Православие в Узбекистане

Православная церковь в Самарканде.

Православие в Узбекистане представлено Русской православной церковью, объединяющей всех православных христиан на территории республики в Ташкентскую и Узбекистанскую епархию, которая входит в состав Среднеазиатского митрополичьего округа Русской православной церкви (московский патриархат).

Кроме того, имеется община Армянской апостольской церкви (не входит в семью поместных православных церквей). Поскольку Армянская апостольская церковь относится к дохалкидонским церквям, не принявшим постановлений Халкидонского Собора (451) и не принадлежит к Православию как сообществу православных автокефальных поместных церквей, имеющих между собой евхаристическое общение.

Русская православная церковь является единственной зарегистрированной в Узбекистане православной церковью.

Содержание

История

Начало возникновение христианства в Средней Азии по преданию связывают с именами апостолов Фомы и Андрея Первозванного, которые, как считается, проповедовали на этой территории. Сведения об этом содержатся в житиях этих апостолов, а также косвенным подтверждением может служить тот факт, что христианские общины в Индии до новейших времен носят названия — «христиан апостола Фомы».

Также предание сохранило сведения о почитании еще со времен вавилонского плена целой общиной иудеев могилы ветхозаветного Патриарха Иова Многострадального, которая находилась в Ургенче. До современных времен на территории Узбекистана существует почитаемых как христианами, так и мусульманами «родники Иова», самый известный из которых находится в Бухаре. Предание о том, что именно Хорезм был местом жития праведного Иова Многострадального, косвенно подтверждается предположениями ученых о единстве древнейшего Хорезма с месопотамской цивилизацией Ур (Шумера и Аккада).

После того, как христианство было принято Римскими Императорами и стало официальной государственной религией, в Персии началось гонение на христиан, что и привело их к переселению в Центрально-Азиатский регион. Уже с 334 года упоминается христианский епископ в Мерве.

Начиная с V века, после того, как большинство христиан из персов приняли несторианство и разорвали свои отношения с Константинополем, несториане становятся основными распространителями христианства в Средней Азии. Православными оставалось Хорезмийское (Хвалисское) архиепископство, входившее в состав Антиохийского Патриархата.

После завоевания Среднеазиатского региона арабами, начиная с VIII века наибольшее распространение в регионе приобретает ислам. Несторианскому католикосу удалось стать придворным халифа и основать свою резиденцию в Багдаде. При содействии властей несториане сумели объединиться с яковитами и организовать крупную церковную общину в регионе.

Дальнейшее распространение ислама и буддизма в XIV веке и начавшиеся гонения на христиан в регионе, привели к постепенному прекращению деятельности как несторианских, так и других христианских общин.

Новое появление христианских общин начинается только с XIX века.

Непосредственно православная диаспора в Узбекистане начинает формироваться наряду с приходом в Среднюю Азию Русской православной церкви после присоединения основной части этого региона к Российской Империи и образованием Туркестанского генерал-губернаторства (1867 год).

Уже к концу 40-х годов в регионе начинают появляться первые русские поселенцы, в основном из сибирских казаков. Они начинают основывать станицы и создавать первые постоянные храмы. Первый такой храм был построен в станице Копальской (ныне город Копал) в 1850 году.

Активным распространением православия становится осуществляемая активная переселенческая программа, которая обеспечивала переезд из центральной части России в Среднеазиатский регион русских крестьянских семей для освоения пустующих земель. Данная программа привела к тому что к 1897 году русское население в регионе уже составляло почти 10 %.

В выстроенных русскими укреплениях, возникающих «русских» пригородах местных городов, казачьих станицах открываются православные приходы: В 1860-х годах — городские в Ташкенте, Джизаке, Самарканде, Чимкенте, а также ряд в совсем небольших поселках и станицах. В 1871 году был учрежден приход и основан храм при Ташкентском госпитале. В 50-х годах ХХ века архиепископом Ермогеном (Голубевым) этот скромный храм был расширен и перестроен в современный Свято-Успенский кафедральный собор.

Самостоятельная епархия в Средней Азии появилась 4 мая 1871 года, когда императорским указом было утверждено решение об открытии Ташкентской и Туркестанской епархии. Но из за внутреннего сопротивления чиновников и генерал-губернатора Кауфмана архиерейская кафедра вплоть до 1916 года располагалась не в Ташкенте, а в г. Верном.[1]

Русская православная церковь

Территория Узбекистана входит в Ташкентскую и Узбекистанскую епархию Среднеазиатского митрополичьего округа Русской Православной Церкви (МП). Епархия была основана в 1871 году как «Туркестанская» и включала в себя территорию Таджикистана, Туркменистана и Кыргызстана — в настоящее время на территории этих государств существуют самостоятельные епархии.[2] Православные соборы расположены в Ташкенте и Самарканде.[3]

С июля 2011 года правящий архиерей — митрополит Викентий (Морарь).

Ташкентская и Узбекистанская епархия состоит из 5 благочиний и 35 приходов, покрывающих всю территорию Республики Узбекистан и включает в себя более 50 храмов и молельных домов.[4]

На территории епархии выпускается православный журнал «Восток свыше», газета «Слово жизни» и молодежный журнал с интернет версией «5 Элемент»[5] .

На территории епархии находятся: мужской Свято-Троице-Георгиевский монастырь (г. Чирчик) и женский Троицкий Никольский монастырь (г.Ташкент).

В Ташкенте с 1996 года работает Ташкентская духовная семинария — высшее духовное учебное заведение Русской православной церкви, готовящее священно- и церковнослужителей. Действуют пастырско-богословское и катехизаторское (женское) отделения.

См. также

Ссылки

  • Официальный сайт Русской Православной Церкви
  • Официальный сайт Ташкентской и Узбекистанской епархии
  • Официальный сайт Православной Творческой группы «5 Элемент»

Примечания

  1. История христианства в Средней Азии
  2. http://www.ekd.de/download/mittelasiatische_republiken.pdf
  3. Свято-Успенский Кафедральный собор :: Церкви Ташкента
  4. Доклад Митрополита Ташкентского и Среднеазиатского на епархиальном собрании 26.05.2010 года
  5. Интернет журнал «5 Элемент»

Православие в Узбекистане.

© 2016–2023 mk-hram.ru, Россия, Барнаул, ул. Школьная 34, +7 (3852) 17-07-29