Кировоградский трамвай | |
|
|
Трамвайная система | |
---|---|
Страна | |
Город | |
Дата открытия | |
Дата закрытия | |
Количество маршрутов |
4 |
Кировоградский трамвай (ранее Елизаветградский трамвай) — трамвайная система, существовавшая в украинском городе Кировоград с 1897 по 1944 год. Один из старейших в Российской империи электрических трамваев.
Возможность создания конного трамвая («конки») в Елизаветграде обсуждалась в 1887 году и позже в 1890 году. В 1895 году российское представительство Бельгийского трамвайного общества, которое организовало в России множество трамвайных систем, предложило создание электрического трамвая, и в 1896 году после согласия городских властей началось строительство первой линии, имеющей один путь и восемь разъездов, где могли бы разойтись встречные вагоны. Вагоны и электрооборудование были немецкими — компаний Herbrand и AEG соответственно, использовалась узкая колея 1000 мм.
Открытие первой линии от железнодорожного вокзала до пивоваренного завода через центральную Дворцовую улицу (позже часть улицы Ленина), улицы Фрунзе, Большую Перспективную, Большую Пермскую состоялось 13 (26) июля 1897 года. Следующая линия до района Кущевка была открыта через два года, её протяженность составила более 3,5 километров. В 1901 году парк насчитывал 25 вагонов.
Во время гражданской войны в 1918—1922 гг. трамвайное движение было приостановлено, после чего на двух линиях вновь стали ходить 10 вагонов. Новым направлением стало открытие в 1929 году движения до Новониколаевки, вместе с которым длина путей составила свыше 16 километров, в перевозке пассажиров использовалось 29 вагонов, в том числе вновь полученные 11 отечественных вагонов. В довоенное время существовало 4 маршрута: «Вокзал — Пивзавод Зальцера», «Центр — Кущевка», «Улица Ленина — Новониколаевка» и «Пивзавод Зальцера — Горсад».
Во время Великой Отечественной войны в 1941 году при отступлении советских войск была подорвана трамвайная электростанция, разрушена большая часть прочего трамвайного хозяйства. Во время оккупации пути ограниченно использовались для подвоза, после чего немецкие войска разобрали и вывезли часть рельс при отступлении. После войны были неудачные (из-за нехватки средств) попытки восстановить кировоградский трамвай[1].
Позже, в эпоху мнения о нецелесообразности и устарелости трамвая, планы воссоздания трамвайного движения были пересмотрены в пользу использования троллейбусного сообщения, первые из которых вышли в город в 1967 году.
В 1997 году на улице Ленина был установлен памятник Кировоградскому трамваю uk:Файл:Памятник_першому_трамваю_Єлисаветграда.jpg.
Трамвайные системы на территории Украины | |
---|---|
Действующие | Авдеевка | Винница | Горловка | Днепродзержинск | Днепропетровск | Донецк | Дружковка | Евпатория¹ | Енакиево | Житомир | Запорожье | Киев (также скоростной трамвай)| Конотоп | Константиновка | Краматорск | Кривой Рог (также скоростной трамвай) | Луганск | Львов | Мариуполь | Молочное¹ | Николаев | Одесса | Харьков |
Закрытые и отменённые |
Балаклава¹ | Белгород-Днестровский (к) | Бердичев (к) | Бровары (б) | Керчь¹ | Киев (б) | Кировоград | Коломыя (п) | Кременчуг | Макеевка | Нежин (к) | Одесса (д) | Святогорск (к) | Севастополь¹ | Симферополь¹ | Стаханов | Теплогорск | Углегорск | Черновцы |
Проектируемые | Бурштин | Дрогобыч | Ивано-Франковск | Красный Луч | Львов (СТ) | Никополь | Полтава | Торез | Умань | Херсон | Хмельницкий | Ялта¹ |
Примечание: к — конка; п — паровой; б — бензомоторный; д - детский; сл — служебный; СТ — скоростной; ¹ — Трамвайные системы Крыма (перешли под контроль России) |
Кировоградский трамвай.