Мовсе́с Каганкатваци́, Моисе́й Каланкату́йский (Каланкатуаци́, арм. Մովսես Կաղանկատվացի) (VII или X вв.) — армянский историк[1][2][3][4][5][6][7][8][9][10][11][12], автор или редактор «Истории страны Алуанк» — компилятивного, скорее всего, сочинения, приписываемого ему или Мовсесу Дасхуранци и посвященного истории Кавказской Албании.
Из сообщения самого Мовсеса Каганкатваци известно, что он был уроженцем области Утик, села Каланкатуйк, от названия которого и происходит его имя[13]. По происхождению он был либо давно христианизированным и арменизированным утийцем (албаном), писавшим на грабаре, либо армянином, так как в этот период бо́льшая часть Утика была уже арменизована[14]. Каганкатваци вслед за Мовсесом Хоренаци называет агванский язык «изобилующим гортанными, грубейшими, варварскими и труднопроизносимыми звуками»[15]. Каганкатваци неоднократно демонстрирует свое пейоративное отношение к албанскому населению. Так, автор так, например, он рассказывает, как Маштоц «Обратил их (гаргарцев/албанцев) в веру [христианскую], обучил порядкам богопочитания»[16] и «стал превосходным проповедником и апостолом для диких племен горцев, живущих у подножья гор, которым он на их же языке объяснял и знакомил»[16].
Судя по приписке, имеющейся в одной из рукописей (№ 667, список 1855 г.), автор «Истории страны Алуанк» был монахом.
Киракос Гандзакеци причисляет Каганкатваци к историографам армянского народа[17].
Если не считать тех немногих упоминаний о Мовсесе Каганкатваци, которые встречаются у армянских историков XIII в. (у Мхитара Анийского, Киракоса Гандзакаци и Мхитара Айриванеци), биографические данные о нем отсутствуют. Также почти ничего неизвестно о времени его жизни. Исходя из того, что Мовсес говорит о событиях VII в. как очевидец, некоторые исследователи (Шахназарян, Борэ, Эмин и др) относят время его жизни к VII в. Другие исследователи (Патканов, Абегян) полагают, что Мовсес Каганкатваци жил в X в. и написал самостоятельно только III книгу «Истории страны Алуанк», а в I и II книгах он пересказал события VII в, основываясь на сведениях, заимствованных у Мовсеса Хоренаци, Егише, из житийной литературы, посланий и канонов. Это предположение основывается на том, что в III книге «Истории страны Алуанк» имеется упоминание факта взятия Партава русами в 943 или в 944 г. — события, описанного арабским писателем Ибн Мискавейхом (X — XI вв.). Анализ языка автора, его слога и стиля, позволил некоторым исследователям заключить, что III книга была целиком написана не Мовсесом из Каланкатуйка, а другим лицом, жившим на несколько столетий позже. Этим объясняется почему в книге полностью отсутствуют сведения, относящиеся к событиям IX в., а также тот факт, что автор ссылается на армянских историков IV—VI вв. (Фавста Бузанда, Агафангела, Егише, Мовсеса Хоренаци, Авраама Мамиконяна и Петроса Сюнийского) и, при этом, ни разу не упоминает ни одного автора, также писавшего об Албании в VII—X вв. (Иоанн Мамиконян, Шапух Багратуни, Иоанн Католикос, Себеос, Товма Арцруни).
Иногда Каганкатваци называют «албанским историком»[18], как например российский историк К. В. Тревер, не отрицающая при этом ни принадлежности Мовсеса к армянской историографии, ни его возможного армянского происхождения[19][14]. По мнению В. А. Шнирельмана, в азербайджанской историографии с националистическими целями проводится «замена идентичности» Каганкатваци, который из армянского историка превращается в «албанского историка Моисей Каланкатуйского»[11].
Самым излюбленным занятием азербайджанских авторов стало переименование средневековых армянских политических деятелей, историков и писателей, живших и творивших в Карабахе, в албан. Так, со временем Мовсес Каганкатваци, писавший на армянском языке, превратился в албанского историка Моисея Каланкатуйского. Та же участь постигла армянского князя Сахля ибн-Сумбата (армяне предпочитают называть его Сахлом Смбатяном), ставшего не то албаном, не то азербайджанцем.
Для изучения истории Албании феодального периода исключительно большое значение имеют армянские письменные источники. На армянском языке написан первый и единственный труд, посвященный истории Албании, — «История Албании» Моисея Каланкатуйского (Мосес Каланкатваци). Труд этот дошел до нас в нескольких списках и состоит из трех частей; он упоминается армянскими писателями XII—XIII вв. Автор, уроженец сел. Каланкатуйк в области Утик, был по происхождению либо утийцем (албаном), писавшим на армянском языке, либо армянином, что весьма возможно, так как в этот период Арцах и большая часть Утика были уже арменизованы.
Историографы армянского народа тоже оставили множество трудов. Например, дивный и проницательный Агатангелос…И «История» дивного мужа Корюна. И Хосров. И «История» иерея Гевонда о том, что сделали Магомет и его наместники со всеми странами, и особенно с нашим народом армянским. И вардапет Товма, историограф дома Арцрунидов … И Мовсес Каганкатваци, историограф Агванка…
Наиболее ценным источником является «История албанов» Моисея Каланкатваци, по-видимому, албана по происхождению, труд которого дошел до нас на армянском языке; он написал в VII в. две первые книги этой хроники, третья же принадлежит перу другого автора, жившего в X в.
Мовсес Каланкатваци.