(O)
|
||
---|---|---|
Терминал D | ||
IATA: SVO — ICAO: УУЕЕ (UUEE) | ||
Информация | ||
Страна | Россия | |
Регион | Московская область | |
Тип | гражданский | |
Эксплуатант | ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» | |
Местонахождение | Московская область, Химки
|
|
Хаб для | ||
Высота над уровнем моря | 192 м | |
Координаты | 55°58′21″ с. ш. 037°24′52″ в. д. / 55.9726417° с. ш. 37.4145889° в. д. (O)
|
|
Местное время | UTC +3 | |
Время работы | круглосуточно | |
Веб-сайт | ||
Взлётно-посадочные полосы (ВПП) | ||
Номер | Размеры | Покрытие |
07R/25L | 3700х60 | цементобетон |
07L/25R | 3550x60 | цементобетон |
Статистика (2014) | ||
Пассажиро- поток (чел/год) |
▲ 31,568,000 | |
Источники: Статистика[1], Полосы[2][3] |
Международный аэропорт Шереме́тьево (IATA: SVO, ICAO: UUEE) — международный аэропорт, один из трёх основных аэропортов Москвы и Московской области, второй в России по объёму пассажиропотока (после Домодедово), также входит в двадцатку крупнейших аэропортов Европы. Официальное название — «Москва (Шереметьево)»[4]. Название главного оператора аэропорта — ОАО «Международный аэропорт Шереметьево».
Расположен к северо-западу от Москвы, на территории городского округа Химки Московской области[5][6], между городами Химки и Лобня. Расстояние от МКАД по Ленинградскому шоссе до терминалов А, B, C — 13 км, до Терминалов D, E и F — 9 км.
Шереметьево — порт приписки национальной авиакомпании Аэрофлот.
Аэропорт Шереметьево включает шесть пассажирских терминалов: А (терминал бизнес-авиации), B (ранее Шереметьево-1), С, D, E, F (ранее Шереметьево-2) и грузовой терминал.
Компания-эксплуатант терминалов B, C, D, E и F — ОАО «Международный аэропорт Шереметьево». Терминал А принадлежит дочернему предприятию аэропорта Шереметьево — компании «Авиа Групп». Состав акционеров данной компании: 83,04 % принадлежит государству, миноритарные пакеты у Аэрофлота, Внешэкономбанка и банка ВТБ[7].
Генеральный директор ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» (с 12 мая 2005 года) — Михаил Василенко[8][9][10].
Изначально аэродром был построен как главный аэродром Военно-воздушных сил Советской армии. 1 сентября 1953 года вышло Постановление Совета Министров СССР о строительстве Центрального аэродрома ВВС в районе населенного пункта Чашниково.
Аэродром получил первоначальное название «Шереметьевский» по двум расположенным неподалеку объектам — жилому посёлку Шереметьевский и одноименной станции Савёловской железной дороги.
1957 год — введены в строй взлётно-посадочная полоса, магистральная и соединительные рулежные дорожки, три перрона с местами для стоянки самолетов, здания Центрального пункта управления.
В 1959 году аэродром передан от Министерства обороны СССР в гражданскую авиацию. Официальной датой открытия Международного аэропорта Шереметьево считается 11 августа 1959 года. В этот день службы предприятия впервые обслужили лайнер Ту-104, доставивший пассажиров из Ленинграда.
Инициатором создания международного аэропорта был тогдашний глава советского государства Н.С. Хрущев. По свидетельствам современников, он настолько был поражен размахом аэропорта Хитроу в Лондоне, где пребывал с государственным визитом, что прилетев обратно в СССР и выйдя из самолёта на вновь построенном Шереметьевском военном аэродроме, оглядел пустырь и сказал: «Пора бы и у нас построить такой аэропорт»[11]. Его слова были восприняты как руководство к действию, и постановлением правительства страны 31 июля 1959 года на базе бывшего военного аэродрома Шереметьевский был организован аэропорт Шереметьево, а уже 11 августа того же года лайнер Ту-104, вылетевший из Ленинграда, приземлился на Шереметьевском аэродроме, где аэропортовыми службами был впервые выполнен комплекс коммерческого и технического обслуживания. Первым аэровокзалом Шереметьева стало небольшое здание Центрального пункта управления, располагающееся рядом с нынешним Терминалом B (Шереметьево-1).
1 июня 1960 года выполнен первый международный рейс по маршруту Москва (Шереметьево) — Шёнефельд на самолёте Ил-18 Внуковского авиаотряда. Располагая самолётами Ту-104, Ил-14 и Ил-18, Аэрофлот выполнял из Шереметьева рейсы в 23 зарубежных государства. За первый год работы аэропорт обслужил 50 тыс. пассажиров и 3 тыс. тонн почты и грузов.
С 1961 года из Шереметьева выполнялись специальные, чартерные и регулярные рейсы на Кубу, в США, в Канаду, Мексику, Аргентину и Австралию.
11 февраля 1964 г. был издан приказ начальника Главного управления Гражданского воздушного флота «Об организации Транспортного управления международных воздушных линий Гражданского воздушного флота», в состав которого вошли московский аэропорт Шереметьево и международная авиагруппа Московского управления транспортной авиации с местом базирования в Шереметьеве[12].
3 сентября 1964 года аэровокзальный комплекс Шереметьево-1 принял первых пассажиров[12]. Здание аэровокзала было построено в передовом по меркам конца 50-х архитектурном стиле и по своей оригинальности стало в своё время лучшим из отечественных сооружений подобного типа. Архитектурной доминантой явилось посадочное здание, которое в народе получило название «рюмка» и ставшее изюминкой в облике Международного аэропорта Шереметьево на долгие годы. Над проектом терминала работала команда архитекторов под руководством Г.Елькина и Ю.Крюкова.
К 1970 году аэропорт Шереметьево являлся самым крупным в СССР.
20 ноября 1967 года состоялся первый рейс из аэропорта Шереметьево в Нью-Йорк.
1972—1974 — строительство новой взлетно-посадочной полосы (ВПП-2)[12].
В преддверии проведения Московской Олимпиады, 17 ноября 1977 года был заложен первый камень в основание нового аэровокзала Шереметьево-2[12], расположенного на месте старого терминала международных авиалиний.
6 мая 1980 года состоялось торжественное открытие аэровокзала Шереметьево-2[12].
В 1980 году за месяц проведения олимпийских игр аэропорт Шереметьево обслужил более 460 тыс. иностранных пассажиров.
В 1985 году аэропорт Шереметьево обслужил 3,5 млн пассажиров. Регулярные полёты в зарубежные страны выполнялись по 172 маршрутам в 122 пункта 97 стран мира. В этом же году был введен в эксплуатацию международный грузовой аэровокзал с пропускной способностью до 150 тыс. тонн различных грузов.
11 ноября 1991 года — Международный аэропорт Шереметьево получил юридический статус госпредприятия[12]. 1997 год — завершена реконструкция ВПП-1. Новая взлетно-посадочная полоса легла на старое бетонное покрытие.
В первой половине 2000-х годов в Шереметьеве начали ощущаться проблемы, связанные с нехваткой пропускной способности из-за повышения стандартов безопасности и очень неудобными средствами сообщения аэропорта с Москвой. Эти проблемы призвано было решить строительством двух новых терминалов и железнодорожного сообщения до Савёловского вокзала (действовало с 2008 по 2010 год) и Белорусского вокзала (действует с 2009 года).
В марте 2007 года открылся новый международный Терминал С с четырёхуровневым паркингом на 2500 машиномест. 12 марта 2007 года Терминал С обслужил первый рейс по маршруту Вильнюс — Москва (Шереметьево) — Вильнюс.
К осени 2007 года в Международный аэропорт Шереметьево на регулярной основе совершают полёты более 70 авиакомпаний. Через шереметьевские терминалы проходят более 15 млн пассажиров в год. Это пятая часть общего количества пассажиров, отправленных из аэропортов Российской Федерации.
5 марта 2008 года — открыта после двухлетней реконструкции вторая взлетно-посадочная полоса (ВПП-2). Ее длина составляет 3700 м, ширина — 60 м. ВПП-2 способна принять все типы воздушных судов, включая широкофюзеляжные самолеты Airbus A380, Boeing 787 Dreamliner.
В 2009 году завершилась модернизация Терминала F (ранее Шереметьево-2) — была полностью перестроена стерильная зона, убраны перегородки, максимально открыто пространство и оптимизирована зона Duty Free.
28 августа 2009 года — открыто регулярное железнодорожное сообщение между Белорусским вокзалом города Москвы и аэропортом.
15 ноября 2009 года введен в эксплуатацию Терминал D, обслуживающий рейсы авиакомпании Аэрофлот и её партнеров по альянсу Sky Team[12].
В 2010 году в аэропорту Шереметьево был открыт международный Терминал Е. Новый терминал объединяет Терминалы D, F и железнодорожную станцию Аэроэкспресс в единый Южный терминальный комплекс.
В 2011 году Шереметьево открыл Центр управления аэропортом для координирования действий всех подразделений аэропорта[13].
Зимой 2012 года открыт Терминал А, обслуживающий клиентов деловой авиации. Терминал принадлежит дочернему предприятию аэропорта Шереметьево — компании «Авиа Групп».
Внешние изображения | |
---|---|
Схема аэропорта Шереметьево |
15 февраля 2013 года принят в эксплуатацию новый командно-диспетчерский пункт аэропорта. Высота здания составляет 56 метров, общая площадь 3 тысячи квадратных метров, стоимость постройки и оборудования составила 744 миллиона рублей[14].
12 марта 2013 удостоен звания «Лучший аэропорт Европы по качеству обслуживания пассажиров»[15].
Система менеджмента качества аэропорта сертифицирована по стандарту ISO 9001:2008[16].
Аэродром Шереметьево — первого класса, способен принять все типы воздушных судов как отечественного, так и иностранного производства. В 2002 году аэропорту присвоена III А категория ИКАО, позволяющая обеспечивать посадки воздушных судов при вертикальной видимости не менее 15 метров и при дальности видимости на взлётно-посадочной полосе не менее 200 метров. Взлёт выполняется при дальности видимости на взлётно-посадочной полосе не менее 200 метров, без ограничений по вертикальной видимости.
Аэропорт располагает двумя параллельными ВПП: 07R/25L и 07L/25R (длиной 3700 и 3550 м) с цементобетонным и железобетонным покрытием. Однако недостаточное расстояние между ВПП (280 метров) не позволяет использовать их как две полностью независимые ВПП[17][18]. Поэтому взлёт и посадка с (на) двух полос осуществляется с теми же интервалами безопасности, что и с одной ВПП. В связи с этим существует проект строительства 3-ей ВПП[19] длиной 3200 метров (ВПП-3), которая будет располагаться к северу от терминалов A и B. С такой длиной она сможет принимать все типы, однако для взлета сверхтяжелых самолетов (В-747, В-777, MD11, Ан-124 и А-380) будет действовать ограничение на взлетный вес[20]. Полоса ВПП-3 должна увеличить пропускную способность аэропорта вдвое.
Однако следует отметить, что ограничения связаны в том числе и с авиационными правилами России и ИКАО[21]. В мире существуют аэропорты и с меньшим расстоянием между ВПП, успешно практикующие параллельную работу обеих полос. К примеру аэропорт Сан-Франциско, который располагает двумя парами ВПП с расстоянием между ними 230 метров[22][23]. В аэропорту Сиэтла при аналогичной Шереметьеву конфигурации двух полос (до введения в 2008 году в строй третьей полосы) обеспечивались операции до 84 ВС в час, тогда как в Шереметьево в 2010 году обеспечивалось лишь 38 в час.[24]
В 2011 году Шереметьево открыл Центр управления аэропортом.[13] Центр управления аэропортом — это стратегический проект, позволяющий управлять бизнес-процессами, оперативно координировать совместную работу всех участников процессов обслуживания воздушных судов), пассажиров и багажа, а также отслеживать и анализировать обстановку на территории Шереметьева в режиме реального времени.
В аэропорту Шереметьево функционирует трёхуровневая система автоматического досмотра багажа, в которой используются интроскопы MVT-HR и многофункциональный томограф Examiner (3DX 6500). Для досмотра пассажиров используются портальные сканеры ProVision-100 и SafeScout 100 миллиметрового диапазона[25].
В целях профилактики авиационных происшествий и предупреждения актов незаконного вмешательства в Шереметьеве также действуют такие системы безопасности, как:
В аэропорту Шереметьево действует стандарт обслуживания пассажиров 20/12, согласно которому первое место багажа выдается пассажирам уже через 12 мин после постановки самолета на стоянку (под телетрапом), последнее — через 20 мин.
По состоянию на март 2015 года в Шереметьево действует пять пассажирских терминалов: Терминал A (SVO-A), (Терминал B (SVO-В) прекратил работу и готовится к сносу), Терминал C (SVO-С), Терминал D (SVO-D), Терминал E (SVO-E) и Терминал F (SVO-F).
Работает грузовой авиационный комплекс «Шереметьево-Карго», предприятие по наземному обслуживанию авиационных грузов и почты «Аэропорт Москва», оператор грузового комплекса «Руспорт» и др.
Расположен в северной части аэропорта, к востоку от Терминала B. Предназначен для обслуживания пассажиров деловой авиации. Введён в эксплуатацию в 2012 году.
22 удалённые стоянки «Западного сектора» Терминала В используются для обслуживания воздушных судов деловой авиации Терминала А.
Находится в северной части аэропорта, рядом с Терминалом C. Введен в эксплуатацию в 1964 году. До декабря 2009 года назывался Шереметьево-1. Делится на 2 здания: зал прилёта, зал вылета. Рядом с Терминалом В находится «рюмка» — посадочный павильон, который получил своё название из-за своих архитектурных особенностей. Над проектом терминала работала команда архитекторов под руководством Г.Елькина и Ю.Крюкова[26].
В Терминале В — 86 удалённых стоянок, из них 8 мест стоянок используется для технического обслуживания воздушных судов Аэрофлота, 22 стоянки «Западного сектора» Терминала В используются для обслуживания воздушных судов бизнес-авиации, 5 мест «Восточного сектора» Терминала В используются для обслуживания грузовых рейсов.
К настоящему времени терминал B морально устарел и для пассажирских перевозок практически не используется.
С 11 июня по 4 августа 2014 использовался для обслуживания пассажиров бюджетной авиакомпании «Добролёт».
В октябре 2014 года было принято решение о начале сноса терминала 1 (B), с началом работ в марте 2015 года. К 2017 году на месте терминала В планируется возвести новый терминал пропускной способностью в 15 млн. человек в год[27].
12 марта 2007 года — открыт новый Терминал С международного класса. Расположен в северной части аэропорта, рядом с терминалом B. Обслуживает в основном чартерные рейсы. Установлены 30 стоек регистрации, 36 кабин паспортного контроля, трёхуровневая автоматическая система досмотра багажа, автоматическая система сортировки багажа. Шесть стоянок терминала оснащено телескопическими трапами. Терминал С связан пешеходной галереей с многоярусной автомобильной парковкой на 1000 мест.
Осенью 2008 года в здании Терминала C (3 этаж) открылась православная часовня Архистратига Михаила и прочих сил бесплотных.
Аэрофлот пытался реализовать проект нового терминала под пилотным названием Шереметьево-3 начиная с января 2001 года. Строительство нового терминала начато в 2005 году, ввод в эксплуатацию комплекса состоялся 15 ноября 2009 года. Строительство собственного терминала для Аэрофлота было одним из условий вступления авиаперевозчика в SkyTeam Alliance. Подрядчик строительства — турецкая компания Enka, оператор строительства — ОАО «Терминал»[28].
15 ноября 2009 года в 9:15 утра первый рейс из Терминала D (новое официальное название проекта) торжественно отправился в Сочи. До апреля 2012 года Терминалом D, в отличие от других терминалов, управляла отдельная структура — ОАО «Терминал», контролировавшаяся ОАО «Аэрофлот»[29].
Весной 2012 года ОАО «Терминал» было присоединено к ОАО «Международный аэропорт Шереметьево», в число акционеров которого вошли Аэрофлот, Внешэкономбанк и ВТБ[7].
В основу архитектурно-художественного образа Терминала D положен облик гигантского лебедя с распростертыми крыльями, как будто заботливо защищающими пассажиров и символизирующего богатые культурные и авиационные традиции России.
В 2010 году в Шереметьево был открыт международный Терминал Е. Терминал объединяет Терминалы D, F и железнодорожную станцию Аэроэкспресс в единый Южный терминальный комплекс. Терминалы соединены между собой пешеходными галереями с траволаторами, что позволяет пассажирам беспрепятственно передвигаться по всему Южному терминальному комплексу.
В декабре 2010 года открыта часовня Николая Чудотворца в Терминале E (2 этаж, при выходе из ж/д терминала Аэроэкспресс).
Введён в эксплуатацию весной 6 мая 1980 года. Терминал включил в себя пассажирский аэровокзал с телетрапами, привокзальную площадь, гостиницу, перрон с техническим обслуживанием и ряд производственных зданий. Терминал был рассчитан на обслуживание 6 млн пассажиров в год.
Расположен в Южном секторе аэропорта, рядом с Терминалами D, E и железнодорожным терминалом. Здесь имеется пятнадцать стоянок, оборудованных телескопическими трапами.
В 2003 году в левом крыле Терминала F Международного аэропорта Шереметьево был открыт Зал официальных лиц и делегаций. Также к услугам пассажиров предлагается 2 вип-зала, расположенных на втором и третьем этажах аэровокзала.
В 2009 году завершилась модернизация Терминала F (ранее Шереметьево-2). Для удобства пребывания пассажиров была полностью перестроена стерильная зона, убраны перегородки, максимально открыто пространство и оптимизирована зона Duty Free.
25 декабря 2009 года — терминал аэропорта Шереметьево-2, открытый к московской Олимпиаде в 1980 году, стал официально именоваться Терминалом F в соответствии с международной буквенной системой обозначения. Такое решение было принято в целях упорядочения идентификации терминалов с учетом ввода новых аэровокзальных комплексов.
ООО «Руспорт» — оператор грузового комплекса на территории аэропорта Шереметьево. Совместное предприятие ОАО «Международный аэропорт Шереметьево», холдинговой компании «Интеррос», группы компаний «Кратос» и авиакомпании AirBridgeCargo.
Выполняет полный комплекс услуг по обработке грузов (в том числе и опасных): прием груза и почты от грузоотправителей, складскую обработку, коммерческое обслуживание воздушных судов, выдачу грузов и почты грузополучателям, информационное обеспечение воздушных перевозок груза и почты.
Маршрутная сеть аэропорта Шереметьево составляет более 200 направлений. Пропускная способность аэропорта Шереметьево составляет около 35 млн пассажиров в год (3500 пассажиров в час). На страны дальнего зарубежья (по состоянию на август 2008 года) приходится около половины всех рейсов, на страны СНГ — 6 %.
Около 70 % всех рейсов выполняет Аэрофлот и его дочерние предприятия Донавиа и Нордавиа, на их долю приходится более 80 % внутрироссийских и две трети международных рейсов. Остальные компании представлены крупными национальными авиаперевозчиками, обслуживающими одно или несколько международных направлений, а также некоторыми российскими авиакомпаниями.
В Шереметьево регистрация билетов и оформление багажа пассажиров международных рейсов начинается за 2 часа 30 минут до вылета рейса, на все рейсы «Аэрофлот» за 24 часа, и заканчивается за 40 минут до вылета рейса по расписанию. Посадка на рейс заканчивается за 10 минут до вылета рейса.
На март 2015 года международный аэропорт Шереметьево обслуживает рейсы следующих авиакомпаний[30]:
Авиакомпания | Пункты назначения |
---|---|
AirBridgeCargo | Амстердам, Атырау, Гонконг, Лейпциг/Галле, Милан (Мальпенса), Париж (Шарль-де-Голь), Пекин (Столичный), Сарагоса, Сеул (Инчхон), Синьчжэн, Токио (Нарита), Франкфурт-на-Майне, Франкфурт-Хан, Чэнду, Шанхай (Пудун) |
Korean Air Cargo | Сеул (Инчхон), Франкфурт-на-Майне |
Lufthansa Cargo | Сеул (Инчхон), Токио (Нарита), Франкфурт-на-Майне |
TNT Airways | Льеж |
Полёт | Гонконг, Лахор |
В аэропорту и в непосредственной близости от него работают несколько отелей, в том числе: «Новотель Шереметьево», «Мидленд Шереметьево», «Парк Инн от Рэдиссон Шереметьево Аэропорт, Москва», капсульный отель «Воздушный экспресс», «Профилакторий», «Кора-вип», «Атланта Шереметьево», «Аэро Плаза» (в районе Терминала С), «MONA».
Во всех терминалах аэровокзала работают комнаты матери и ребенка, где для пассажиров с детьми есть игровая и спальная зоны, а также кухня и пеленальные столы.
В аэропорту обеспечивается персональная помощь пассажирам с ограниченными возможностями здоровья, организованы специальные парковочные места, информационные стойки и стойки регистрации, круглосуточно работают медпункты, в случае необходимости предоставляются амбулифты для доставки пассажира на борт воздушного судна. В «чистой зоне» Терминала Е работает бесплатный зал отдыха «Сириус» для пассажиров с ограниченными возможностями здоровья. Сотрудники аэропорта провожают пассажира, прошедшего регистрацию, до зала и, в дальнейшем, до выхода на посадку.
В Терминале F (5 этаж) открыт для посещения Музей истории аэропорта Шереметьево. Площадь музея — 500 кв. м.[35]
Транспортное сообщение с Москвой осуществляется следующим образом[36]:
От | До | ---> | <--- |
Белорусский вокзал | Терминалы D, E, F | электропоезда «Аэроэкспресс» | |
Станция Лобня Савёловского направления | Терминалы B, C | Автобусы 21, 38, 48 расписание (интервал: с багажом 10 мин, маршрутки — чаще) | |
Платформа Планерная Ленинградского направления | Терминалы B, C, D, F | Автобусы 817 (*->F->D->B->C), 851 (*->C->B->F->D) | Автобусы 817 (F->D->B->C->*), 851 (C->B->F->D->*) |
Станция метро Речной Вокзал | Терминалы B, C, D, F | Автобусы 851, 851Э (*->C->B->F->D) | Автобусы 851, 851Э (C->B->F->D->*) |
Станция метро Планерная | Терминалы B, C, D, F | 817 (*->F->D->B->C) | 817 (F->D->B->C->*) |
В ночное время работает маршрут автобуса Н1 Аэропорт Шереметьево — Озёрная улица, проходящий с севера на юг Москвы через центр.
10 июня 2008 года было начато прямое пассажирское сообщение поездов «Аэроэкспресс» между Савёловским вокзалом Москвы и аэропортом Шереметьево. Были специально построено ответвление от основной линии Савёловского направления и железнодорожная станция Аэропорт Шереметьево в аэропорту, находящаяся в южном комплексе около терминала Е. Строительство железнодорожной линии обошлось в 4,2 млрд руб., железнодорожного терминала — примерно в 125 млн $. Для обслуживания линии у «Трансмашхолдинга» было закуплено четыре новых электропоезда стоимостью 250 млн руб. каждый[37]. Интервал движения поездов составил преимущественно 30 минут, время в пути — 35 минут. При вылете в терминале на Савёловском вокзале можно было пройти регистрацию и оформить багаж для последующей его транспортировки в Шереметьево.
28 августа 2009 года маршрут был продлён до Белорусского вокзала столицы[38][39]. С 30 мая 2010 года остановка поездов «Аэроэкспресс» на Савёловском вокзале была отменена.
Кроме того, планировалось строительство линии скоростной транспортной системы до терминала D от комплекса «Москва-Сити». По планам 2003 года, она будет использовать пути Ленинградской железной дороги и Малого кольца Московской железной дороги[40][41]
От станций метро Речной Вокзал и Планерная до аэропорта ходят автобусы (№ 851С экспресс, 817, 851) и маршрутные такси (№ 949, 948, 200М). От железнодорожной станции Лобня до терминалов B и C можно доехать на автобусе или маршрутном такси № 21. Конечная остановка этого маршрута находится на расстоянии около 200 м от входа в зону вылета терминала B, и около 400 м от входа в терминал C. На этой остановке останавливаются также маршруты № 38 (ст. Долгопрудная — ст. Лобня), № 41 (ст. Химки — ст. Лобня, 4 раза в день), № 48 (ст. Лобня — Дубровки). До терминала F можно добраться на автобусах маршрутов № 41 (ст. Химки — ст. Лобня, 4 раза в день), № 43 (ст. Химки — Ивакино, 6 раз в день. От терминала С до терминала F можно доехать автобусом № 851 и № 851С, а также на маршрутном такси № 20.
В ночное время (1:00 — 5:30) работает только маршрут автобуса Н1 Аэропорт Шереметьево — Озёрная улица, проходящий с севера на юг Москвы через центр. Интервал движения — 30 минут.
Подъехать к аэропорту на автомобиле можно либо от Ленинградского шоссе по Международному или Шереметьевскому шоссе, либо от Дмитровского шоссе. В декабре 2014 года был открыт участок новой скоростной трассы Москва - Санкт-Петербург, прошедший в непосредственной близости от Шереметьево. Вокруг аэропорта оборудовано более 10 платных парковок. Цены на парковку варьируются от 150 до 1200 рублей в сутки в зависимости от расположения. В 2 км. от аэропорта расположена парковка сети Park & Fly.
Так как терминалы B и С находятся в северной части аэропорта, а пункт прибытия поездов «Аэроэкспресс» и терминалы D, E и F находятся в южной, то возникает необходимость добраться от одного терминала до другого. Это можно сделать на бесплатном автобусе, который курсирует по внутренней дороге из терминала Е до терминала В (и наоборот), при наличии распечатки билета. Терминалы D, E, F и железнодорожная станция «Терминал Шереметьево» объединены в единый комплекс.
При вылете из терминалов B или C можно воспользоваться региональным экспрессом или обычным электропоездом до станции Лобня, далее часто курсирующим автобусом 21, не выезжающим на пробочное кольцо. Время в пути по расписанию 14 минут, с учётом ожидания автобуса не превышает 40 минут.
С середины 1990-х годов до 2011 года территориальная принадлежность аэропорта оспаривалась властями Москвы[42]. При этом аэропорт формально всегда оставался в составе Московской области, поскольку в советский период г. Москве аэропорт официально не передавался[43], а в постсоветский период соглашений об изменении границ не подписывалось вплоть до 2011 года.
Согласно закону «О территориальном делении Москвы» с 1995 года территория аэропорта Шереметьево входила в состав Молжаниновского района Москвы[44], а согласно законам Московской области — городского округа Химки[45].
По соглашению о границе между субъектами федерации, принятому в сентябре 2011 года, территория аэропорта Шереметьево признана принадлежащей Московской области[5].
год | 1990 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 |
Пассажиропоток млн пасс. | 11[46] | 15,066[47] | 14,764[48] | 19,330[49] | 22,555[50] | 26,188[51] | 29,256 | 31,561[52] |
Пассажиропоток Шереметьева в 2009 году составил 14,76 млн человек (в 2008 году — 15,21 млн)[53][54][55].
В 2008 году выручка ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» составила 7,217 млрд руб. (без учёта дочерних компаний), что на 15 % превышает аналогичный показатель 2007 года. Чистая прибыль — 561 млн рублей. Операционная прибыль — 1,603 млрд (рост на 21 %). Выручка от авиационной коммерческой деятельности за 2008 — 4,663 млрд руб. (выросла на 6 %). За 2008 год выручка от неавиационной коммерческой деятельности — 2,554 млрд руб. (рост 37 %).[56]
В 2011 году по данным исследовательской программы Международного совета аэропортов (ACI World) по качеству услуг в аэропорту (ASQ — Airport Service Quality) по итогам 2011 года вошел в десятку лучших европейских хабов, а по результатам IV квартала 2011 года аэропорт занимал 4 место по качеству обслуживания пассажиров в Европе.
В 2012 году Международный аэропорт Шереметьево стал лауреатом 13-й ежегодной бизнес-премии «Компания года» в номинации «Транспорт, логистика» по версии российского делового журнала «Компания»[57].
Список составлен по данным Aviation Safety Network:[58]
Аэропорт «Шереметьево» в Викиновостях? |
Московский авиационный узел | ||
---|---|---|
Москва | ||
Московская область |
|
|
Недействующие |
Шереметьево.