Command & Conquer: Tiberian Dawn | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
|||||||||||||
Разработчик | |||||||||||||
Издатель |
Virgin Interactive |
||||||||||||
Язык интерфейса |
Первоначальный релиз: Неофициальные переводы: британский английский, испанский, польский, бразильский португальский, русский |
||||||||||||
|
|||||||||||||
Часть серии | |||||||||||||
Дата выпуска | |||||||||||||
Лицензия |
Freeware (с 31 августа 2007 года)
|
||||||||||||
Версия |
1.04 (Windows) 1.72 (Mac OS) |
||||||||||||
Жанр | |||||||||||||
Возрастной рейтинг |
|||||||||||||
Носители | |||||||||||||
Платформы | |||||||||||||
Режим игры | |||||||||||||
Управление |
Command & Conquer (c англ. — «командуй и завоёвывай», сокращается до C&C; также известна под подзаголовком Tiberian Dawn (в переводе с англ. Рассвет тиберия)[K 1]) — компьютерная игра в жанре стратегии в реальном времени, выпущенная компанией Westwood Studios и впервые изданная компанией Virgin Interactive в 1995 году; первая игра в одноимённой серии и первая игра в сюжетной тибериевой подсерии.
Действие игры разворачивается в альтернативной временной реальности, условно современной нашей, в которой по всему миру идёт война между двумя глобальными группировками — международными войсками ООН, объединёнными в Глобальную Оборонную Инициативу, и военно-религиозным Братством Нод во главе с его харизматичным лидером Кейном, борющимися за обладание инопланетной субстанцией тиберием, медленно распространяющимся по всей планете .
Первые идеи касательно Command & Conquer были заложены во время разработки предыдущей игры компании Dune II, пополняясь концептами, представленными в последней. Под впечатлением от событий, происходивших на тот момент в мире (война в Персидском заливе, югославские войны), разработчиками был создан соответствующий сеттинг . Особой чертой игры стали видеоролики, сопровождающие прохождение игровых кампаний и снятые с участием живых актёров, в числе которых обрёл славу срежиссировавший их Джозеф Кукан, сыгравший роль лидера Братства Нод Кейна .
После выхода игра получила огромный коммерческий успех, подкреплённый положительными отзывами критиков игровых изданий2007 году компания Electronic Arts, нынешний владелец прав на серию, в честь 12-летия со дня выхода игры, выпустила её для бесплатной загрузки[3]. По мнению многих изданий игровой направленности, Command & Conquer наряду с другими входит в число игр, оказавших наибольшее влияние на развитие жанра стратегий в реальном времени .
. При выходе игра продалась в количестве 3 миллионов копий. ВCommand & Conquer является стратегией в реальной времени, в которой игровой процесс строится по принципу «собирать (ресурсы)-построить (базу)-завоевать», введённом Westwood Studios в своей предыдущей игре Dune II и позднее использованном компанией Blizzard Entertainment при создании первой Warcraft[4], но в отличие от вышеупомянутых игр, в Command & Conquer различия между игровыми сторонами (фракциями) проявлены в гораздо большей степени[4]. Согласно означенному принципу, игроку требуется собирать ресурсы (конкретно в игре — тиберий), необходимые для строительства и расширения базы и подготовке боевых единиц (юнитов) для защиты базы и разгрома вражеских сил[5]. Игроку предлагается выступить на стороне одной из двух фракций — GDI либо Нод.
Как и в Dune II, игровой процесс в Command & Conquer требует от игрока в первую очередь построить базу и затем собрать ресурсы, которые потом используются для расширения базы и производства различных типов юнитов. Строительство осуществляется из соответствующего специального сооружения — сборочного цеха (англ. Construction Yard, вариант сборочный двор): сначала идёт подготовка «заказанного» здания в сборочном цеху, которая может занимать определённый промежуток времени в зависимости от выбранной постройки, после чего «готовая» постройка размещается в пространстве вблизи уже имеющихся.
Единственным источником денег (кредитов) в игре является тиберий, собираемый с соответствующих полей специальной техникой – харвестерами и доставляемый для последующей разгрузки и переработки в соответствущие постройки - обогатители, имеющие ограничение на количество вмещаемого тиберия, вследствие чего игроку для расширения лимита требуется построить вспомогательные сооружения — хранилища[5][6].
Другим важным ресурсом в игре является электроэнергия, производимая только энергостанциями; все прочие сооружения требуют при строительстве определённое количество электроэнергии; при превышении максимально имеющегося количества некоторые сооружения (в частности — оборонные сооружения и радар) перестают работать либо работают очень медленно; также, количество поставляемой электроэнергии может понижаться по мере повреждённости энергостанции.
Различные сооружения и юниты, производимые игроком, в совокупности образуют технологическое древо, в котором доступ к технологически более совершенным, а соответственно, более дорогим сооружениям и юнитам[5][7] осуществляется после строительства требуемых для этого сооружений. В случае, если такие сооружения будут уничтожены, доступ к полученным технологиям может быть заблокирован.
База может быть защищена различными сооружениями, в число которых входят как заградительные укрепления (мешки с песком, сетки Рабица и бетонные стены), так и активные оборонительные сооружения, такие как сторожевые башни у GDI (пулемётные либо ракетные), орудийные башни, установки ПВО и знаменитый Обелиск света у Нод.
В Command & Conquer все типы юнитов подразделены на три типа: пехоту, боевую технику и авиацию. Примерно в игре присутствует 50 видов боевых единиц и сооружений, некоторые из которых являются общими для обеих сторон[8][9][10]. Хотя технологически обе фракции являются практически эквивалентными, каждая из них предпочитает определённую стратегию.
Силы GDI специализурются на крупномасштабных операциях, их юниты более прочные и мощные, чем имеющиеся у Братства, но при этом их строительство обходится более дорого по количеству как затрачиваемых ресурсов, так и по времени.[7]. Наземная техника этой фракции включает в себя средний танк (M1A1 «Абрамс») и тяжелый танк «Мамонт», способные в бою один на один превосходить всю имеющуюся технику Нод; бронетранспортёр (M113), используемый для транспорта и защиты пехоты; армейский вездеход HMMWV, благодаря своей скорости являющийся самым быстрым юнитом GDI, и пусковая установка M270 MLRS, используемая как в качестве артиллерии, так и в качестве ПВО. Силы GDI имеют также доступ к поддержке с моря и с воздуха. Воздушная поддержка ведётся с помощью СВВП «Косатка», оснащённых ракетами «воздух-земля» и весьма эффективных в бою, несмотря на ограниченный боезапас (для восполнения которого «Косатки» возвращаются на вертолётные площадки), либо с помощью штурмовика A-10 Thunderbolt II, вызываемого на поле боя в качестве спецспособности и сбрасывающего по указанной местности бомбы с напалмом; воздушный транспорт осуществляется с помощью вертолёта CH-47 Chinook. Военно-морская поддержка ведётся с канонерских лодок и транспортных кораблей на воздушной подушке, доставляющих на берег наземную технику и пехоту.
В противоположность GDI, силы Братства опираются на неконвенциональные тактики; соответственно, их юниты являются более дешевыми относительно стоимости и времени подготовки, и поэтому менее выносливыми, но при этом более мобильными[7]. Бронетехника Братства включает в себя легкий танк (БМП M2 Bradley с установленной 70-мм пушкой), огнемётный танк и стелс-танк «Колесо Иезекииля», оснащённый ПТРК BGM-71 TOW. В число прочей наземной техники Нод входят разведывательные мотоциклы и багги, САУ M110 и пусковая установка M270 MLRS с установленными баллистическими ракетами MGR-1 Honest John. Авиация Нод включает в себя боевой вертолёт AH-64 Apache, транспортный вертолёт CH-47 Chinook (аналогичен имеющимся у GDI) и транспортный самолёт C-17 Globemaster III, используемый для доставки наземной техники.
Как у GDI, так и у Нод, имеется в наличии спецоружие; у GDI им является орбитальное ионное орудие, стрельба которым осуществляется из улучшенного командного центра и наносящее точечный удар по указанной местности; у Нод же это ядерный удар, запускаемый из храма Нод, и наносящий огромный урон при атаке.
Одиночная игра в Command & Conquer включает две сюжетных кампании за обе стороны внутриигрового конфликта[7], каждая из которых подразделена на несколько миссий, сопровождаемых видеороликами, в которых представитель одной из фракций (генерал Шепард в кампании GDI, Сет и позднее Кейн в кампании Братства) разъясняет игроку цель задания[8]; выбор кампаний происходит в начале новой игры[K 2]. В большинстве миссий кампаний от игрока требуется разгромить либо захватить базу противника; в отдельных миссиях целью игрока является захват либо защита некоего значимого объекта[5]; некоторые миссии вносят разнообразие в традиционную схему игры, как миссии без базы либо миссии с дополнительными заданиями, при выполнении которых игрок получает доступ к дополнительным возможностям. Во время прохождения игроку может предлагаться выбор между выполнением одной из двух или трёх предложенных миссий.
Оригинальная версия игры для DOS включала в себя режим многопользовательской игры до 4-х человек, что было редкостью в то время[11]; режим многопользовательской игры через Интернет был добавлен в Gold Edition. Тем не менее, в связи с изменениями в библиотеках IPX на Windows 2000 и Windows XP, сетевая игра стала невозможной, кроме как через параллельный или последовательный порт.
По сюжету игры, в 1995 году на Землю в районе реки Тибр в Италии[12] падает метеорит, который становится источником распространения внеземной субстанции, получившей название тиберий (англ. Tiberium, вариант тибериум). Исследования выявляют, что инопланетный минерал обладает очень сильным энергопотенциалом и представляет большую ценность для экономики мира[13]. Однако позднее оказывается, что тиберий также вызывает мутации и уничтожает биосферу планеты[14]. Вскоре древнее тайное общество, называющее себя Братством Нод, проявило интерес к этой новой субстанции, начав вкладывать инвестиции в разработку средств добычи тиберия и его переработки, опережая соответствующие наработки научного сообщества[15]. В скором времени, Нод во главе с харизматичным предводителем, известным под именем Кейна[16], получило контроль над примерно половиной всех поставок[17] и с их помощью набирает огромную армию последователей по всему миру.
Вскоре по всему миру проходит серия террористических актов, увенчанная взрывом в вымышленном торговом центре в Вене (показанном в начале вступительного ролика)[18]. Ответственность за теракты была быстро возложена на Братство Нод[18], после чего Совет безопасности ООН пришёл к пониманию того, что Кейн и его организация начинают кампанию глобального терроризма, и организует международную военную коалицию, получившую название Глобальной Оборонной Инициативы[19]. В итоге конфликт двух сторон приобретает форму глобальной войны с терроризмом, впоследствии получившей название Первой тибериевой[20]. Действие игровых кампаний начинается вскоре после появления тиберия, хотя конкретные временные рамки не указаны в игре[K 3].
В игре есть две кампании за обе стороны тибериевого конфликта. Канонической считается кампания за GDI.
В ходе кампании за GDI главной целью игрока[K 4] является ликвидация европейских сил Нод. Под командованием генерала GDI Марка Джеймисона Шепарда игрок должен провести ряд операций: от простой высадки на побережье до актов спасения мирных жителей и учёных (в частности — доктора Игнатио Мёбиуса, работавшего над исследованиями тиберия), а также защиту штабов GDI. Миссии кампании проходят в странах центральной и восточной Европы.
Важным элементом сюжета кампании является международный скандал, вызванный через манипуляцию общественным мнением, в результате которой Братству через лояльного ему журналиста Грега Бардетта удалось убедить общественность в нападении и последующей резне, якобы устроенной войсками GDI в польском Белостоке. Как следствие, финансирование GDI было временно сокращено, и часть миссий игроку приходится проходить с ограниченными силами. В конце концов, игрок осаждает главную базу Братства — храм Нод в Сараеве и разрушает последний с помощью ионного орудия (как вариант — простым использованием сухопутных войск), уничтожив Кейна вместе с ним (как оказалось в следующей игре серии, ненадолго)[21].
В начале кампании Братства игрок в роли новобранца Братства выполняет задания под началом помощника Кейна Сета[22]. После попыток Сета склонить игрока к вторжению в США без согласия на это Кейна, последний убивает его и по дальнейшему действию кампании он поручает игроку задания напрямую[23]. Цель игрока — заставить GDI вывести свои силы из северной Африки с помощью как конвенционного, так и неконвенционного оружия. Окончательной целью является строительство храма Нод в Южной Африке и захват контроля над ионным орудием; как результат, весь африканский континент оказывается в подчинении Братства, планирующего добиться такого успеха и в Европе.[24] В завершение игроку предлагается из захваченного ионного орудия выстрелить по одному из четырех предложенных объектов: Белому дому, Бранденбургским воротам, Эйфелевой башне или зданию английского парламента[25]. Вне зависимости от выбранного здания, GDI окажется под ударом и потеряет поддержку в развитых странах, что будет на руку Кейну.
Westwood Studios начала разработку игры в начале 1993 года[11]; изначальные наработки касательно игры появились во время разработки Dune II[4]. Команда разработчиков стремилась построить свой новый проект на основании предыдущего[11], и по словам продюсера игры и сооснователя Westwood Бретта Сперри, Command & Conquer явилась конечным результатом желаний, нереализованных в Dune II[4]. После успеха последней, Сперри был уверен, что «пришло время создать совершенную RTS» на основе оригинальной интеллектуальной собственности. Позднее он говорил, что с самого начала решил избрать названием для игры Command & Conquer, поскольку по его мнению, это в наибольшей степени отражало суть игрового процесса[4].
Первоначальная концепция сеттинга игры была разработана Бреттом Сперри совместно с Айди Ларамур и Джозефом Бостиком. Как и в случае с Dune II, Command & Conquer на этапе разработки использовала фэнтезийный сеттинг, отличный от того, который игра получила ближе к выходу[11][26]. Значительное влияние на команду разработчиков оказал политический климат того времени (в частности — войны в Персидском заливе), что определило сеттинг современных войн в качестве основного. По словам Луиса Кастла:
Война была в новостях, и угроза терроризма была у всех на уме. Это оказало определённое влияние на вымышленный мир игры, хотя мы и воплотили его в параллельной вселенной, чтобы избежать отрезвляющих проблем реальной войны.
<...>Мы хотели сделать это современной войной для современного мира с современными политиками. Тогда же Бретт Сперри говорил, что считает, что следующие войны будут не столько между государствами, сколько между западным обществом и организацией анархистов без централизованного управления. <...>В какой-то степени это оказалось пророческим[11].Оригинальный текст (англ.)War was in the news and the threat of terrorism was on everyone's mind. That definitely had an effect on the fictional world of C&C, though a parallel universe was created to avoid dealing with the sobering issues of a real war.
<...>We wanted to make it a contemporary war for a contemporary world, with contemporary politics. At the time, Brett Sperry had said that it seemed to him that the next wars won't be fought nation-to-nation, but fought between Western society and a kind of anarchistic terror organization that doesn't have a centralized government. <...>It turned out to be very prophetic.
Разработчики стремились формировать у игрока ощущение того, что компьютер является своеобразной точкой доступа к полю боя, что особенно выразилось в программе установки игры, выполненной в форме взлома военной инфраструктуры[26].
В своих интервью Джозеф Кукан упоминал, что идея Братства Нод принадлежала в значительной степени Айди Ларамур, с которой Кукан обсуждал детали сюжета и библейские метафоры[27].
Обозреватель журнала Computer & Video Games Пол Мэллинсон пишет в своей ретроспективе, что продакшн игры был «быстрым, сфокусированным и весёлым». По словам Кастла, так как компания также работала над несколькими другими проектами, то разработка Command & Conquer не была «рабочей вечеринкой»; но по словам главного программиста Джозефа Бостика, это было «так весело, что было бы удивительным [для него] действительно получить зарплату». Участники предварительного тестирования отнеслись к игре с энтузиазмом, что побудило команду работать больше[11].
Идея тиберия, вдохновлённая фильмом 1957 года «Монстры-монолиты»[11], была предложена как замена спайсу из Dune II как ресурса для постройки и расширения базы. По словам Луиса Кастла, ввод тиберия решил «одну из фундаментальных проблем, имевшихся [у них] при создании RTS, суть которой заключалась в наличии центрального ресурса, за который все воюют. В „Дюне“ был спайс, и в этом был большой смысл, и это было также использовано, когда [они] пришли к идее тиберия. Это стало якорем для вселенной C&C, поскольку люди сражались за ограниченный ресурс, дававший власть и богатство»[26].
Важной чертой Command & Conquer, обусловившей в числе прочих успех игры, стали видеоролики в формате FMV, сопровождающие действие игровых кампаний и снятые с участием живых актёров, набранных из числа сотрудников Westwood, в большинстве своём (за исключением Джозефа Кукана) не являвшихся профессиональными актёрами. Важным фактором, оказавшим влияние на их введение в игру, стала популярность компакт-дисков, пришедшаяся на период разработки игры[26]. В то время, как в Phantasmagoria от Sierra и Star Wars: Rebel Assault от LucasArts геймплей использовался как сопровождение к видеороликам, в Command & Conquer разработчики использовали видеоролики как сопровождение к геймплею. Ввиду низкого бюджета, съемки проходили в весьма скромных условиях. По словам Кастла:
Мы принялись за это очень серьёзно. Вам надо будет сделать то же самое, если вы будете пытаться сделать свои собственные фильмы с бюджетом, какой был у нас! В запасных помещениях и складах, где вся наша команда снималась.<...>[Выражаю] комплименты Джо [Кукану] за то, что тому удалось взять группу людей, не имевших представления о том, как стоять перед камерой, и сделать из этого нечто удивительное!
<...>У нас не было иллюзий, что мы будем столь же хороши, как на телевидении или в кино. Мы не думали снимать нечто похожее на кэмп, просто у нас получилось так, потому что мы не были профессионалами в том, как снимать видео[26].Оригинальный текст (англ.)We took ourselves very seriously. You have to when you try to make your own movies with the budget that we had! In spare rooms, in warehouses... with all of our staff doing the acting.
Compliments to Joe for taking that ragtag group of people who had no business in front of a camera and making something reasonably good!<...> We had no illusions that we were as good as TV or film. We weren't settling for campy, we just happened to be campy because we weren't professional at making videos.
|
Первоначальный релиз игры для DOS состоялся 31 августа 1995 года[11][4]; игра в данной версии использовала разрешение экрана в формате VGA (320 на 200 пикселей). В 1997 году игра получила переиздание для ОС Windows 95, получившее название Command & Conquer Gold (смотри ниже)[4]; в том же году игра была портирована на Macintosh[28]. Релизы игры на PlayStation и Saturn последовали в 1996 и 1997 годах соответственно; релиз версии на Nintendo 64 состоялся в конце июня 1999 года[29].
В 1996 году Westwood выпустила дополнение к игре, получившее подзаголовок The Covert Operations (рус. Тайные операции). Оно включило в себя 15 миссий повышенной сложности (7 для GDI и восемь для Нод), десять новых мультиплеерных карт и семь дополнительных треков. В отличие от кампании оригинальной игры, миссии из дополнения возможно проходить в любое время и в любом порядке. Дополнение также включает в себя секретную кампанию из 5 миссий, заключающихся в борьбе с динозаврами[32].
В 1997 году был выпущен побочный проект под названием Command & Conquer: Sole Survivor, полностью сфокусированный на мультиплеер, предлагая игрокам управление одним из выбранных юнитов в режимах deathmatch и захвата флага[4].
Консольные версии игры также включают в себя наборы дополнительных миссий под названием The Special Operations (англ. Спецоперации); позднее миссии из этих наборов были портированы фан-сообществом на PC. Версии для PlayStation и Saturn включают одинаковый набор миссий, тогда как версия для Nintendo 64 содержит четыре миссии, отличных от имеющихся в версиях на PlayStation и Saturn.
В немецком издании игры из соображений цензуры вся пехота была заменена на киборгов и изменена часть видеороликов. Сам геймплей при этом не пострадал, но сюжет значительно изменился. Кровь в игре была заменена на мазут, а вместо предсмертных воплей, издаваемых пехотинцами при гибели, используются звуки небольших взрывов либо искорёженного металла (если юниты были раздавлены наземной техникой).
В сентябре 2008 года был выпущен неофициальный патч версии 1.06, введший поддержку игры на компьютерах с ОС Windows XP и выше. Патч включает в себя исправления ошибок, появившихся в игре после релиза игры в составе сборника The First Decade, и вводит в игру поддержку высоких разрешений и дополнительных языковых пакетов[33][34].
The Music of Command & Conquer | |
Альбом Фрэнка Клепаки | |
---|---|
Дата выпуска | |
Записан |
1995 |
Жанр | |
Длительность |
01:12:22 |
Страна | |
Лейбл | |
Как и к предыдущей игре компании Dune II, музыка к Command & Conquer была написана Фрэнком Клепаки[35]. Command & Conquer стала первой игрой в истории Westwood, в которой использовалась предварительно записанная музыка, тогда как в предшествующих играх музыка синтезировалась в формате MIDI[36]. Для записи композиций были использованы семплеры ASR-10, Roland S760 и синтезатор Roland JD-990[36]. Заметное влияние на Клепаки при написании композиций было оказано творчеством таких музыкантов, как Питер Гэбриэл из Genesis, Pink Floyd и Nine Inch Nails[36]. Клепаки отмечал, что писал композиции «порциями», для каждой из которых была задан определённый мотив. Некоторые композиции были написаны в стиле, близком к академической музыке («Prepare for Battle»), другие же были заточены на хип-хоп («C&C Thang») и метал («Deception»)[36]. Некоторые композиции вроде «Hold on», выполненной в стиле чиллаут, были убраны из игры, так как не соответствовали общему стилю музыки, которого придерживался Клепаки[36].
К выходу дополнения The Covert Operations Клепаки написал несколько эмбиентных композиций по соответствующему запросу разработчиков[36].
Официальный альбом, состоящий из 22 композиций, написанных для игры, был выпущен вскоре после выхода игры двухдисковым изданием под названием The Music of Command & Conquer. Саундтрек был включен в состав различных специальных изданий игры, включавших в себя треки из оригинальной игры и дополнения The Covert Operations. Хотя альбом никогда не выпускался для розничной продажи, Westwood продавала его по спецзаказу через свой сайт либо во внутриигровых каталогах[37]. Альбом распространялся в алюминиевой упаковке с официальным логотипом игры.
После выхода альбома появилось мнение, что многие композиции, включенные в альбом, являются обновлёнными версиями имеющихся в игре, получившими дополнительный вокал. В действительности, по словам Клепаки, композиции из альбома являются их первоначальными версиями, отредактированными для использования в игре из-за конфликта вокальных треков с голосовыми эффектами в игре[36][38].
Композиции из саундтрека могут быть прослушаны на официальном сайте Фрэнка Клепаки, наряду с вырезанными из игры, в большинстве также доступных на дисках DOS-версии и дополнений.
|
|
1 — представлены в саундтреке |
Рецензии | |
---|---|
Зарубежные издания | |
Издание | Оценка |
Allgame | [39] |
GameSpot | 9.3/10[40] |
IGN | 7.6 (N64)[29] 8 (PS)[41] |
PC Gamer US | 91%[5] |
Computer Games Magazine | [6] |
Entertainment Weekly | A-[42] |
Computer Gaming World | [7] |
Macworld | 7.8[28] |
Рейтинг на основании нескольких рецензий | |
Агрегатор | Рейтинг |
Metacritic | 94/100 (PC)[43] |
Command & Conquer получила огромный коммерческий успех, продавшись при выходе в числе 3 миллионов копий, что было подкреплено положительными отзывами игровых изданий[11]. В 1998 году Command & Conquer Gold (наряду с Total Annihilation и Starcraft) была номинириована на премию Академии интерактивных искусств и наук в категории «Компьютерная стратегическая игра года», в которой уступила Age of Empires[44].
Обозреватель журнала Entertainment Weekly Боб Штраус похвалил достоинства игры, отмечая:
|
Штраус уверен, что видеоролики, озвучка и «безостановочное действие» служили тому, чтобы «оживить обычно тяжелый жанр военных игр». После рассмотрения мультиплеера игры и программы установки, которая, по словам Штрауса, были «наилучшим из того, что [он] когда-либо видел», обозреватель заключает, что игра «заставляет другие военные симуляторы выглядеть такими же плоскими, как Риск»[42].
Обозреватель Computer Games Magazine Питер Смит в своей рецензии описывает игру как «поток адреналина в коробке», говоря, что «всё в этой игре говорит о её качестве». Cмит похвалил внутриигровую музыку и звуковые эффекты, геймплей, сюжет и даже программу установки. Смит отмечает некоторые проблемы, связанные с проблемами игрового ИИ, но в завершение обзора говорит, что «Westwood удалось поднять планку качества»[6]. Рецензент Крис Худак из GameSpot пишет, что «от экрана загрузки до самого утра Command & Conquer является одной из наилучших игр для PC, которые [он] видел»[40].
Рецензент Computer Gaming World Мартин Сирулис пишет в своём обзоре, что Command & Conquer «остаётся улучшенной сетевой версией Dune II». Сирулис находит интерфейс игры интуитивным, а компоненту сетевой игры «продуманной и лёгкой к использованию». Сирулис также хвалит сюжет, называя его «таким же интересным, как и реальные тактика и боевые действия», и заявляет, что готов купить «C&C2, лишь бы увидеть, как это закончится». Однако, по его словам, разработчикам не удалось «исправить основные недостатки» Dune II, как туман войны, не подходивший сеттингу реального мира, а дизайн уровней, по его мнению, разработан таким образом, чтобы для их (уровней) прохождения игрок избирал единственный верный способ. Тем не менее, он заключает, что игра осталась «наиболее хорошо выглядящей и звучащей стратегией» и «более чем увлекательной», несмотря на недостатки[7]. В обзоре для PC Gamer US рецензент Лиам Макдональд написал, что игра имеет «всю играбельность Dune II, дополненную всё более новыми юнитами, всё более необычными сценариями и невероятно выполненными катсценами». Макдональд отзывается о боевой системе как об «удовлетворяющей смеси экшена и стратегии», что вкупе с «вниманием к мелким деталям» придало игре успех. Хотя, по мнению обозревателя, игре не хватало «необычных местностей и иных уровней масштабирования», он завершает:
Эта игра представляет собой одно веселье, так что берите, играйте и полюбите её, как своих детей.Оригинальный текст (англ.)This game is a whole lot of fun, so get it, play it, and love it like your own child.
В своём обзоре версии на Saturn рецензент Next Generation говорит, что портированная версия «мало что добавляет к уже имеющемуся», и отмечает в качестве недостатков маленькое разрешение экрана и отсутствие мультиплеера, что не мешает ему назвать игру одной из лучших на приставке и обязательной к приобретению[45]. Обозреватель CVG пишет, что версия игры на Saturn «идёт в одном ряду с лучшими играми Sega AM2», затягивая игрока простым геймплеем при «невпечатляющих» графике и звуке, добавляя, что последние миссии являют собой «шедевр геймдизайна». Рецензент уверен, что добавление мультиплеера поставило бы игру на один уровень с Virtua Fighter 2 и NiGHTS Into Dreams[46].
Три рецензента Game Informer высоко оценили версии игры на PlayStation и Saturn. Обозреватель Энди Макнамара говорит, что, хотя «наилучший способ играть в C&C — играть на компьютере», консольные версии являются «превосходно выполненными», подпорченными только особенностями управления на консоли и невозможностью сохраняться во время миссии; с ним соглашается Эндрю Райнер, отзывающийся о них как о "чистых компьютерных портах", превосходно передающих атмосферу оригинальной игры, и возмущенный отсутствием мультиплеера; наконец, Джон Шторм в общей совокупности отозвался об игре как о «прекрасном дополнении в библиотеку игрока как на PlayStation, так и на Saturn»[47].
Обозреватель Next Generation в рецензии на версию игры для PlayStation отмечает те же проблемы, что были отмечены рецензентом того же издания в обзоре версии для Saturn, но в то же время говорит, что наличие миссий из дополнения The Covert Operations добавляет игре некоторую реиграбельность[48].
В своём обзоре версии для Nintendo 64 Эрик Реппен из Game Informer написал, что разработчики этой версии сделали «поразительную работу по переносу старых уровней в трёхмерный формат». Хотя Реппен пишет, что игра «предлагает многое, чтобы удерживать игрока», ему не понравилось отсутствие видеороликов и переработка саундтрека, чего не было в других версиях игры[49].
Обозреватель IGN Аарон Боулдинг, начиная свою рецензию на версию игры для Nintendo 64, говорит:
К их [разработчиков] чести, Looking Glass удалось разработать Command & Conquer для Nintendo 64 со всеми элементами, которые вы хотите видеть в хорошей RTS[29].Оригинальный текст (англ.)To their credit, Looking Glass developed Command & Conquer with all of the elements you want from a quality RTS.
Боулдинг положительно отзывается об игровом процессе и наборе миссий The Special Ops, но отметил, что большинство юнитов выглядит отлично от таковых в компьютерной версии. Рецензент был менее рад графической части игры, сделанной, по его словам, «как попало», хотя и похвалил работу со звуком и музыкой. Боулдинг отмечает, что управление в игре адаптировано было хорошо, хотя и немного осложнено, и завершает:
Command & Conquer — хорошая игра, и может затянуть тех, кто не играл в компьютерную версию. Для уже прошедших последнюю N64 вряд ли может чего-то предложить за исключением дополнительных миссий и трёхмерного мира[29].Оригинальный текст (англ.)Command & Conquer is a fine game and may get a little addictive for anyone who never got into the PC version of the game. But for anyone who ran through the old version, the N64 won't offer much in the way of new thrills beyond the new N64 missions and the 3D world.
Редакция Next Generation в своём обзоре версии для Nintendo 64 комментирует, что в то время, как портированные версии на других платформах имели проблемы с воспроизведением управления мышью на геймпаде, рецензируемая версия с данной проблемой «справляется прекрасно». Рецензенты отметили, что аналоговый стик контролёра «позволяет также легко управлять интерфейсом, как и мышью на компьютере», добавляя, что весь интерфейс «сделан в равной степени ответственно и хорошо». Похвалы рецензентов удостоились графика и звук, и особенно хорошо они отозвались об озвучке, которая, по их словам, является «одной из самых совершенных среди игр на приставке». В то же время они выразили недовольство отсутствием мультиплеера, и завершают обзор тем, что порт «сохраняет дух игры, хорошо адаптируясь к ограничениям Nintendo 64»[31]. Обозреватель газеты The Cincinnati Enquirer Джеймс Ботторфф считает, что на фоне развития жанра стратегий в реальном времени версия для Nintendo 64 выглядит весьма устаревшей, несмотря на «все новые навороты». Однако, Ботторф пишет, что не игравшие в Command & Conquer до выхода рецензируемой версии найдут её «очень привлекательной», добавляя, что управление в игре «удивительно хорошее для портированной версии»[50].
Command & Conquer стала основой для одноимённой серии игр[11][4], за всю свою историю продавшихся в количестве более 30 миллионов копий[51]. Сюжетная линия игры впоследствии была продолжена в Command & Conquer: Tiberian Sun, вышедшей в 1999 году, а ещё позднее была пересказана в шутере Command & Conquer: Renegade, вышедшем в 2002 году; вместе с вышеозначенными играми и вышедшими позднее Command & Conquer 3: Tiberium Wars и Command & Conquer 4: Tiberian Twilight, оригинальная Command & Conquer составляет сюжетную тибериевую подсерию. Позднее, с выходом Tiberian Sun, среди фанатского сообщества стал использоваться неофициальный подзаголовок Tiberian Dawn, чтобы провести различие от серии, которой игра дала название.
В 1996 году Westwood Studios выпустила Command & Conquer: Red Alert, задуманную как приквел к оригинальной игре и происходящую в альтернативно-историческом сеттинге, в котором вместо Второй мировой войны происходит война между СССР и западными державами. Основанная на ней одноимённая подсерия, однако, постепенно стала отдельным от оригинального сеттингом, в котором значительную роль играет сатира на стереотипы «холодной войны».
По мнению многих изданий компьютерно-игровой направленности, Command & Conquer оказала значительно влияние на развитие жанра стратегий в реальном времени[11][52]. В 1996 году игра заняла 48 место из 150 в рейтинге лучших игр всех времен, составленном журналом Computer Gaming World; по мнению редакции последнего, игра, не будучи «столь же совершенной, как Warcraft II», задала «новый стандарт многопользовательской игры»[53]. В том же году журнал Next Generation в аналогичном рейтинге поставил игру на 49 место, отметив, что игра «вывела жанр военных игр из доисторического гексагонального болота и вдохнул в него новую жизнь»[54]. Пол Мэллинсон из CVG в 2002 году пишет, что «сотни других стратегических игр, как Starcraft и Age of Empires, заимствовали концепты из Command & Conquer,<…> и жанр RTS до сих пор процветает благодаря Command & Conquer»[11]. Обозреватель GameSpot Брюс Герык пишет, что название Command & Conquer «стало синонимом жанра RTS», а Марк Уокер из GameSpy говорит, что Warcraft: Orcs & Humans и Dune II «были не более чем разогревом» перед выходом Command & Conquer, раскрывшей потенциал жанра и популяризировавшей его на долгие годы[52][55]. Обозреватель IGN Дэн Адамс пишет, что Commadn & Conquer вместе с Warcraft: Orcs & Humans закрепила популярность жанра RTS, возросшую после выхода Dune II[56]. В 2010 году польский веб-сайт Wirtualna Polska поставил игру на седьмое место из десяти в рейтинге самых затягивающих игр[57].
Command & Conquer | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Игры |
|
||||||||
Фракции | Глобальная Оборонная Инициатива (GDI) · Братство Нод (NOD) · Скрины | ||||||||
Персонажи | Кейн · Другие | ||||||||
Разработчики | Westwood Studios · EA Los Angeles · Victory Games | ||||||||
Прочее | The First Decade · Тиберий · Red Alert: A Path Beyond · Тибериумные войны (роман) |
Command & Conquer (игра, 1995).