Трамвай Ростова-на-Дону | |
Трамвайная система | |
---|---|
Страна | |
Город | |
Тип системы |
Пассажирская |
Дата открытия |
2 января 1902 года |
Количество маршрутов |
4 |
Общая длина маршрутов |
62,7 км |
Общая длина маршрутов в период максимального развития |
120 км |
Количество трамвайных парков |
2 |
Количество трамвайных парков в период максимального развития |
4 |
Количество вагонов | |
Количество вагонов в период максимального развития |
около 330 |
Модели эксплуатируемых трамваев |
Татра-Т3, Татра-Т6В5, 71-605У, 71-608КУ, 71-619КУ, 71-619КТУ |
Ширина колеи |
1435 мм |
Тип питания |
Электричество |
Напряжение контактной сети |
220-500 В. |
Трамва́й Росто́ва-на-Дону́ — единственная в России трамвайная система с европейской шириной колеи (1435 мм), запущенная 2 января 1902 года (20 декабря 1901 года по старому стилю) на базе существовавшей ранее конки, существовавшей с 1887 года. Сейчас в городе действует 5 маршрутов и 2 трамвайных депо. Маршруты обслуживаются как отечественными, так и чешскими вагонами. С 28 августа 2012 года стоимость проезда составляет 13 р. (оплата при входе водителю)
Содержание |
Трамвайная система Ростова-на-Дону — одна из старейших в России. Предшественником трамвая в Ростове-на-Дону была конная железная дорога, открытая в 1887 году и принадлежавшая Бельгийскому акционерному обществу (она была десятой в Российской империи). Именно из-за того, что хозяевами конки были бельгийцы, колея Ростова-на-Дону (1435 мм.) оказалась уникальной в России и остаётся таковой по сей день. К 1900 году было открыто четыре линии конки:
Впоследствии конка была электрифицирована, и 2 января 1902 года в Ростове было открыто трамвайное движение. Первые улицы, на которых раздались трамвайные звонки — Большая Садовая, Почтовая, Романовская улицы, Таганрогский и Большой проспекты. 22 декабря 1902 года была электрифицирована конка и в соседнем городке — Нахичевани, и первый в России междугородный электрический трамвай начал свою работу.
В гражданскую войну ростовский трамвай, в отличие от трамвая многих других российских городов, движения не останавливал.
Тогда же была открыта вторая система трамвая на правом берегу реки Темерник — в Ленгородке.
В 1920-е годы были открыты линии на Сельмаш, в Рабочий городок, в Красный Аксай, были объединены обе трамвайные системы.
Впоследствии было начато движение по новым линиям в посёлок Чкаловский, в Западный и Северный жилые массивы, и в итоге протяжённость путей превысила 110 километров.
С 1957 Ростов-на-Дону первым в стране приступил к эксплуатации известных чешских вагонов «Татра»[2].
В 1990-е годы произошло очень большое сокращение сети ростовского трамвая. Сохранились только линии в центре города и небольшое ответвление в Железнодорожный район, в котором ввиду больших уклонов, узости и кривизны улиц заменить трамвай не представлялось возможным. Из четырёх депо остались только два — в Ленгородке и в Нахичевани. Большое количество вагонов было уничтожено. В городе были выведены из эксплуатации все вагоны Татра Т3. Таким образом, после 1998 года, вместо восемнадцати трамвайных маршрутов стало ходить восемь: 1,3,4,5,6,7,10,11.
1998 год 26 апреля произошло глобальное разрушение трамвайной сети. Ликвидированы линии по участкам:
С ликвидацией линии внесены изменения в маршрутную сеть:
С 2006, согласно проекту генерального плана города на 2007—2025 годы, предполагалось преобразование к 2025 сети трамвая в метротрам (скоростной трамвай с подземными станциями в центре), однако до какой-либо практической реализации дело не дошло[3][4]. В 2011 утверждены изменения в генеральный план города, согласно которым Ростов-на-Дону вернулся к идее строительства метрополитена взамен метротрама. Развитие новых трамвайных линий предусматривается только по улицам Текучева, Доватора и проспекту Шолохова[5].
Третьего августа 2012 года на реконструкцию была закрыта улица Горького, в связи с чем 4-й правый маршрут был отменён, 4-й левый продлён до ж/д вокзала, а маршрут № 7 «Чукотская — Сиверса» продлён до Центрального рынка с добавлением на маршрут дополнительных единиц подвижного состава[6].
В настоящее время в Ростове-на-Дону работают вагоны Татра-Т3, Татра-Т6В5, 71-605У, 71-608КУ, 71-619КУ и 71-619КТУ. Общее количество вагонов — 76.
Модель | Эксплуатирующая организация | Количество (2012) |
КТМ 71-605У | МУП «РТК» | 26 ед. |
КТМ 71-608КУ | МУП «РТК» | 13 ед. |
КТМ 71-619КУ | МУП «РТК» | 17 ед. |
КТМ 71-619КТУ | МУП «РТК» | 2 ед. |
Татра-Т6В5 | МУП «РТК» | 17 ед. |
Татра-Т3 | МУП «РТК» | 1 ед. |
Восстановленная к 105-летнему юбилею ростовского трамвая Татра Т3 (см. ниже) теперь тоже работает на одном из городских маршрутов, несмотря на свой музейный статус.
К 105-летнему юбилею городского трамвая был восстановлен в качестве музейного трамвай Татра Т3 1971 года выпуска. До восстановления этот вагон использовался как снегоочиститель. Помощь в восстановлении оказало трамвайное хозяйство Краснодарское ТТУ, которое передало в Ростов запчасти для вагона. После юбилейных празднеств вагон начал работать на одном из маршрутов города. В честь юбилея вагон получил необычный бортовой номер — 105[7].
Также планируется восстановление в качестве музейного вагона КТМ-2, который сейчас используется в качестве вышки для работ по контактной сети.
Номер | Маршрут следования[8] |
---|---|
№ 1 | Ж/Д Вокзал — Привокзальная площадь — пл. 5-го Донского корпуса — ул. Станиславского — ул. Закруткина — пл. Толстого — (ул. 28-я линия — ул. Ченцова) / ул. 26-я линия — Госпиталь |
№ 4 | Ж/Д Вокзал — Привокзальная площадь — пл. 5-го Донского корпуса — ул. Станиславского — пр. Театральный — ул. М. Горького — пер. Крепостной — ул. Текучева — Мясокомбинат |
№ 7 | Ц. Рынок — пр. Буденовский — ул. М. Горького — пер. Доломановский — ул. Красноармейская — ул. Сиверса — ул. Депутатская — ул. Собино — пер. Перовский — ул. Гусева — ул. Дальневосточная — ул. Скачкова — ул. Ясная — ул. 2-я Кольцевая — ул. Калинина — ул. Осипенко — ул. Мичуринская — ул. Манежная — ул. Ровенская — ул. Чукотская |
№ 10 | Лендворец — ул. Сиверса — ул. Красноармейская — пер. Доломановский — ул. М. Горького — пр. Буденовский — Ц. Рынок — ул. Станиславского — ул. Ченцова — ул. 14-я линия — ул. 1-й Конной Армии — Сельмаш |
Номер | Маршрут следования |
---|---|
№ 1 | Ж/Д Вокзал — ул. Станиславского — ул. Закруткина — пл. Свободы — пл. Толстого — пл. Октябрьская — Сельмаш-1 |
№ 1а (2006—2007) | Ж/Д Вокзал — Привокзальная площадь — пл. 5-го Донского корпуса — ул. Станиславского — ул. Ченцова — ул. 14-я линия — ул. 1-й Конной Армии — Сельмаш |
№ 2 | Новое Поселение — пр. Будённовский — ул. М. Горького — ул. Ченцова — ул. 14-я Линия — ул. 1-й Конной Армии — Сельмаш-2 |
№ 3-прав. (обратно — 3-лев.) | Новое Поселение — пр. Будённовский — ул. Станиславского — ул. Закруткина — пл. Свободы — пл. Толстого — ул. Ереванская — завод Красный Аксай |
№ 3-лев. (обратно — 3-прав.) | Новое Поселение — пр. Будённовский — ул. М. Горького — пр. Театральный — ул. Закруткина — пл. Свободы — пл. Толстого — ул. Ереванская — завод Красный Аксай |
№ 4-лев. | Мясокомбинат — пер. Крепостной — пр. Театральный — ул. Станиславского — Ц. рынок — пр. Будённовский — ул. М. Горького — пер. Крепостной — Мясокомбинат |
№ 4-прав. | Мясокомбинат — пер. Крепостной — ул. М. Горького — пр. Будённовский — Ц. рынок — ул. Станиславского — пр. Театральный — пер. Крепостной — Мясокомбинат |
№ 5 | Новое Поселение — пр. Будённовский — ул. Станиславского — Ж/Д Вокзал |
№ 6 (До конца 90-х) | Ц. рынок — пр. Будённовский — ул. Текучёва — пр. Нагибина — пр. Космонавтов — ул. Орбитальная |
№ 6 (До 2008 года) | Ж/Д Вокзал — Привокзальная площадь — пл. 5-го Донского корпуса — ул. Станиславского — пр. Театральный — ул. М. Горького — пер. Крепостной — ул. Текучева — Мясокомбинат |
№ 7 | пр. Сиверса — ул. Собино — ул. Гусева — ул. 3-я кольцевая — ул. Калинина — ул. Осипенко — ул. Мичуринская — ул. Чукотская |
№ 8 | ул. Белорусская — ул. Казахская — пр. Космонавтов — ул. Орбитальная |
№ 9 | Мясокомбинат — ул. Текучёва — пр. Нагибина — ул. Казахская — ул. Белорусская |
№ 10 | Лендворец — ул. М. Горького — ул. Ченцова — ул. 14-я Линия — ул. 1-й Конной Армии — Сельмаш |
№ 11 | Мясокомбинат — ул. Текучёва — пр. Нагибина — пр. Космонавтов — ул. Орбитальная |
№ 12 | пл. Нариманова — пр. Нагибина — пр. Космонавтов — ул. Орбитальная (пиковый) |
№ 13 | Ж/Д Вокзал — ул. Станиславского — пр. Будённовский — ул. Текучёва — пр. Нагибина — ул. Казахская — ул. Белорусская |
№ 14 | Ц. рынок — пр. Стачки — ул. Мичуринская — ул. Чукотская (скоростной) |
№ 15 | Ц. рынок — пр. Стачки — пл. Мичурина (скоростной, пиковый) |
№ 16 | Ц. рынок — пр. Будённовский — ул. Текучёва — пр. Нагибина — ул. Казахская — ул. Белорусская |
№ 17 | пл. Нариманова — ул. Казахская — ул. Белорусская (пиковый) |
№ 18 | Новое Поселение — пр. Будённовский — ул. М. Горького — пр. Театральный — ул. Закруткина — пл. Свободы — пл. Толстого — ул. Ереванская — завод Красный Аксай |
Действующие:
Закрытые:
Трамвай Ростова-на-Дону.