Православие в Армении

Православие в Армении — представлено византийским православием в лице Русской православной церкви(РПЦ) и Армянской апостольской церковью(ААЦ) относящейся к группе древневосточных православных церквей[1][2]

Содержание

Армянская Апостольская Церковь

Армянская Апостольская Церковь относится к группе древневосточных православных церквей, последователями которой являются 94,7 % граждан республики Армения. Духовным центром церкви является город Эчмиадзин, где находится резиденция католикоса всех армян. Раннее христианство начало проникать на территорию современной Армении согласно древним преданиям уже в I веке н. э. Считается что апостол Фаддей после посещения Эдессы направился в Армению с проповедью. Ему удалось обратить в христианство многих местных жителей, в том числе царевну Сандухт. В 301 году царь Тиридат III провозгласил христианство государственной религией, таким образом Армения стала первым христианским государством в мире.

Русская православная церковь

Византийское православие представлено в Армении Русской православной церковью последователями которой являются свыше 6000 граждан страны[3]. Появление первых приходов РПЦ отмечается XIX веком и относится ко времени вхождения Армении в состав России. Церкви в основном основывались в станицах переселенными на границу казаками и военными в местах дислокации гарнизонов. В настоящее время на территории Армении действует пять приходов Майкопской и Адыгейской епархии Русской православной церкви. Главным храмом РПЦ в Армении является находящийся в Ереване храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

В 2001 году Армению посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, объявивший что на территории Еревана будет построен новый православный храм [4].

Взаимоотношения ААЦ с церквами византийского православия

Кроме христологического вопроса о соединении двух природ во Христе (Божественной и человеческой), в остальном учение Армянской Церкви полностью соответствует вероучению Православной Церкви[5]

В 451 году императором Маркианом в Халкидоне был созван IV Вселенский Собор по поводу монофизитства — ереси Евтихия. Пока в Халкидоне шли обсуждения, армяне отвергшие ультиматум Иездигерда II о переходе в зороастризм, вели смертельную битву за право верить во Христа (См. Аварайрская битва). Находившаяся в разорении по причине кровопролитной войны с Персией, ААЦ не имела возможности следить за развернувшимися в Византии христологическими спорами и высказать свою позицию[6]. Поэтому после окончания войны ААЦ в числе других не присутствовавших на IV Вселенском Соборе церквей не приняла его решения как Вселенского, посчитав его поместным, а значит, его определения считались не общеобязательными для Вселенской Церкви[6][7] Несмотря на то, что ААЦ осудила Евтихия, учителя монофизитской ереси, из-за которого непосредственно был созван собор в Халкидоне, православные церкви обвинили Армянскую Церковь в ереси монофизитства. В свою очередь Патриархи ААЦ называя византийскую православную церковь диофизитской в числе других представителей древневосточных православных церквей подозревали, что в вероопределении Халкидонского Собора тайно скрывается несторианство.

В середине VI века Византией была захвачена часть Армении, на которой император Юстиниан I начал преследования противников Халкидонского Собора, что привело к отчуждению между греками и армянами, в результате Двинский II Собор созванный в 554 году для обсуждения происходившего на армянских землях подвластных Византии, открыто осудил Халкидонский собор[1]

Таким образом начиная с средины веков и вплоть до последних лет Армянская Церковь называла Православную диофизитской, а Православная Церковь Армянскую — монофизитской[5]. Однако армянские богословы постоянно опровергали попытки приписывать догматическим и культовым особенностям Армянской Церкви монофизитский характер еретического уклона[6]. Укоренившееся мнение греческих и латинских авторов о Древневосточных церквях как о «монофизитских» на сегодняшний день не корректно, и не верно по сути[7][8]

В 1964 году в Дании в городе Ааргус был начат диалог между богословами Православных и Древневосточных Церквей, в результате чего стороны пришли к следующим выводам:

  • Православные Церкви не являются диофизитскими, ибо диофизитизм — это несторианство, а Православные Церкви отвергают несторианство:
  • Древневосточные Церкви, в том числе и Армянская — не монофизитские, ибо монофизитизм — это евтихианская ересь, которая предана анафеме Армянской Церковью[5].

В конце 80-х годов XX века на встрече с главой Армянской Апостольской Церкви США митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл заявил:

Армянская Церковь всегда оставалась верной Православию. Она воспринимается Русской Церковью как Православная Сестра-Церковь, ибо разделяет общую веру и догматы отцов Церкви[9]

Примечания

  1. ↑ Армянская Апостольская Церковь
  2. Армянская Апостольская Церковь — древняя Право­славная Церковь // Православная Церковь и культура, Материалы секции XIII Международных Рождественских образовательных чтений. Москва, 2005.
  3. Религия и общество в Армении
  4. Православие в Армении
  5. ↑ Проблема соединения двух естеств во Христе // Часть III; Глава I
  6. ↑ Догматико-Культовые особенности Армянской Апостольской Церкви
  7. ↑ О Церкви египетских христиан
  8. В ХХI в. считать армян еретиками-монофизитами – это предрассудок, считает историк Джованни Гуайта
  9. «Неизвестная Церковь-сестра». Интервью с клириками Армянской Апостольской Церкви Ованнесом Асатряном и Азатом Багдасаряном, профессорскими стипендиатами Московской духовной академии

Православие в Армении.

© 2016–2023 mk-hram.ru, Россия, Барнаул, ул. Школьная 34, +7 (3852) 17-07-29