Стадионный рок, или Arena rock (иногда также употребляется stadium rock,[1] anthem rock,[2] corporate rock,[3] или pomp rock) — термин в рок-музыке, применяемый к музыке, которые специально направлены на исполнение музыки на больших площадках, стадионах и крупномасштабных туров. Основными особенностями арена-рока является радио-дружественный формат, коммерчески ориентированная мелодика, близкая к AOR, и большое количество рок-баллад[4]. Следует отметить, что арена-рок не является отдельным жанром, а является лишь термином для музыки, ориентированной на огромные выступления.
Традиционно началом арена-рока считают выступление культовой рок-группы The Beatles на стадионе Shea Stadium в Нью-Йорке в 1965 году. Этот успех был подхвачен крайне успешными фестивалями Вудсток и Монтерей в 1969 и 1967 соответственно[5]. В конце 60-х - начале 70-х успех стадионных доказывают туры таких групп как Rolling Stones, Led Zeppelin и Grand Funk Railroad. Параллельно этому осуществляется прорыв в мощности звуковых систем, что также способствовало популяризации арена-рока, увеличивая и увеличивая возможные объёмы концертов. Постепенно начинает активно использоваться пиротехника, эффекты и другие элементы шоу[6]. В то же время некоторые критики отмечают, что это время стало концом рок-идеализма 60-тых, когда рок стал постепенно стал входить в мейнстрим и поддаваться коммерции в виде появления отчётливо коммерческих рок-жанров вроде софт-рока или глэм-рока[1]. Основными группами молодого арена-рока называют Journey, REO Speedwagon, Boston, Foreigner, Styx,[4] Kiss, Peter Frampton[7] и Queen.[8][9]
Огромные финансовые затраты и высокий уровень шоу привели к тому, что стадионные выступления получили прозвище — corporate rock (англ. Корпоративный рок)[10]. Но коммерческая направленность арена-рока в то же время оказала влияние на развитие панк-рока и паб-рока в 70-х. Обычно это объясняют протестом против всё большей коммерциализации рока и утраты связи музыкантов и публики[10]. В 80-х годах настаёт эпоха глэм-метала и соответственно формата AOR, что ещё больше упрочило место арена-рока в мейнстриме. Но уже в ранних 90-х всё это сходит на нет с волной популярности альтернативной рок-музыки и таких групп как Nirvana. По мнению сайта Allmusic, глэм-метал можно было назвать мёртвым уже в 1991 году, так как помпезный и патетичный глэм и арена-рок не могли конкурировать с идеями, декларируемыми гранжем и другими альтернативными жанрами[11].
Рок-музыка | |
---|---|
Альтернативный метал • Альтернативный рок • Анатолийский рок • Арт-рок • Барокко-поп • Бит • Блюз-рок • Брит-поп • Виолончельный метал • Гаражный рок • Глэм-рок • Гранж • Джаз-фьюжн • Дэнс-рок • Инструментальный рок • Индастриал-метал • Инди-рок • Камеди-рок • Кантри-рок • Келтик-рок • Краут-рок • Латин-рок • Математический рок • Метал • Нойз-рок • Паб-рок • Пауэр-поп • Панк-рок • Поп-рок • Пост-панк • Пост-рок • Прогрессивный рок • Прото-панк • Психоделический рок • Рокабилли • Рок-н-ролл • Рэп-рок • Рэпкор • Сатерн-рок • Сёрф-рок • Синти-рок • Софт-рок • Спейс-рок • Стадионный рок • Стоунер-рок • Трип-рок • Фанк-рок • Фолк-рок • Хард-рок • Хартленд-рок • Христианский рок • Хеви-метал • Чикано рок • Экспериментальный рок | |
Стили и направления рок-музыки • Зал славы рок-н-ролла |
Стадионный рок.