Трамвайная археология

Перейти к: навигация, поиск
Реликт трамвайных путей в Бенрате, Дюссельдорф, ФРГ

Трамвайная археология (нем. gleisarchäologie) — это область исследований, ориентированная на поиски ранее существовавших трамвайных линий, их обследование и документацию. Является частью индустриальной археологии[1]. В большинстве случаев трамвайной археологией занимаются любители трамвайной истории.

Предметы изучения

Методы исследований

Для восстановления истории ранее существовавших рельсовых трамвайных путей используются старые географические и топографические карты, архивные источники, включая материалы аэрофотосъёмки. Первичная обработка результатов приводит к составлению планов предполагаемых трамвайных линий, а затем производится рекогносцировка на местности пешком или на велосипедах. В обязательном порядке осуществляется фотосъёмка. При реконструкции проезжей части улиц и обнаружении остатков трамвайных путей приглашаются специалисты трамвайной археологии, которые частично раскапывают обнаруженные участки путей, документируют трамвайные реликты, а затем проводят камеральную обработку результатов и составляют технические отчёты, включая публикацию результатов исследований в специализированных журналах трамвайной тематики[2] или в приложениях Google Map[3].

Охрана

В некоторых случаях остатки трамвайных линий и депо становятся объектами охраны, как памятники индустриальной культуры, например, Музей электрического транспорта Санкт-Петербурга.

Районы исследований

Как правило, наиболее развитой сеть ранее существовавших трамвайных линий была связана с регионами индустриализации или крупными городами. В таких регионах до Второй мировой войны трамвайные пути связывали промышленные предприятия и шахты с рабочими кварталами. По многим линиям двигались не только пассажирские, но и грузовые вагоны, перевозя товары. Поэтому наиболее интенсивные поиски производятся в Рурском промышленном регионе ФРГ, на территории крупных городских агломераций, таких, как Берлин, Вена, Кёльн.

После войны в связи со значительными расходами на восстановление трамвайной инфраструктуры и жёсткой конкуренции со стороны пассажирского автомобильного транспорта большинство трамвайных линий были закрыты и разобраны.

Современное использование

В 90-е годы XX века в Европе начался период ренессанса рельсового городского транспорта, но многое было утрачено безвозвратно. В последние годы в Западной Европе, особенно в Германии и Австрии, полотна бывших трамвайных путей преобразовывают в велосипедные дорожки, предварительно исследовав с точки зрения трамвайной археологии. В этом случае на велодорожках устанавливают памятные стенды и реставрируют объекты бывшей трамвайной инфраструктуры.

Часть депо используются современными предприятиями или фирмами как производственые базы, а также приспосабливаются под жильё, что является модным трендом, когда сохраняется внешний вид построек депо и даже трамвайные колеи на территории этих жилых комплексов.

Примечания

  1. Промышленная археология в системе изучения и сохранения индустриального наследия
  2. Журнал «Трамвай» (нем.)
  3. Пример: исчезнувшие трамвайные линии в регионе города Золинген, Германия(нем.)

Ссылки

  • Tramtrack — сайт трамвайной археологии рурско-рейнского региона, Германия (нем.)
  • Tramtrack-Austria — cайт трамвайной археологии Австрии (нем.)
  • Трамвайная археология во Франкфурте-на-Одере (нем.)
  • Трамвайная археология

Трамвайная археология.

© 2016–2023 mk-hram.ru, Россия, Барнаул, ул. Школьная 34, +7 (3852) 17-07-29