Абхазская православная церковь
|
|
Основная информация | |
---|---|
Предстоятель в настоящее время | отсутствует |
Центр | Сухум |
Резиденция Предстоятеля | Сухум |
Юрисдикция (территория) | Абхазия |
Календарь | юлианский |
Численность | |
Епархий | 1 |
Учебных заведений | 1 |
Монастырей | 2[1] |
Приходов | 15 действующих[1] (общее число церквей - 144[2] |
Абха́зская правосла́вная це́рковь (или Пицу́ндский Католикоса́т) — православная церковь на территории Абхазии, о создании которой было объявлено 15 сентября 2009 года на собрании духовенства Абхазии. В настоящее время не имеет предстоятеля и временно возглавляется собором клириков. Существовавшая исторически,[3] церковь в настоящее время не имеет признания со стороны поместных православных церквей.
Содержание |
После того как митрополит Даниил (Датуашвили), епископ Грузинской Церкви, покинул Сухумскую епархию, протоиерей Виссарион Аплиаа вступил в должность настоятеля Сухумского кафедрального собора, приняв на себя должность временного Управляющего епархией, а также попытался наладить отношения с Русской православной церковью в связи с чем несколько раз неофициально встречался с Патриархом Алексием II.[4][5]
В 1998 году был создан Епархиальный Совет Сухумо-Абхазской епархии. На первом заседании Совета в том же году, был принят Устав Епархии и избран управляющий Епархиальным Советом Сухумо-Абхазской епархии священник Виссарион Аплиаа.[6] Молодые абхазы, посланные Виссарионом на обучение в семинарии РПЦ, возвращались в епархию с 1998 года.[7]
В 1999 году настоятелем Новоафонского монастыря стал выпускник Московской иконописной школы — иеромонах Андрей (Ампар); секретарем САЕ (с 1997 по 2005 гг.), настоятелем Команского монастыря свт. Иоанна Златоуста и ректором Епархиального училища (с 2001 по 2006) — иеромонах Дорофей Дбар; ректором Духовного училища (2006—2007), секретарем Епархиального Совета (с 2007 по 2008 гг.) — выпускник Фессалоникийского университета Леон Аджинджал. Секретарём епархии (Епархиального Совета) с 2005 по 2008, по благословению епископа Майкопского Пантелеимона, а также редактором газеты «Православная Абхазия», администратором сайта anyha.info, проректором Епархиального училища (с 2004 по 2007) и референтом и. о. управляющего Епархией иерея Виссариона является выпускник Московской Духовной Академии и Семинарии Герман Маршания.
В мае 2005 года при посредничестве епископа Майкопского Пантелеимона состоялись переговоры протоиерея Виссариона и духовенства монастырей на Новом Афоне и в Команах, в адыгейской столице Майкопе. В результате было принято решение о совместном управлении епархией. Иерей Виссарион и иеромонах Андрей были объявлены равными сопредседателями епархиального совета, а окончательное разрешение проблем планировалось решить на церковном соборе.
Из-за несогласий с иереем Виссарионом в январе 2007 года иеромонаху Дорофею (Дбар) пришлось отправиться на учебу в Фессалоникийский университет, оставив настоятельство в монастыре свт. Иоанна Златоуста в Команах и ректорство в Новоафонском училище. При последующем настоятеле, назначенном иереем Виссарионом, иеромонахе Григории (Хоркине) монастырь пришел в запустение, в 2007 году закрылось Новоафонское Духовное училище и Регентская школа. Во избежание дальнейших конфронтаций, иеромонах Андрей (Ампар) отказался от должности сопредседателя совета. В марте 2007 года был принят новый устав епархии, дающий неограниченную власть иерею Виссариону Аплиаа в делах управления.
В июле 2009 года на заседании Епархиального собрания, по предложению о. Виссариона Аплиаа, секретарём Сухумо-Абхазской епархии избран иеромонах Андрей (Ампар).
С 12 августа 2008 года, по установлении абхазского управления в верховьях Кодора, под управлением Абхазской епархии оказался сванский монастырь Святого Георгия в селе Ажара.
15 сентября 2009 года на внеочередном Епархиальном собрании всего духовенства Абхазии были приняты следующие решения:[8]
После этого обращения протоиерей Николай Балашов, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата сообщил, что «Решения об изменении статуса Православной церкви в том или ином регионе никогда не принимаются в одностороннем порядке, так же как и вопрос об изменении канонических церковных границ. Это вопрос для диалога между поместными церквами. Между Русской и Грузинской Церковью такой дружественный и братский диалог ведется, и мы надеемся общими усилиями достигнуть решения вопроса».[9] Католикос-Патриарх всея Грузии Илия ІІ заявил, что «Данное заявление мы не должны воспринимать всерьез, так как ни у кого нет права объявлять независимость от родной Церкви».[9]
24 октября 2009 года председатель ОВЦС МП архиепископ Иларион (Алфеев) объявил о том, что, по его мнению, в Абхазии нет раскола:
Несмотря на изменение политических границ, мы по-прежнему считаем Абхазию частью канонической территории Грузинской Православной Церкви. Однако мы видим, что де-факто Грузинская Православная Церковь там сейчас присутствовать не может: ни один грузинский епископ или священник не имеет возможности приехать в Абхазию, чтобы окормлять верующих. Значит, мы должны помочь осуществлять пастырскую деятельность находящимся там канонически рукоположенным абхазским священнослужителям. Мы должны помочь им обрести хотя бы временный канонический статус.[10]
Председатель ОВЦС убежден, что если ситуация в Абхазии будет «пущена на самотек», то ее жители останутся беззащитными перед религиозной экспансией чуждых вер и воинствующим секуляризмом.
Во исполнение Постановления Епархиального Собрания Пицундской и Сухумской Епархии Абхазской Православной Церкви, 4 ноября 2009 года клирики и миряне Абхазии обратились к предстоятелям Поместных Православных Церквей с «просьбой о помощи в Богоугодном и благочестивом деянии, каноническом восстановлении и возрождении Абхазской Православной Церкви». Первое послание было адресовано блаженнейшему Илии II, предстоятелю Грузинской Православной Церкви, второе, святейшему Кириллу, патриарху Московскому и всея Руси.[11]
В связи решением Священного Синода Грузинской православной церкви от 21 декабря 2010 года о внесении в титул грузинского Патриарха упоминание Абхазии, духовенство Абхазской православной церкви обратилось к иерархам ГПЦ с братским увещевательным посланием.[12]
Временное управление Абхазской церковью осуществляет протоиерей Виссарион Аплиаа[13].
Количество приходов — 15, монастырей — 2 (2006[14]): св. ап. Симона Кананита на Новом Афоне и свт. Иоанна Златоуста в с. Команы (на месте погребения святителя), в 15 км к северу от Сухума.
После войны 1992—1993 в Абхазии осталось всего 4 священника: 3 русских: протоиерей Петр Самсонов (настоятель Успенского собора в Лыхны), иеромонах Павел Харченко и игумен Виталий Голубь, и один абхаз — Виссарион Аплиаа, учащийся ныне в Санкт-Петербургской Духовной Семинарии.
На 2011 год в клире Абхазской православной церкви состоит около 20 священнослужителей и 20 монашествующих[15].
Богослужения совершаются на абхазском, церковно-славянском и греческом языках. В Гальском районе действует приход в храме вмч. Георгия Победоносца. Настоятель — иерей Матфей Тужба свершает богослужения на абхазском, церковно-славянском и грузинском языках. Проповедь произносится на мегрельском языке.
10 февраля 2011 года решением Правительства Абхазии в безвозмездное и бессрочное пользование Абхазской православной церкви было передано 38 храмов из числа объектов историко-культурного наследия Абхазии, в результате чего Абхазская православная церковь стала самым крупным землепользователем Абхазии[16][17][18].
В апреле 2011 года было сообщено, что в связи с неоднократными обращениями главы Абхазской Православной Церкви, управляющего Сухумской и Пицундской епархиями, иерея Виссариона Аплиаа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил в монастырь святого апостола Симона Кананита в Новом Афоне в Абхазии нового настоятеля игумена Ефрема (Виноградова)[19].
Назначение нового настоятеля вызвало волну возмущений и острую реакцию среди части прихожан абхазской православной церкви во главе с иеромонахом Андреем (Ампар)[20]. Несмотря на заверения митрополита Иллариона, данными католикосу Илие II, о неправильно понятой цели визита игумена Ефрема в Абхазию, сам игумен Ефрем в сонме абхазского духовенства подтвердил факт благословения патриархом Кириллом его направления в Новоафонский монастырь настоятелем, по просьбе иерея Виссариона. Иеромонаха Андрея (Ампар), являющегося клириком Московского патриархата, за непослушание решено предать суду патриарха Кирилла[21]. Андрей Кураев увидел в действиях Иеромонаха Андрея «несогласие руководителя бизнес-центра с превращением его доходного места в настоящий монастырь».
|
|
---|---|
Азербайджан • Армения • Афганистан • Бангладеш • Бахрейн • Бруней • Бутан • Восточный Тимор • Вьетнам • Грузия • Египет¹ • Израиль • Индия • Индонезия • Иордания • Ирак • Иран • Йемен • Казахстан² • Камбоджа • Катар • Кипр • Киргизия • КНР • КНДР • Республика Корея • Кувейт • Лаос • Ливан • Малайзия • Мальдивы • Монголия • Мьянма • Непал • ОАЭ • Оман • Пакистан • Россия² • Саудовская Аравия • Сингапур • Сирия • Таджикистан • Таиланд • Туркмения • Турция² • Узбекистан • Филиппины • Шри-Ланка • Япония |
|
Другие территории | |
¹ В основном в Африке ² Частично в Европе |
Абхазская православная церковь.