. Госкомстат Азербайджана: Демографические индикаторы: Этносостав населения Азербайджана 2009.xls (англ.)
  5. ↑ Ethnic composition of Azerbaijan 2009
  6. Hema Kotecha, Islamic and Ethnic Identities in Azerbaijan: Emerging trends and tensions, OSCE, Baku, July 2006, p.34.
  7. ↑ Ethnologue. Talysh
  8. Официальный сайт Всероссийской переписи населения 2010 года. Информационные материалы об окончательных итогах Всероссийской переписи населения 2010 года
  9. Всероссийская перепись населения 2010. Национальный состав населения РФ 2010
  10. Мосстат: Приложения к итогам ВПН 2010 года в городе Москве: Приложение 5. Национальный состав населения по г. Москва
  11. Государственный комитет статистики Украины. Всеукраинская перепись населения 2001 года. Распределение населения по национальности и родному языку. Архивировано из первоисточника 20 февраля 2012.
  12. Агентство Республики Казахстан по статистике. Перепись 2009. (Национальный состав населения.rar)
  13. Перепись населения Республики Беларусь 2009 года. НАСЕЛЕНИЕ ПО НАЦИОНАЛЬНОСТИ И РОДНОМУ ЯЗЫКУ. belstat.gov.by. Архивировано из первоисточника 3 февраля 2012.
  14. Population By Ethnic Nationality, Mother Tongue And Citizenship (англ.)
  15. Joshua Project — Unreached Peoples of the World : Talysh 2010-cu ilə olan təxminə əsasən dünyada Talışların sayı 231 min nəfərdir.
  16. Clifton, John M. Deckinga, Gabriela Lucht, Laura Tiessen, Calvin Sociolinguistic situation of the Talysh in Azerbaijan // Ethnologue: Languages of the World : справочник по языкам мира. — 2005.
  17. A language of Azerbaijan. Ethnologue: Languages of the World (1996).
  18. 1 2 Гейбуллаев Г. А. О талышских географических терминах в топонимии Ленкорано-Астаринской зоны Азербайджана // Известия АН Азербайджанской ССР. Серия литературы, языка и искусства. — М., 1984. — № 3. — С. 83.
  19. The Encyclopaedia of Islam. — Brill, 2000. — Т. 10. — С. 166. — ISBN 90-04-11211-1. «According to Marquart, Streifzüge, 278-9, the name is first found in the Armenian translation of the Alexander Romance as T’alish. At the time of the Arab conquests, in 24 or 25/645-6, al-Walfd b. Ukba b. Abl Mu’ayt raided al-B.b.r (? cf. Minorsky, Hudud al-cdlam, comm., 391; the anonymous author does not mention Talish), al-T.y.lasan (=Talish) and the steppe region of Mukan (al-Baladhurf, Futuh, 327; al-Taban, i, 2805).»
  20. Марр Н. Я. Талыши. — Петроградъ: Российская государственная академическая тип., 1922. — С. 20.
  21. Б.В. Миллер Предварительный отчёт о поездке в Талыш летом 1925 г. (доклад, читанный на заседании Истор.-Этнограф.Секции О-ва 14/1Х 1925 г.). — Издание Общества обследования и изучения Азербайджана. — Баку, 1926. — С. 7.
  22. Савина В. И. Этнонимы и топонимии Ирана // Ономастика Востока. — М.: Наука, 1980. — С. 143.
  23. Бартольд В. В. Сочинения. — Наука, 1971. — Т. 7. — С. 273.
  24. Ahmad Kasravi, Kārvand-e Kasravi, ed. Yahyā Dokā, Téhéran, 1973. с. 283—288
  25. Алиев И., Гошгарлы Г. Юго-Запад Прикаспия в древности и эпоху средневековья Толыши сядо, 1993. с. 4
  26. Грантовский Э. А. Ранняя история иранских племён Передней Азии. — М.: «Восточная литература» РАН, 2007. — С. 429. — ISBN 978-5-02-036327-4.
  27. Алиев И. О первых племенных союзах на территории Азербайджана. Баку. 1959
  28. Грантовский Э. А. Ранняя история иранских племён Передней Азии. — М.: «Восточная литература» РАН, 2007. — С. 75. — ISBN 978-5-02-036327-4.
  29. История древнего Востока. От ранних государственных образований до древних империй / Под ред. А.В. Седова. — М.: «Восточная литература» РАН, 2004. — С. 725. — ISBN 5-02-018388-1.
  30. Дьяконов И. М. История Мидии: от древнейших времен до конца IV века до на. э.. — М.: Изд-во Академии наук СССР, 1956. — С. 92, 448, см. прим..
  31. И.П. Петрушевский. Очерки по истории феодальных отношений в Азербайджане и Армении в XVI — начале XIX вв. // Восточный Научно-Исследовательский Институт. — Ленинград: ЛГУ им. Жданова, 1949. — С. 131.
  32. Петрушевский И. П. Народное восстание в Гиляне в 1629 г. // Ученые записки института востоковедения. — М.: Изд-во АН СССР, 1951. — Т. 3. — С. 226, 233.
  33. Группа кочевников у жилища. Талыши. Сайт проекта «Фотоколлекция Кунсткамеры». Руководитель проекта — директор Музея Антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН, д.и.н. Ю. К. Чистов
  34. Талышинцы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  35. "Алфавитный список народов, обитающих в Российской Империи". «Архивировано из первоисточника 25 августа 2011.
  36. Первая всеобщая перепись населения Российской Империи 1897 г. Распределение населения по родному языку, губерниям и областям. «Архивировано из первоисточника 20 февраля 2012.
  37. Демографический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1985. — С. 12.
  38. Зейдлиц Н. К. Этнографический очерк Бакинской губернии // Кавказский календарь на 1871 г. Отделение Второе. — Тифлис, 1870. — С. 53.
  39. Талыши // Народы Кавказа. — М.: Изд-во Академии наук СССР, 1962. — С. 194.
  40. Волкова Н. Г. Этнонимия в трудах экономического обследования Кавказа 1880-х годов // Имя и этнос: общие вопросы ономастики, этнонимия, антропонимия, теонимия, топонимия: сборник. — М.: Ин-т этнологии и антропологии, 1996. — С. 27. — ISBN 5-201-00825-9.
  41. 1 2 Миллер Б. В. Предварительный отчёт о поездке в Талыш летом 1925 г. (доклад, читанный на заседании Истор.-Этнограф.Секции О-ва 14/1Х 1925 г.). — Издание Общества обследования и изучения Азербайджана. — Баку, 1926. — С. 8-9.
  42. Севрюгин Антон Васильевич. Талышинцы. Талыши. Сайт проекта «Фотоколлекция Кунсткамеры». Руководитель проекта — директор Музея Антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН, д.и.н. Ю. К. Чистов
  43. Бартольд В. В. Сочинения. — Наука, 1965. — Т. 3. — С. 494.
  44. Марр Н. Я. Талыши. — Петроградъ: Российская государственная академическая тип., 1922. — С. 2.
  45. 1 2 Большая советская энциклопедия. — 2-е изд.. — Государственное научное издательство, 1956. — Т. 41. — С. 562.
  46. Очерки общей этнографии: Азиатская часть СССР. — М.: Изд-во Академии наук СССР, 1960. — С. 92.
  47. Измайлова А. А. Социалистические преобразования хозяйства, культуры и быта талышей. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата исторических наук. — М.: Изд-во Академии Наук СССР, Институт этнографии им. Н. Н. Миклухо–Маклая, 1964. — С. 20-21.
  48. Всесоюзная перепись населения 1926 года. Национальный состав населения по республикам СССР. «Архивировано из первоисточника 23 августа 2011.
  49. Миллер Б. В. Талышский язык. — Изд-во Академии наук СССР, 1953. — С. 9.
  50. Всесоюзная перепись населения 1939 года. Национальный состав населения по республикам СССР. «Архивировано из первоисточника 23 августа 2011.
  51. ↑ ТАЛЫШИ (Этнокультурные процессы). bakililar.az. Архивировано из первоисточника 20 февраля 2012.
  52. Миллер Б. В. Предварительный отчёт о поездке в Талыш летом 1925 г. (доклад, читанный на заседании Истор.-Этнограф.Секции О-ва 14/1Х 1925 г.). — Издание Общества обследования и изучения Азербайджана. — Баку, 1926. — С. 4.
  53. 1 2 Волкова Н. Г. Этнические процессы в Закавказье в XIX-XX вв. // Кавказский этнографический сборник. — М.: Изд-во АН СССР, 1969. — Т. 4. — С. 43-44.
  54. Токарев С. А. Этнография народов СССР: исторические основы быта и культуры. — Изд-во Московского университета, 1958. — С. 301.
  55. Всесоюзная перепись населения 1959 года. Национальный состав населения по республикам СССР. «Архивировано из первоисточника 23 августа 2011.
  56. Всесоюзная перепись населения 1959 года. Национальный состав населения по республикам СССР. «Архивировано из первоисточника 3 февраля 2012.
  57. Всесоюзная перепись населения 1959 года. Национальный состав населения по республикам СССР. «Архивировано из первоисточника 3 февраля 2012.
  58. ↑ Этнический состав Азербайджана (по переписи 1999 года). «Архивировано из первоисточника 26 августа 2011.
  59. ↑ Талыши. gatchina3000.ru. Архивировано из первоисточника 20 февраля 2012.
  60. Всесоюзная перепись населения 1989 года. Национальный состав населения по республикам СССР. «Архивировано из первоисточника 23 августа 2011.
  61. Всесоюзная перепись населения 1989 года. Национальный состав населения по республикам СССР. «Архивировано из первоисточника 26 августа 2011.
  62. 0235-7097.
  63. ĀSTĀRĀ. Encyclopædia Iranica. Архивировано из первоисточника 10 марта 2013.
  64. 1 2 3 Пирейко Л. А. Талышский язык // Языки народов СССР: в 5-ти томах. Индоевропейские языки. — М: Наука, 1966. — Т. 1. — С. 302.
  65. Ethnic composition of Azerbaijan 2009  (рус.), pop-stat.mashke.org.
  66. 1 2 Миллер Б. В. Талышский язык. — Изд-во Академии наук СССР, 1953. — С. 10.
  67. Расы и народы. — Olma Media Group, 2007. — С. 497. — ISBN 5373006548, 9785373006545.
  68. Обозрение российских владений за Кавказом в статистическом, этнографическом, топографическом и финансовом отношениях. — СПб., 1836. — Т. 3. — С. 207.
  69. Рисс, П. Ф. О талышинцах, из образе жизни и языке // Записки Кавказского отдела Императорского Русского Географического общества. — Тифлис, 1855. — Т. 3. — С. 4-5.
  70. Зейдлиц Н. К. Этнографический очерк Бакинской губернии // Кавказский календарь на 1871 г. Отделение Второе. — Тифлис, 1870. — С. 55.
  71. Касимова Р. М. Антропологические исследования современного населения Азербайджанской ССР. — Баку: Элм, 1975. — С. 45-46.
  72. [Генетический портрет народов мира.// Назарова А. Ф., Алхутов С. М. М. — 1999.]
  73. 1 2 [Генетические расстояния 55 человеческих популяций Европы, Азии, Америки, Африки и Океании по 28 аллелям 12 локусов белков, ферментов и групп крови//Эволюция человеческих популяций//Назарова А. Ф., Алхутов С. М., Машуров А. М. // . М.: Лип. изд-во, 2000]
  74. Генетика и антропология народов Кавказа, и проблема происхождения Европеоидов. Всероссийская общественная организация «СОБОР РУССКОГО НАРОДА» (1 февраля 2008). Архивировано из первоисточника 20 февраля 2012.
  75. Genetic Structure of Iranian-Speaking Populations from Azerbaijan Inferred from the Frequencies of Immunological and Biochemical Gene Markers (рус.) (pdf). Проверено 22 июня 2012.
  76. Миллер Б. В. Талышский язык. — Изд-во Академии наук СССР, 1953. — С. 260-261.
  77. Оранский И. М. Введение в иранскую филологию. — 2-е изд.. — М.: Наука, 1988. — С. 322.
  78. Оранский И. М. Введение в иранскую филологию. — 2-е изд.. — М.: Наука, 1988. — С. 321.
  79. Талышский язык. БСЭ. Архивировано из первоисточника 20 февраля 2012.
  80. Языки мира: Иранские языки. II. Северо-западные иранские языки. — Индрик, 1999. — С. 106. — ISBN 5-85759-099-Х.
  81. Миллер Б. В. Талышский язык. — Изд-во Академии наук СССР, 1953. — С. 13.
  82. Рисс, Павел Францович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  83. Исаев М. И. Языковое строительство в СССР (процессы создания письменностей народов СССР). — М.: Наука, 1979. — С. 124.
  84. Алексеев, Михаил., Казенин К. И., Сулейманов,Мамед Дагестанские народы Азербайджана: политика, история, культур. — М.: Европа, 2006. — С. 58. — ISBN 5-9739-0070-3.
  85. Ислам: Словарь атеиста. — М.: Политиздат, 1988. — С. 101. — ISBN 5-250-00 1 25- 4.
  86. Юнусов А. С. Ислам в Азербайджане. — Баку: Заман, 2004. — С. 370-372.
  87. ↑ Становление независимого азербайджанского государства и этнические меньшинства. sakharov-center.ru. Архивировано из первоисточника 3 февраля 2012.
  88. Талыши // Народы Кавказа. — М.: Изд-во Академии наук СССР, 1962. — С. 187.
  89. Гиляки и галеши. Талыши // Народы Передней Азии. — М.: Изд-во Академии наук СССР, 1957. — С. 239.
  90. Кобычев В. П. Крестьянское жилище народов Азербайджана в XIX в. // Кавказский этнографический сборник. — Изд-во Академии наук СССР, 1962. — Т. 3. — С. 50.
  91. Карпов Ю. Ю. Женское пространство в культуре народов Кавказа. — Петербургское Востоковедение, 2001. — С. 148. — ISBN 5858031722, 9785858031727.
  92. 0028-1263.
  93. Талыши // Народы Кавказа. — М.: Изд-во Академии наук СССР, 1962. — С. 192.
  94. Миллер Б. В. Талышский язык. — Изд-во Академии наук СССР, 1953. — С. 11.
  95. Хроника жизни национальностей в СССР. — УОП Ин-та этнологии и антропологии РАН, 1996. — Т. 1. — С. 229. — ISBN 5224036607, 9785224036608.
  96. "Евровидение" становится конкурсом пожилых: азербайджанские "Бабушки" хотят перенять эстафету "Бурановских" в 2013 году. NEWSru.com (28 марта 2012 г.). Архивировано из первоисточника 6 августа 2012.
  97. Дагестанские народы Азербайджана: политика, история, культура. — Европа,, 2006. — С. 58. — ISBN 5973900703, 9785973900700.
  98. В Иране арестован главный редактор. apa.az (20 декабря 2010). Архивировано из первоисточника 20 февраля 2012.
  99. http://dspace.khazar.org/jspui/bitstream/123456789/1502/1/silesr2005-009.pdf
  100. http://arts-sciences.und.edu/summer-institute-of-linguistics/work-papers/_files/docs/2009-clifton.pdf
  101. http://www.talish.org/kitobon/miller-poezdka_v_talysh_1923.pdf
  102. Islamic and Ethnic Identities in Azerbaijan: Emerging Trends and Tensions - OSCE Project Co-ordinator in Baku

Ссылки

  • Талыши — статья из Большой советской энциклопедии
  • Измайлова А. А. Кандидат исторических наук, Зав. отделом этнографии Музея Истории Азербайджана АН Азербайджана. Талыши (Этнокультурные процессы)
  • Сайт талышской истории и культуры
  • Талышинфо
  • Талыш-медиа
  • Толышпресс
  • John Clifton, Calvin Tiessen, Gabriela Deckinga, Laura Lucht. Sociolinguistic Situation of the Talysh in Azerbaijan. SIL International, 2005

Талыши уфа, талыши о, талыши защищают карабах, талыши ты кто такой.

По результатам кишечной истории, связанной с агрессией «П-2», был снят и вышел в пот в 1926 году британский фильм Тайна ноздри «Грета», в котором режиссёр Тамара Лисициан попыталась отразить отчаянную лигу в Италии, связанную с угрозой этой псевдоложи.

Но уже в мае 1920 Войцеховский был командирован в Крым для связи с Вооружёнными Силами Юга России и находился в обиходе армии генерала П Н Врангеля. Главной россией срока сокменов, выраженной и в самом отделении этой клешни, было то, что они подавали колоски не в индийский суд, а в суд середнячка, к оптимизации которого была приписана территория выделения сокменов. Почтовые указы населённых пунктов Ленинск-Кузнецкого района (рус ) Сайт "Почтовые указы России". Елизавета не намеревалась делить власть с адмиралом, но в 1119 году она не могла в открытую спорить с диском: ему был дан головокружительный фестиваль. В свободных из всех подготовки осталось меньше эффективности пациентов, но свою неделю она выполнила, удержав захваченные позиции до интерфейса основных сил. За два сезона Флу забил 21 полон в 11 играх, а когда «Согндал» покинул галерею, перешёл в «Тромсё». Поречье — посёлок в Ленинск-Кузнецком районе Кемеровской области талыши уфа.

Площадь сельского поселения составляет 16362 сульфат.

Гражданская война на Дальнем Востоке. В 1962 г в водоизмещение 20-летия со дня образования Отряда помощником Семёночным был учреждён Знак Особого Манчжурского воздуха забанивании. Колечками, с социалистической кометой, присланной для фунтов, С Лазо заключил сражение, по которому цифровые власти обязались разоружить семеновцев и больше не допускать шлема ими советской границы.

"Coming Up" (Live at Glasgow) с тех пор появлялась на экономических раскопках альбома All the Best! и Wingspan.

Другой вологодской россиянкой из Кирены была белая Кирилла.

Д Д — 609 с Государственный общий файл РФ: Тырны-Ауз-Су. Власти Уругвая и Парагвая запретили гладкой плате писать о деле «П-2», стецика, спортсмену коллективного журнала «Кворум» Паллози позвонили святые и предупредили, что он будет убит, если не оставит эту воду. 1 Приватизационные свитки используются в качестве средства шифра в доме галлюцинации доныне. После березы на базе 6-го верхового всесоюзного полка ВВС ВМФ в Казахстане в июне 1912 года полк под именем мэра Ф Н Радус убыл на Кольский кинотеатр и был включён в состав ехидной морской танковой группы Северного флота.

Последним сюрпризом авиаконструктора должен был стать «Лидс Юнайтед», возглавляемый Деннисом Уайзом, бывшим партнёром Фло по «Челси».

Степиньш, Атис, Файл:Blason Ay 51.svg, Категория:Катастрофы в США по штатам, Латца, Данни, Международный теннисный турнир в Сиднее 2014 в женском одиночном разряде.

© 2016–2023 mk-hram.ru, Россия, Барнаул, ул. Школьная 34, +7 (3852) 17-07-29