Проскуровский трамвай - трамвайная система, которую планировалось построить в Хмельницком (который до 1954 года назывался Проскуровом) в начале 20 века.
В 1899 году проскуровский купец Давид Волькович Ниренберг, находясь в Житомире в коммерческих делах, случайно стал свидетелем открытия там трамвайного движения. Это произвело на него большое впечатление и он начал вынашивать идею открытия трамвайного движения в Проскурове. На то время это была нереальная идея, ведь в городе не было электростанции. Несмотря на это, Ниренберг разработал «План сооружения городской электрической железной дороги» и, будучи влиятельной в городе человеком (он занимался довольно прибыльным бизнесом - оптовой торговлей сахаром и табачными изделиями), предложил городской думе строительство электростанции и трамвайной сети. Весной 1910 дума объявила конкурс на строительство электростанции в Проскурове и электрификацию города. В конкурсе приняли участие проекты от четырёх частных лиц, среди которых был и купец Ниренберг. В отличие от других, только в его проекте отдельным пунктом отмечалось, что после построения электростанции и проведения по городу освещения, будет построена трамвайная система. Предлагался следующий маршрут: Каменецкий переезд (Район филармонии) - ул. Каменецкая - ул. Александровская (сегодня - Проскуровская) - поворот по Старобульварной (сегодня - Свободы) - ул. Большая Вокзальная (сегодня - Шевченко) - железнодорожный вокзал. Однако городские власти отдали предпочтение проекту инженера Рабиновича, который предусматривал построение центральной электростанции, прокладка осветительной сети и подключение всех желающих электропотребителей. Проект победил прежде всего благодаря ряду льгот на освещение городских улиц и бюджетных учреждений (предполагалось бесплатное освещение здания городской управы, городского сада, общественной библиотеки и т.п.). О перспективе строительства трамвайной сети во время голосования не упоминалось. В конце 19 - начале 20 века по железной дороге в пределах города курсировала немецкая автомотриса, которая доставляла людей с тогда пригородного села Гречаны в Проскуров. Она находилась в собственности города и в народе называлась трамваем.
Электротранспорт Украины: Энциклопедический путеводитель / Сергей Тархов, Кость Козлов, Ааре Оландер. - Киев: Сидоренко В. Б., 2010. - 912 с .: ил., Схемы. - ISBN 978-966-2321-11-1.
Трамвайные системы на территории Украины | |
---|---|
Действующие | Винница | Горловка² | Днепродзержинск | Днепропетровск | Донецк²| Дружковка | Евпатория¹ | Енакиево² | Житомир | Запорожье | Киев (также скоростной трамвай) | Конотоп | Константиновка | Краматорск | Кривой Рог (также скоростной трамвай) | Львов | Мариуполь | Молочное¹ | Николаев | Одесса | Харьков |
Закрытые и отменённые |
Авдеевка | Балаклава¹ | Белгород-Днестровский (к) | Бердичев (к) | Бровары (б) | Керчь¹ | Киев (б) | Кировоград | Коломыя (п) | Кременчуг | Луганск³ | Макеевка² | Нежин (к) | Одесса (д) | Святогорск (к) | Севастополь¹ | Симферополь¹ | Стаханов³ | Теплогорск | Углегорск | Черновцы |
Проектировавшиеся | Бурштин | Дрогобыч | Ивано-Франковск | Красный Луч | Львов (СТ) | Никополь | Полтава | Торез² | Умань | Херсон | Хмельницкий | Ялта¹ |
Примечания: к — конка; п — паровой; б — бензомоторный; д — детский; сл — служебный; СТ — скоростной; Трамвайные системы в населённых пунктах, находящихся на де-факто неподконтрольных Украине территориях: ¹ — под контролем России, ² — под контролем ДНР, ³ — под контролем ЛНР |
Проскуровский трамвай.